Специфика организации работы с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра в области физического воспитания (на примере ДС№ 44 «Золотой ключик» г. Нижневартовска) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 11.06.2018

Статья просмотрена: 2866 раз

Библиографическое описание:

Ахмедова, Л. К. Специфика организации работы с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра в области физического воспитания (на примере ДС№ 44 «Золотой ключик» г. Нижневартовска) / Л. К. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 410-412. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51155/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность изучения проблемы воспитания и образования детей с аутистическим спектром расстройства обусловлена постоянно возрастающими статистическими данными. В 2000 году количество пациентов с диагнозом аутизм варьировало от 5 до 26 на 10 000 детей. Спустя 5 лет показатели значительно увеличились — один случай этого расстройства приходился на 250–300 новорожденных. В 2008 году статистика приводит следующие данные — среди 150 детей один страдает этим заболеванием. За последние десятилетия количество пациентов с аутистическими расстройствами увеличилось в 10 раз.

В настоящее время принят Федеральный закон об инклюзивном образовании, который дал возможность детям с ограниченными возможностями здоровья получать достойное образование в дошкольном учреждении, в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, развивать физические и творческие способности.

МАДОУ ДС № 44 «Золотой ключик» стал пилотной площадкой для воспитания и развития детей с расстройством аутистического спектра в Нижневартовске. В дошкольном учреждении оборудовано групповое помещение, разработан пакет нормативной документации, обучен штат педагогов.

В рамках статьи описана специфика организации занятий по физической культуре с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.

Проблема детского аутизма широко освещается в области медицины и педагогики. При организации специализированной группы в детском саду мы опирались на следующие научные исследования: Лебединская К. С., Никольская О. С. «Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления»; Мартынова О. Г., Валишин Э. Х. «Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра»; Никольская О. С. «Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение»; Плаксунова Э. В. «Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра».

Дети с аутизмом имеют ряд характерных особенностей физического развития: общая моторная неловкость, недостаточно координированная походка; дети не могут повернуться без посторонней помощи, не умеют прыгать, стоять на одной ноге, бросить мяч в цель, поймать его. Большие затруднения вызывают тонкие целенаправленные движения. У детей нарушено чувство ритма, им трудно ходить под музыку, выполнять под нее движения. У детей отмечается снижение психического тонуса: ребенок не выдерживает напряжения, быстро истощается (Ульянова Р. К.).

В МАДОУ № 44 принята адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 44 (далее — Программа) — образовательная программа ДОУ, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа направлена на оказание помощи семье в воспитании детей дошкольного возраста, охрану и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений речи, психических функций.

Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Программа включает следующие образовательные области:

– Социально-коммуникативное развитие;

– Познавательное развитие;

– Речевое развитие;

– Художественно-эстетическое развитие;

– Физическое развитие.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников.

Все коррекционно-развивающая индивидуальная, подгрупповая, групповая, интегрированная непосредственно образовательная деятельность (занятия) в соответствии с Программой носит игровой характер, насыщена разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублирует школьных форм обучения. Коррекционно-развивающая форма НОД в соответствии с Программой не тождественна школьному уроку и не является его аналогом.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, инструктора по лечебной физкультуре, воспитателей и родителей дошкольников.

В рамках статьи мы рассмотрим организацию работы по образовательной области «Физическое развитие». Работа с аутичными детьми по формированию моторных функций требует большого терпения, многократных объяснений и показа, на отработку каждого движения уходит длительное время, поэтому разработан блок подвижных игр и упражнений для детей с РАС, которые применяются на протяжении целого учебного года.

Согласно расписанию занятия по физической культуре проходят 2 раза в неделю, кроме того, предусмотрена 10-минутная ежедневная зарядка. Для создания благоприятного эмоционального фона используется музыкальное сопровождение. Работа с детьми РАС проходит в спортивном зале. Занятие проводит инструктор по физическому воспитанию и воспитатель группы. Все упражнения выполняются совместно с ребенком, чтобы дать ему возможность ощутить свое тело, понять траекторию движения. Запомнить кинетические действия помогает речевая инструкция. Очень важно правильно подкрепить действия словами, четко, кратко и однословно сформулировать суть упражнения.

  1. Приступая к выполнению упражнения, необходимо привлечь внимание ребенка, нужно дать возможность ребенку адаптироваться в спортивном зале. Только после этого этапа приступать к разучиванию упражнения.
  2. При выполнении упражнения с предметом необходимо сначала дать время для знакомства с ним, чтобы ребенок получил тактильные ощущения и запомнил их.
  3. При организации занятий надо учитывать интересы ребенка и подбирать упражнения, которые нравятся детям. Например, наши дети любят бегать, и мы на основе этого умения уже выстраиваем занятие, усложняя то действие, которое у них получается.
  4. Для ребенка с РАС важно не только показать упражнение, нужно его многократно выполнить вместе, чтобы ребенок мог осознать его и запомнить, не бояться делать.

В нашем дошкольном учреждении на занятиях по физическому развитию используются следующие подвижные игры: «Ловишка», «Стой — иди», «Цветные автомобили», «Самолеты». Они направлены на формирование умения бегать врассыпную, не наталкиваясь, ориентироваться в пространстве, в ходьбе по бревну развивать равновесие, развивать силу рук с помощью использования рукоходов, упражняют детей в метании мешочка в горизонтальную цель с расстояния 2м, в умении сохранять равновесие при ходьбе по бревну боком и прямо, развивают умение выполнять ходьбу с ускорением, изменяя положение рук и используя широкий шаг, упражняют детей в силе толчка в прыжках в высоту с места, с учётом высоты препятствий.

Кроме того, для укрепления физического и психического здоровья детей используются малоподвижные игры, которые направлены на развитие координации, умения действовать по инструкции, контролировать свои действия. Например, «Горячий мяч», «Подвижная мишень», «Гори, гори ясно».

Цель адаптивной программы по физической культуре — гармоничное физическое развитие и формирование основ здорового образа жизни. Она позволяет решить следующие педагогические задачи: приобретение опыта двигательной активности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации и гибкости приобретение опыта двигательной деятельности, связанной с правильным выполнением упражнения, развитие мелкой моторики.

При организации занятий инструктор по физической культуре должен учитывать то, что двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики. Детям-аутистам свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны и механистичны, с отсутствием плас­тичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Таким образом, педагогу важно знать психические и физические особенности развития детей-аутистов, чтобы грамотно организовать занятие, задействовав сильные стороны личности ребенка и минимизировав отдельные негативные характеристики поведения.

Итак, при организации занятий по физическому развитию ребенка-аутиста необходимо учитывать специфику заболевания, индивидуальные особенности каждого ребенка, его наклонности. Само занятие проводить вместе с воспитателем группы, многократно выполнять предложенные упражнения вместе с ребенком, создавать благоприятную атмосферу и ситуацию успеха у воспитанника. При соблюдении этих простых правил можно достигнуть результата.

Литература:

  1. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления [Текст]/ К. С. Лебединская, О. С. Никольская. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
  2. Мартынова О. Г., Валишин Э. Х. Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / О. Г. Мартынова, Э. Х. Валишин // Молодой ученый. — 2017. — № 4. — С. 337–342.
  3. Никольская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, И. А. Костин, М. Ю. Веденина, А. В. Аршатский, О. С. Аршатская. — М.: Теревинф, 2005. — 224 с.
  4. Плаксунова Э. В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Э. В. Плаксунова// Аутизм и нарушения развития. — 2009. — № 4. — С. 67–72.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическая культура, дошкольное учреждение, организация занятий, Программа, упражнение, физическое развитие, двигательная деятельность, детский сад, Речевое развитие.


Похожие статьи

Особенности консультативной работы с семьями, воспитывающими детей с расстройством аутистического спектра

Данные рекомендации разработаны специалистами МДОУ д/с № 5 «Улыбка» г. Волжского Волгоградской области, реализующих АОП для дошкольников с РАС, и имеющими опыт практической работы с семьями, воспитывающими детей данной нозологии. Статья посвящена как...

Наглядные методы ведения воспитательно-патриотической работы в рамках празднования 75-летия Великой Победы (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Особенности деятельности многопрофильного структурного подразделения учреждения дополнительного образования (на примере отдела «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Методика повышения общей физической подготовленности, направленная на развитие физических качеств у лыжниц 10–12 лет (на примере воспитанников ГБУ ДО НАО «Дворец спорта «Норд»)

Коррекционно-воспитательная работа с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье отражены основные направления коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками ГКУ ЦССВ «Южное Бутово». Раскрываются основные задачи, цели коррекционно-воспитательного процесса, даются рекомендации по развитию моторно-двигательных ...

Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра (на примере работы городского ресурсного центра «Росток» г. Челябинска)

Система подготовки воспитанников к школе

В статье описан опыт работы педагогов ДОУ в старшей и подготовительной группе по подготовке воспитанников к школе. Описана система оригинальных упражнений, игр и приёмов, призванных адаптировать программу Е. В. Колесниковой с учётом индивидуальных ос...

Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности «Школьный информационный канал» для обучающихся 7–9-х классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Похожие статьи

Особенности консультативной работы с семьями, воспитывающими детей с расстройством аутистического спектра

Данные рекомендации разработаны специалистами МДОУ д/с № 5 «Улыбка» г. Волжского Волгоградской области, реализующих АОП для дошкольников с РАС, и имеющими опыт практической работы с семьями, воспитывающими детей данной нозологии. Статья посвящена как...

Наглядные методы ведения воспитательно-патриотической работы в рамках празднования 75-летия Великой Победы (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Особенности деятельности многопрофильного структурного подразделения учреждения дополнительного образования (на примере отдела «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Методика повышения общей физической подготовленности, направленная на развитие физических качеств у лыжниц 10–12 лет (на примере воспитанников ГБУ ДО НАО «Дворец спорта «Норд»)

Коррекционно-воспитательная работа с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье отражены основные направления коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками ГКУ ЦССВ «Южное Бутово». Раскрываются основные задачи, цели коррекционно-воспитательного процесса, даются рекомендации по развитию моторно-двигательных ...

Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра (на примере работы городского ресурсного центра «Росток» г. Челябинска)

Система подготовки воспитанников к школе

В статье описан опыт работы педагогов ДОУ в старшей и подготовительной группе по подготовке воспитанников к школе. Описана система оригинальных упражнений, игр и приёмов, призванных адаптировать программу Е. В. Колесниковой с учётом индивидуальных ос...

Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности «Школьный информационный канал» для обучающихся 7–9-х классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Задать вопрос