Эмпирическое исследование взаимосвязи типа детско-родительских отношений и нарушений пищевого поведения у ребёнка в разных группах подросткового возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 09.06.2024

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Борзова, В. И. Эмпирическое исследование взаимосвязи типа детско-родительских отношений и нарушений пищевого поведения у ребёнка в разных группах подросткового возраста / В. И. Борзова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 318-321. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115424/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной работе изучена взаимосвязь влияния типа детско-родительских отношений на формирование нарушений пищевого поведения в среднем, младшем и старшем подростковом возрасте. Актуальность исследования обусловлена тем, что расстройства пищевого поведения — одни их самых распространённых нарушений психики в настоящее время, при том, что большинство людей скрывают своё состояние от близких. Помимо этого результаты исследований по данной теме в настоящий момент не являются однозначными. Расстройства пищевого поведения вызывают интерес многих авторов, которые анализируют влияние типов детско-родительских отношений и семейного окружения. Однако, действительность этого влияния также подвергается критике со стороны многих учёных. Авторами данной статьи была выдвинута гипотеза о том, что некоторые признаки расстройств пищевого поведения у подростков могут быть обусловлены особенностями их взаимодействия с родителями, а также имеет место высокая важность отношений с родителями как фактор риска для возникновения проблем с питанием.

Ключевые слова: подростки, расстройства пищевого поведения, детско-родительские отношения, типы детско-родительских отношений, враждебность, булимия, анорексия.

In this paper, the interrelation of the influence of the type of child-parent relationship on the formation of eating behavior in adolescence is studied. Eating disorders, despite being common, are often concealed by individuals from their families. This poses a challenge in obtaining clear and consistent research findings on the subject. Consequently, the significance of investigating this issue is highlighted. Many authors criticize the influence of family and types of child-parent relationships on eating disorders. The importance of child-parent relationships as a risk factor for the development of eating disorders was demonstrated by the authors of this article, who hypothesized that destructive types of child-parent relationships are associated with the severity of signs of eating disorders in adolescents.

Keywords: eating disorders, adolescents, child-parent relationships, types of child-parent relationships, hostility, bulimia, anorexia.

Исследование, представленное здесь, анализирует влияние детско-родительских отношений на формирование нарушений пищевого поведения подростков в отдельных возрастных группах.

В современном мире зарубежные концепции активно изучают разнообразные аспекты, которые способны повлиять на нарушения питания. Это делает исследование еще более актуальным, поскольку учитывается широкий спектр факторов, оказывающих воздействие на пищевое поведение. При этом многие ученые сегодня критикуют традиционные модели, которые ранее рассматривали влияние семьи и родительских установок на РПП. Влияние детско-родительских отношений на расстройства пищевого поведения отрицается в основне концепции данной критики. Дискуссии на тему данного вопроса не прекращаются и продолжаются в настоящее время.

В современной научной литературе недостаточно представлены сравнительные исследования взаимосвязи детско-родительских отношений и нарушений пищевого поведения ребёнка. В основном учёные изучают отношения подростков с родителями, а также положение подростков в группах сверстников (Собкин В. С., Калашникова Е. А.). Также исследуется, сам факт наличия РПП, однако работ, посвящённых изучению специфики взаимосвязи детско-родительских отношений и нарушений пищевого поведения ребёнка, не так много.

В психологической практике возник дисбаланс между требованием изучения пищевого поведения ребенка и отсутствием эффективных методов установления связи между влиянием детско-родительских отношений на пищевое поведение ребенка. Именно это противоречие является проблемой исследования , которая представляет интерес как в теоретическом, так и в практическом плане. Исследования в этой области показывают, что несмотря на теоретические основы, практическое применение остается недостаточно разработанным. Исследование проблемы взаимосвязи детско-родительских отношений и пищевого поведения ребенка подтверждает свою актуальность. Все рассмотренные аспекты указывают на важность этого вопроса.

Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь детско-родительских отношений и пищевого поведения подростков.

Гипотеза исследования: степеньвыраженности признаков расстройств пищевого поведения у подростков связана с связана с деструктивными типами детско-родительских отношений и отличается у разных подростковых групп.

Задачи эмпирического исследования:

Эмпирические:

  1. Провести эмпирическое исследование типа детско-родительских отношени и пищевого поведения подростка.
  2. Выявить взаимосвязь типа детско-родительских отношений на формирование пищевого поведения подростка.

–Методы исследования.

В работе были использованы следующие методы исследования:

1) Организационные методы : сравнительный метод

2) Эмпирические : психодиагностический метод : « Тест-опросник отношения к приёму пищи ЕАТ-26» Д. Гарнера и П. Гарфинкела в адаптации О. А. Скугаревского, «Шкала оценки пищевого поведения в адаптации (EDI)» Д. Гарнера в адаптации О. А. Скугаревского, «Опросник родительского отношения» А. Я. Варга и В. В. Столин, «Методика подростки о родителях» З. Матежека и П. Рикана в адаптации НИПНИ, «Многомерная оценка детской тревожности» Е. Е. Ромицыной и Л. И. Вассермана.

–ыборка исследования.

Характеристика выборки исследования:

– семьи с детьми в возрасте 11–12 лет;

– сеемьи с детьми в возрасте 13–14 лет;

– семьи с детьми в возрасте 15–16 лет.

Общий объем выборки — 100 человек (50 матерей и 50 детей).

Объект исследования: пищевое поведение подростка.

Предмет исследования: взаимосвязь детско-родительских отношений и пищевого поведения подростка.

Был проведен анализ статистически значимых различий по показателям детско-родительских отношений и расстройств пищевого поведения разных подростковых групп.

Результаты представлены в табл.1.

Таблица 1

Статистический анализ значимости различий показателей детско-родительских отношений и расстройств пищевого поведения между младшим и средним подростковым возрастом

Показатель

U Манна-Уитни

Асимпт. знч. (двухсторонняя)

Ребенок имеет проблемы с весом

158

0,926

Отношение к еде (ребёнок)

141

0,554

Стремление к худобе (ребёнок)

137

0,441

Булимия у ребёнка

108

0,084

Неудовлетворённость своим телом у ребёнка

154

0,842

Обозначения: «***» — р<0,001, жирным шрифтом выделены тенденции

В результате анализа данных статистическая значимость различий показателей детско-родительских отношений и расстройств пищевого поведения в группах подростков младшего и среднего возраста не выявлена.

Это может быть связано с тем, что в младшем и среднем подростковом возрасте ещё только начинаются процессы формирования своего мнения, стремления к независимости от родителей и важности самовыражения, и явно они не проявляются.

В то же время ежду подростками младшего и старшего возраста выявлена значимость показателя «Отношение к еде», представленная в табл. 2.

Таблица 2

Статистический анализ значимости различий показателей детско-родительских отношений и расстройств пищевого поведения между младшим и старшим подростковым возрастом

Показатель

U Манна-Уитни

Асимпт. знч. (двухсторонняя)

Ребенок имеет проблемы с весом

132

0,672

Отношение к еде (ребёнок)

66

0,009

Стремление к худобе (ребёнок)

113

0,325

Булимия у ребёнка

132

0,780

Неудовлетворённость своим телом у ребёнка

85

0,460

Обозначения: «***» — р<0,001, жирным шрифтом выделены тенденции

Можно сделать вывод о том, что для старшего подросткового возраста, в виду его ведущего вида деятельности — интимно-личностное общение со сверстниками, вопросы, связанные с самооценкой и внешностью выходят на первый план. Следовательно, подростки старшей группы начинают активно интересоваться вопросами питания и влияния питания на свою внешность.

Между подростками среднего и старшего возраста выявлена аналогичная предыдущей группе статистическая значимость различий показателей детско-родительских отношений и расстройств пищевого поведения, представленная в табл. 3.

Таблица 3

Статистический анализ значимости различий показателей детско-родительских отношений и расстройств пищевого поведения между средним и старшим подростковым возрастом

Показатель

U Манна-Уитни

Асимпт. знч. (двухсторонняя)

Ребенок имеет проблемы с весом

107

0,748

Отношение к еде (ребёнок)

52

0,012

Стремление к худобе (ребёнок)

71

0,71

Булимия у ребёнка

76

0,121

Неудовлетворённость своим телом у ребёнка

73

0,092

Обозначения: «***» — р<0,001, жирным шрифтом выделены тенденции

Основные термины (генерируются автоматически): пищевое поведение, отношение, пищевое поведение подростка, старший подростковый возраст, жирный шрифт, пищевое поведение ребенка, расстройство, статистический анализ значимости различий показателей, подростковый возраст, старший возраст.


Похожие статьи

Роль семейных стилей в формировании аддиктивного и аутоагрессивного поведения

В данной статье исследуется роль семейных стилей в формировании аддиктивного и аутоагрессивного поведения. Авторы основываются на предположении, что семейные стили, такие как перфекционизм, контроль, строгие правила, насилие, недостаток поддержки и э...

Ценностные ориентации родителей, воспитывающих ребёнка с расстройством аутистического спектра

Воспитание ребёнка с аутизмом изменяет условия развития личности родителей, что отражается в их ценностно-смысловой сфере. Предполагается, что смысложизненные ориентации и ценности родителей, воспитывающих ребёнка с РАС, имеют определённые, характерн...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Типы реакций и копинг-стратегий у детей в младшем школьном возрасте в ситуации стресса

Статья представляет собой обзор результатов эмпирического исследования психологических реакций у детей младшего школьного возраста, 10–11 лет, на стрессовые ситуации, а также зависимость типов предпочитаемых копинг-стратегий от личностных особенносте...

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Исследование взаимосвязи социометрического статуса и доминирующих стратегий поведения в конфликте у подростков, занимающихся командными видами спорта

Статья посвящена проблеме исследования взаимосвязи социометрического статуса и доминирующих стратегий поведения в конфликте у подростков, занимающихся командными видами спорта. Подростковый период — это подготовка к взрослой жизни, сопутствуемый осно...

Нейрокогнитивный дефицит как фактор нарушения навыков социального взаимодействия у детей с РАС

В данной статье исследуется влияние нейрокогнитивного дефицита на нарушения навыков социального взаимодействия. Авторы основываются на предположении о том, что чем выше степень дефицита когнитивных функций, тем более нарушены навыки социального взаим...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития

Внимание является очень важной частью личности, как часть психологических составляющих человека. В данной статье раскрыт вопрос о самом понятии внимания, его видах, особенностях, составляющих и влиянии на нашу жизнь. Также, в нынешнее время немало л...

Похожие статьи

Роль семейных стилей в формировании аддиктивного и аутоагрессивного поведения

В данной статье исследуется роль семейных стилей в формировании аддиктивного и аутоагрессивного поведения. Авторы основываются на предположении, что семейные стили, такие как перфекционизм, контроль, строгие правила, насилие, недостаток поддержки и э...

Ценностные ориентации родителей, воспитывающих ребёнка с расстройством аутистического спектра

Воспитание ребёнка с аутизмом изменяет условия развития личности родителей, что отражается в их ценностно-смысловой сфере. Предполагается, что смысложизненные ориентации и ценности родителей, воспитывающих ребёнка с РАС, имеют определённые, характерн...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Типы реакций и копинг-стратегий у детей в младшем школьном возрасте в ситуации стресса

Статья представляет собой обзор результатов эмпирического исследования психологических реакций у детей младшего школьного возраста, 10–11 лет, на стрессовые ситуации, а также зависимость типов предпочитаемых копинг-стратегий от личностных особенносте...

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Исследование взаимосвязи социометрического статуса и доминирующих стратегий поведения в конфликте у подростков, занимающихся командными видами спорта

Статья посвящена проблеме исследования взаимосвязи социометрического статуса и доминирующих стратегий поведения в конфликте у подростков, занимающихся командными видами спорта. Подростковый период — это подготовка к взрослой жизни, сопутствуемый осно...

Нейрокогнитивный дефицит как фактор нарушения навыков социального взаимодействия у детей с РАС

В данной статье исследуется влияние нейрокогнитивного дефицита на нарушения навыков социального взаимодействия. Авторы основываются на предположении о том, что чем выше степень дефицита когнитивных функций, тем более нарушены навыки социального взаим...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития

Внимание является очень важной частью личности, как часть психологических составляющих человека. В данной статье раскрыт вопрос о самом понятии внимания, его видах, особенностях, составляющих и влиянии на нашу жизнь. Также, в нынешнее время немало л...

Задать вопрос