Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 10.11.2018

Статья просмотрена: 1006 раз

Библиографическое описание:

Попова, Е. С. Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях / Е. С. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 272-274. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53660/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматривается специфика формирования двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Приводятся результаты диагностического исследования моторики у детей с РАС, на основании, которого была разработана специальная коррекционная методика, направленная на двигательное развитие аутичных детей.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра (РАС), ребёнок, моторное развитие, дошкольный возраст, игра.

К сожалению, практически у всех детей с расстройством аутистического спектра (РАС) нарушается развитие моторной сферы. У некоторых есть особенности при выполнении произвольных движений, видна недостаточность координации движений, неловкость при ходьбе.

Расстройство моторного формирования вызвано значительным уровнем тревоги аутичного ребёнка, недостаточным постижением происходящих событий, страхами. Ребёнок не совершенствуется, а впадает в защитные стереотипные формы поведения (однообразные, повторяющиеся ритмичные движения — бег по кругу, раскачивание, взмахи, манипуляции с мелкими предметами), следовательно, моторная сфера искажена и формируется весьма медлительно (Э. В. Плаксунова).

В нашем исследовании мы проводили диагностику моторной сферы детей с РАС с помощью методики Э. В. Пласкуновой (2008) [5]. Методика дает возможность оценить двигательные умения детей с аутизмом в соответствии с уровнями построения движений, описанными Н. А. Бернштейном. Оценка происходит по следующим областям диагностики:

1) сформированность умений, позволяющих ориентироваться и двигаться во внешнем пространственном поле;

2) наличие умений выполнять точные прицельные действия с предметами;

3) сформированность действий, требующих ориентировки в пространстве собственного тела. [6]

В экспериментальную группу вошли 12 дошкольников: 8 детей четырехлетнего возраста и 4 ребёнка пятилетнего возраста. Все дети имели диагноз «расстройство аутистического спектра». Дети пользовались и понимали речь, выполняли простую инструкцию.

Также мы сформировали контрольную группу, в которую вошли 12 детей: 5 детей четырехлетнего возраста и 7 детей пятилетнего возраста не имеющих проблем здоровья.

Диагностика моторной сферы показала основательные проблемы у детей с РАС по сравнению с нормотипичными детьми контрольной группы в ориентировке и организации движений во внешнем пространстве, в движениях, требующих ориентации в пространстве собственного тела, а также в выполнении прицельных действий с предметами. По данным результатам мы можем говорить о потребности специальной работы по формированию двигательной сферы детей с РАС.

Разработанная нами программа коррекционной работы, направленная на развитие двигательной сферы дошкольников с РАС, была создана из трёх блоков.

Занимались с детьми полгода, два раза в неделю по 30–40 минут.

1 блок — умение выполнять действия, требующие ориентировки в пространстве тела, состоит из игр:

Улыбка; Тень; Повтори за мной; Ладушки, ладушки; Шофёр.

2 блок — формирование умений ориентировать двигательные действия во внешнем пространственном поле, состоит из игр:

Попади на тот берег; Кенгуру; Прыг-скок; Весёлые ребята; Зайка по лесу бежит.

3 блок — развитие умений выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами, состоит из игр:

Попади в цель; Футбол; Круговорот; Послушный мячик; Поймай мяч.

По первому блоку оценки — «ориентировка и движения во внешнем пространственном поле» — в группе детей с РАС самый высокий результат был представлен в балльном выражении 41 балла (50 максимально), самый низкий — 28. По результатам первичной диагностики 34 балла был самый высокий, самый низкий — 17. То есть результаты всех детей при выполнении упражнений существенно улучшились.

По блоку «перемещение во внешнем пространственном поле» максимальный результат у детей с РАС выражался в 25 баллах (максимально можно было набрать 32), минимальный — 17 баллов. По результатам первичной диагностики 17 балла был самый высокий, самый низкий — 8. Таким образом, способности детей экспериментальной группы к координированному перемещению во внешнем пространственном поле после проведенных занятий заметно возросли.

Третий блок диагностики позволял оценить «прицельные действия в пространственном поле с предметами». Самый высокий результат — 10 баллов, самый низкий — 7. По результатам первичной диагностики максимальным был результат 10 баллов, самым низким — 4 балла. Поэтому мы можем заключить, что видим положительную динамику у детей экспериментальной группы и в возможностях выполнения прицельных действий с предметами.

Таким образом, по результатам эксперимента мы можем увидеть, что разработанная нами программа хорошо повлияла на детей с расстройством аутистического спектра.

Литература:

  1. Аутизм / Под.ред. проф. Э. Г. Улумбекова. — М.: Гэотар-мед, 2002.
  2. Богдашина О. Б. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма / О. Б. Богдашина. — Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2012. — 248 с.
  3. Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — М.: Теревинф, 2000. — 336 с.
  4. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком / С. Ньюмен. — М., Теревинф, 2009. — 240 с.
  5. Плаксунова Э. В. «Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии». М.,2011.
  6. Плаксунова Э. В. Использование программы «Моторная азбука» в процессе коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми // Детский аутизм: исследования и практика. С. 302–312.
  7. Шипицына Л. М. Детский аутизм / Л. М. Шипицына. — М.: Дидактика Плюс, 2001. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, внешний пространственный пол, балл, действие, моторная сфера, первичная диагностика, РАСА, экспериментальная группа, контрольная группа, пространственный пол.


Похожие статьи

Особенности устной речи и поведения дошкольников при расстройствах аутистического спектра

Помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) — одна из актуальнейших проблем в российской специальной педагогике. В статье автор сообщает о результатах логопедического обследования детей в возрасте 4–5 лет с аутистическими симптомами в ...

Исследование особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра

В статье представлены теоретические аспекты исследования особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра. В результате данного исследования был выявлен уровень сформированности экспрессивной речи дошкольников с р...

Особенности логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей с расстройством аутистического спектра

В статье доклада рассматриваются основные концепции развития коммуникативных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра, специфические особенности развития речи дошкольника, затрагиваются вопросы коррекционного сопровождения дошкольника с...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

В статье автор рассматривает особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрывает особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье охаракт...

Развитие у обучающихся с РАС навыков моторной имитации с использованием метода «Нейрогимнастика по Бернштейну»

Статья посвящена изучению проблемы организации обучения детей с расстройством аутистического спектра, в том числе с другими ментальными нарушениями. Авторами представлен опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья и родителями. Проанализиро...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра с помощью карточек PECS

В статье представлены определения понятий «аутизм» и «расстройства аутистического спектра» (далее — РАС), выделены клинические проявления, позволяющие идентифицировать поведение ребенка как аутичное, рассмотрен опыт работы по формированию коммуникати...

Оздоровительная аэробика как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением речи

В данной статье представлены результаты внедрения в процесс физической культуры младших школьников с нарушением речи оздоровительной аэробики, которая оказывает влияние на физическое и речевое развитие детей с диагнозом ОНР. В статье рассматривается ...

Похожие статьи

Особенности устной речи и поведения дошкольников при расстройствах аутистического спектра

Помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) — одна из актуальнейших проблем в российской специальной педагогике. В статье автор сообщает о результатах логопедического обследования детей в возрасте 4–5 лет с аутистическими симптомами в ...

Исследование особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра

В статье представлены теоретические аспекты исследования особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра. В результате данного исследования был выявлен уровень сформированности экспрессивной речи дошкольников с р...

Особенности логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей с расстройством аутистического спектра

В статье доклада рассматриваются основные концепции развития коммуникативных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра, специфические особенности развития речи дошкольника, затрагиваются вопросы коррекционного сопровождения дошкольника с...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

В статье автор рассматривает особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрывает особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье охаракт...

Развитие у обучающихся с РАС навыков моторной имитации с использованием метода «Нейрогимнастика по Бернштейну»

Статья посвящена изучению проблемы организации обучения детей с расстройством аутистического спектра, в том числе с другими ментальными нарушениями. Авторами представлен опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья и родителями. Проанализиро...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра с помощью карточек PECS

В статье представлены определения понятий «аутизм» и «расстройства аутистического спектра» (далее — РАС), выделены клинические проявления, позволяющие идентифицировать поведение ребенка как аутичное, рассмотрен опыт работы по формированию коммуникати...

Оздоровительная аэробика как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением речи

В данной статье представлены результаты внедрения в процесс физической культуры младших школьников с нарушением речи оздоровительной аэробики, которая оказывает влияние на физическое и речевое развитие детей с диагнозом ОНР. В статье рассматривается ...

Задать вопрос