Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 08.10.2023

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Анищенко, К. В. Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками / К. В. Анищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106375/ (дата обращения: 19.10.2024).



В данной работе рассмотрена необходимостьиспользование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции их речевой функции, формирования навыков правильной речи, побуждения детей к свободному речевому общению и их отвлечения от своего речевого дефекта.

Ключевые слова: заикание, игровая деятельность, дошкольный возраст, игра, речь, нервная система.

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности. В конце XIX в. психиатр И. А. Сикорский впервые установил, что в большинстве случаев это происходит в возрасте от 2 до 5 лет.

Заикание — это не только нарушение речевой функции, согласно большинству ученых. Оно также указывает на нарушения в нервной системе заикающихся, их физическом здоровье, общей моторике и наличии психологических особенностей. Вариации этих отклонений в психофизическом состоянии детей, страдающих заиканием, могут проявляться по-разному в разных случаях. Однако, все эти аспекты тесно связаны друг с другом и взаимодействуют между собой. Усложнение одного аспекта неизбежно усугубляет другие.

Согласно учению Павлова о высшей нервной деятельности человека, заикание рассматривается как заболевание центральной нервной системы в целом. Это означает, что проблемы с речью у заикающихся связаны с дисфункцией нервной системы в целом, а не только с отдельными аспектами речевого процесса.

Дополнительно, исследования показывают, что заикание может иметь генетическую предрасположенность. Некоторые дети могут наследовать склонность к заиканию от родителей или близких родственников. Это говорит о том, что нарушение речи может быть связано с генетическими факторами, которые влияют на развитие нервной системы и речевых навыков.

Кроме того, окружающая среда и воспитание также могут оказывать влияние на появление заикания. Стрессы, неправильное общение, недостаток поддержки и понимания со стороны окружающих могут усугублять проблемы с речью у заикающихся детей.

Поэтому важно создавать благоприятную атмосферу и обеспечивать поддержку для таких детей, чтобы помочь им преодолеть трудности и развить свои речевые навыки.

В итоге, заикание — это комплексное расстройство, связанное с различными аспектами физического и психологического развития. Понимание этих аспектов помогает нам лучше понять природу заикания и разработать эффективные методы помощи для заикающихся детей.

Необходимо воздействовать на речь заикающегося, на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося разными средствами получило в нашей стране название комплексного метода преодоления заикания.

Речь является основным средством коммуникации между людьми. Она позволяет нам передавать информацию, выражать свои мысли и эмоции, а также устанавливать и поддерживать социальные связи.

Тесным образом с развитием речи и уровнем ее овладения связано формирование и развитие личности человека, а различные нарушения речи, в том числе и заикание, препятствует этому. Оно в настоящее время является довольно распространенным нарушением речи у детей.

В последние годы внимание многих ученых, изучающих данную проблему, в большинстве привлекают дидактические игры, обладающих высокой потенциальной эффективностью. Они не только полностью удовлетворяют социально-психологическим характеристикам и потребностям дошкольника, но и позволяют легко и эффективно достигать поставленной учебно-воспитательно-коррекционной задачи. Соответственно, наиболее актуальной проблемой для логопедической науки в настоящее время является исследование эффективности использования дидактических игр в коррекционной работе по преодолению заикания у детей дошкольного возраста.

Несомненно, ведущая роль в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста принадлежит игровой деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. Использование всех видов игр рассматривается как одно из наиболее эффективных средств, для преодоления заикания и развития речевой коммуникации у заикающегося ребенка. Кроме того, учитывается психологическая комфортность, которая предполагает снятие по возможности всех стрессов, стимулирующих развитие потенциала и творческой активности.

Дидактические игры с четкими, строго упорядоченными правилами и действиями ставят всех заикающихся детей в равное положение, что способствует воспитанию у них дисциплинированности, собранности, выдержки. Данные игры способствуют развитию коммуникативных навыков у детей с заиканием. Они учат детей правильно выражать свои мысли и идеи, улучшают словарный запас и грамматические навыки. Такие игры также помогают детям с заиканием развивать навыки слушания и понимания речи других людей.

Дидактические игры направлены на улучшение плавности и понятности речи у детей с заиканием. Они помогают детям осознать свои речевые ошибки и научиться контролировать свою речь. Игры также помогают детям с заиканием развивать навыки правильного дыхания и артикуляции, что способствует более четкому и понятному произношению слов.

Среди подвижных игр для детей с заиканием, выбираются в основном игры средней и малой подвижности. Это объясняется тем, что игры с высокой подвижностью могут нарушить у детей темп дыхания и речи, что нежелательно для процесса коррекции заикания. Среди игр средней и малой подвижности можно выделить, прежде всего, подвижные игры с простыми движениями, а также подвижные игры с сюжетом и спортивно-развлекательные. Все подвижные игры воспитывают у детей организованное поведение, самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство коллективизма.

Таким образом, в разнообразных по форме играх предусматривается их воздействие не только на речь, но и на психофизическое развитие заикающихся детей, в результате происходит совершенствование общей и речевой моторики, формирование навыков правильного отношения к своей речи, к окружающим, развитие представлений, мышления.

Использование дидактических игр в логопедической работе оказывает положительное влияние на эффективность коррекции и развитие речи у детей.

М. Монтель подчеркивал, что «игры детей — вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».

Главное помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому необходимо адаптировать игры под его индивидуальные потребности и особенности.

Литература:

  1. Белякова Л. И. Логопедия. Заикание. Хрестоматия: учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. — М.: Академия, 2003. — 304 с.
  2. Ворошилова Е. Л. Коррекция заикания у дошкольников / Е. Л. Ворошилова. — М: Сфера, 2011.
  3. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников / Г. А. Волкова. — М.,1983.
  4. Зайцева, Н. В. Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Зайцева, Л. М. Пугачева. — Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 9–12.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, заикание, дошкольный возраст, нервная система, речь, игровая деятельность, малая подвижность, преодоление заикания, речевая функция.


Похожие статьи

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Пальчиковые игры в развитии активной речи детей третьего года жизни

В обществе проблема развития активной речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активной речи, а также потому, что развитие активной речи являетс...

Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...

Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми. Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведе...

Логоритмика как средство преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассматриваются актуальный вопрос реализации коррекционно-развивающей работы в дошкольной образовательной организации. направленный на преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста. Теоретический анализ позволяет автору обо...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ

В статье описаны задачи сенсорного развития детей, игры Марии Монтессори, направленные на сенсорное развитие. Обращается внимание на необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, консультаций и бесед по вопросам сенсорного развития ребенка...

Развитие речи у дошкольников старшего возраста (5–6 лет)

В статье поднимается проблема развития речи у дошкольников старшего возраста, посещающих дошкольную образовательную организацию. Авторами предпринята попытка внести новизну в исследование разработав модель развития речи старших дошкольников с использ...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Похожие статьи

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Пальчиковые игры в развитии активной речи детей третьего года жизни

В обществе проблема развития активной речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активной речи, а также потому, что развитие активной речи являетс...

Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...

Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми. Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведе...

Логоритмика как средство преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассматриваются актуальный вопрос реализации коррекционно-развивающей работы в дошкольной образовательной организации. направленный на преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста. Теоретический анализ позволяет автору обо...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ

В статье описаны задачи сенсорного развития детей, игры Марии Монтессори, направленные на сенсорное развитие. Обращается внимание на необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, консультаций и бесед по вопросам сенсорного развития ребенка...

Развитие речи у дошкольников старшего возраста (5–6 лет)

В статье поднимается проблема развития речи у дошкольников старшего возраста, посещающих дошкольную образовательную организацию. Авторами предпринята попытка внести новизну в исследование разработав модель развития речи старших дошкольников с использ...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Задать вопрос