В статье авторы пытаются определить влияние стресса на самооценку.
Ключевые слова : стресс, самооценка, ученики.
Известно, что подростковый возраст является одним из значимых этапов в жизни людей. Это сложный переход от беззаботного детства к серьезной взрослой жизни, когда подросток начинает сам выстраивать свою жизненную модель. И что важнее всего, что это сенситивный период для развития самосознания и формирования адекватной самооценки.
Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости у учеников является сложной и значимой проблемой. Дети и подростки тоже могут быть подвержены стрессам, но в основном эти стрессы, называемые школьными, продолжаются очень долго. Это взаимосвязь между стрессом и самооценкой сильно влияет на ученика, Его отношение к миру, понимание того или иного предмета, общение с друзьями и родителями.
Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но, с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы. Стресс делят на так называемые виды:
Эустресс — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».
Дистресс — негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.
Эмоциональный стресс — эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение.
Психологический стресс- психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.
Таким образом, стресс крайне многогранен и перекликается с самооценкой, тем или иным способом.
Самооценка — это субъективная оценка индивидом собственной ценности. Самооценка включает в себя убеждения о себе (например, «Я нелюбим», «Я достоин»), а также эмоциональные состояния, такие как триумф, отчаяние, гордость и стыд. Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.
В психологии выделяют четыре вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным.
- Адекватная самооценка. При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал. Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками.
- Неадекватная самооценка. Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.
- Смешанная самооценка. В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным. О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик.
- Заниженная. Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.
К примеру, низкая самооценка может влиять на человека, так что во время общения с людьми человек испытывает сильный стресс.
Актуальность
Каждый шестой человек находится в возрастной группе 10–19 лет. Подростковый возраст — уникальный, определяющий период формирования личности. Физические, эмоциональные и социальные изменения могут усиливать уязвимость подростков к проблемам психического здоровья.
Во всем мире 10 % детей и подростков страдают психическими расстройствами, но большинство из них не обращаются за помощью и не получают ухода. Самоубийство является четвертой по значимости причиной смерти среди 15–19-летних. Последствия невнимания к психическому здоровью и психосоциальному развитию детей и подростков распространяются на взрослую жизнь и ограничивают возможности вести полноценную жизнь. По оценкам, психическими расстройствами страдает каждый седьмой подросток в возрасте 10–19 лет в мире (14 %); но эти проблемы остаются в значительной степени непризнанными и остаются без лечения.
В подростковом возрасте самооценка неустойчива, колеблется от предельно высокого уровня до крайне низкого. Любая ситуация проверки компетентности, в данном случае — экзамен, тест — для таких людей оказывается просто непереносимой.
Методы исследования
По Г. Селье, «…стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различны, но они запускают одинаковую, в сущности, биологическую реакцию.
Согласно опросу, мы выделили следующие стрессоры
Рис. 1. Факторы стресса
Методики исследования самооценки у старших подростков
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий.
Они обозначают:
– здоровье;
– ум, способности;
– характер;
– авторитет у сверстников;
– умение многое делать своими руками, умелые руки;
– внешность;
– уверенность в себе.
На каждой линии чертой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Обработка и интерпретация результатов. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам). Таким образом, в соответствии с количеством баллом выставляется уровень самооценки:
– менее 45 баллов — низкий уровень самооценки;
– 45–74 –адекватная самооценка;
– 75–100 — высокий уровень самооценки;
Рис. 2. Результаты исследования самооценки
В ходе проведенного анкетирования были сделаны следующие выводы:
- Для подростка может быть как завышенная самооценка, так и заниженная самооценка, которые неблагоприятно действует на них во всех аспектах их жизни.
- Самооценка играет большую роль не только в их личной жизни, но и в школе.
- для большинства анкетируемых характерна адекватная самооценка.
Выводы
Стресс действительно влияет на самооценку, и во время проводимого исследования осознаешь, на сколько исследования могут быть многоплановыми это может быть и социальная жизнь, психологический комфорт, исследование физиологических факторов. Но в школьной жизни мы чаще сталкиваемся с такими стрессами как «экзамены». На мой взгляд, это один из главных триггеров подростковогопериода.
У школьников в трудных и непривычных ситуациях возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этом случае таланты и способности учащихся не будут развиваться, что может отрицательно сказаться на итоговом оценивании и последующим действиям выпускника.
Согласно результатам исследования, мы можем разработать рекомендации для сопровождения учащихся в период подготовки к экзаменам, то есть подсказать подростку, как преодолевать то или иное препятствие(стрессовый фактор), учитывая их возможности, и способности. Показать необходимость самостоятельных действий, а именно формирование и повышение уровня учебно-познавательной самостоятельности учеников, пробуждения инициативы и стремления школьников к потребности в самообразовании и познания нового.
Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, формирования адекватной самооценки, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Также необходимо обучение навыкам преодоления стрессов (проговорить, прописать ситуацию и свои чувства; выразить свои чувства в творчестве: нарисовать, спеть, станцевать; занятия спортом; ходьба пешком).
«Единственное искусство быть счастливым — сознавать, что счастье твое в твоих руках» (Ж.-Ж. Руссо).
Литература:
- https://studfile.net/preview/6385455/
- https://translate.yandex.ru/translate?lang=en-ru&url=https %3A %2F %2Fen.wikipedia.org %2Fwiki %2FSelf_Esteem&view=c
- https://psylogik.ru/73-samoocenka.html
- https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health
- http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/4396/Шоколева_С_М_ВКР %20Бак.pdf?sequence=1&isAllowed=y
- http://www.meridian-journal.ru/site/article?id=4538&pdf=1