В статье описан опыт работы педагогов ДОУ в старшей и подготовительной группе по подготовке воспитанников к школе. Описана система оригинальных упражнений, игр и приёмов, призванных адаптировать программу Е. В. Колесниковой с учётом индивидуальных особенностей детей. Представлен проект «Школка» (готовимся к школе вместе с родителями).
Занимаюсь подготовкой к школе около 8 лет. На предыдущем месте работы это было моей основной функцией. По образованию я учитель начальных классов, позже закончила педагогический университет по специальности дошкольная педагогика и психология, что позволяет мне работать как с дошкольниками, так и с младшими школьниками.
Практика работы с детьми того и другого возраста показала множество проблем и сложностей, которые испытывают дети и их родители, в период перехода из детского сада в школу.
В современной школе обучение происходит быстрыми темпами. Не нам судить хорошо это или плохо, но можем с уверенностью сказать, что недостатки в подготовке к школе старших дошколят проявляются довольно быстро и очень остро. Ребёнок испытывает стресс, переживает, пропадает интерес учиться вплоть до отказа «не пойду я в вашу школу».
Наше дошкольное учреждение утвердило и реализовывает программу «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Так же у родителей наших воспитанников есть возможность подобрать для своего ребёнка дополнительные образовательные услуги. Таким образом, работа по решению целей и задач в области «Речевое развитие» у нас в ДОУ ведётся в следующих направлениях:
Непосредственно образовательная деятельность (по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы).
«Методическая копилка» (педагогические советы, участие в городских методических советах, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры).
Дополнительные образовательные услуги (по авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е. В. Колесниковой «От звука к букве»).
Работа с родителями (беседы, родительские собрания, консультации, ведение страницы в социальных сетях, мастер-классы).
Проект «Школка» (готовимся к школе с родителями).
Эти направления педагогической работы позволяют предупредить и решить трудности возникающие у младших школьников, у их родителей и молодых педагогов, делающих первые шаги в профессии. Остановимся подробнее на двух последних.
Дополнительные занятия проходят по авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е. В. Колесниковой «От звука к букве». За основу построения этой программы взят исходный принцип построения системы речевого развития Д. Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, звуковой период. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д. Б. Эльконин). В упомянутой ранее программе содержание работы педагога в стенах ДОУ подробно освещено и проиллюстрировано: рабочие тетради, учебно-методическое пособие для педагога, демонстрационный материал.
Эта программа сочетает в себе принципы научной обоснованности и практической применимости;
позволяет решать поставленные цели и задачи в области «Речевое развитие» на необходимом и достаточном материале, приближаясь к разумному «минимуму»;
обеспечивает триединство педагогических целей;
строится с учётом интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями;
позволяет педагогу учитывать индивидуальные особенности детей;
обеспечивает формирование у детей универсальных предпосылок учебных действий.
Об этом свидетельствует многолетний опыт работы педагогов из команды разработчика, педагогов нашего города и нашего ДОУ. Опыт работы по этой программе показал ряд трудностей, с которыми встречаются педагоги. Мы опишем моменты, которые используем в своей работе. Некоторые из них условно можно отнести к современным педагогическим технологиям, другие, считаем, незаслуженно забытыми педагогическими приёмами.
Блок «От А до Я», программы Е. В. Колесниковой «От звука к букве», мы начали осваивать в старшей группе и закончили в подготовительной (2 года). Мы считаем, что темп предложенный программой (1 год) очень высокий для детей нашей группы. Ведь главным на этом этапе обучения является: выработать умение детей не путать понятия звук и буква. А мы, в самом начале освоения этого блока, заметили, что дети путают понятия: звук и буква; слог и слово. Не успевают запоминать буквы, часто путают их, что делает невозможным параллельное обучение чтению. Мы замедлила темп: на первом занятии выделяем звук, на втором знакомимся с буквой, вместо одного занятия; для парных согласных отводим три — вместо одного; больше времени уделяем обобщению и систематизации знаний.
Далее мы приведём систему приёмов и упражнений, которыми мы дополнили содержание занятий по грамоте и развитию речи, предложенных Е. В. Колесниковой, за счёт них увеличилось количество занятий.
В своей работе часто используем сигнальные опоры и дети уже со средней группы хорошо знакомы с системой условных обозначений. Они вводятся постепенно, много раз проговариваются их значение и довольно быстро становятся понятны всем детям. Со старшей группы на занятиях используем планшеты (индивидуальные белые доски) и маркеры или магнитные дощечки. Дети превращаются в рыбок и говорить уже не могут.
«Раз, два, три, четыре, пять — стану в рыбок превращать» (дотрагиваюсь до каждого волшебной палочкой).
«Будешь ты теперь молчать, только хвостиком вилять».
В словарь детей ввожу слово: алгоритм, оно не вызывает никаких затруднений у современных детей.
Задаём вопросы, ответы на которые легко и быстро можно изобразить при помощи условного знака: цифры, геометрической фигуры, схематичного изображения предмета, действия или признака, ассоциативной картинки и т. д. (см. Приложения). Используем такой приём для закрепления, систематизации или актуализации знаний, необходимых для перехода к новой теме.
Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3
(Описываем растение) (Родственные слова) (Права ребёнка)
На занятиях по грамоте, у нас получаются примерно такие сигнальные опоры.
- Выделение звука.
- Большое внимание уделяем артикуляции.
- Использование опоры: «Как услышать звук?» (см.: Приложение 4)
- Использование опоры: «Местозвука в слове.
- Упражнение «Круг-аплодисменты».
В группе разложены предметные картинки. Дети расходятся и ищут карточку, в названии которой, слышится заданный звук. По сигналу дети становятся в круг. По очереди показывают карточки, старательно произносят название предмета, обращаем внимание на опору (см.: Приложение 4). Если карточка выбрана правильно, дети аплодируют выбору, если допущена ошибка — топают.
Отзываться могут не все: только девочки, только те у кого короткие волосы, только дежурные и т. д.
— Посчитать и показать на пальцах, сколько правильных карточек осталось на ковре?
— В конце упражнения, детям, которые ошиблись, предлагаю исправиться.
- Приёмы для запоминания буквы.
Многие дети плохо запоминают зрительный образ буквы, путают похожие по написанию, пишут их зеркально. Разнообразные приёмы запоминания букв, хорошо известны и с успехом применяются нами, ниже приведём некоторые из них.
Главной нашей задачей является: создать условия для активизации как можно большего количества анализаторов: использовать зрительную, слуховую, осязательную, словесно-логическую, двигательную и эмоциональную память. Об этом твердили люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей ещё начиная с древнейших времён (техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими педагогами прошлого) и заканчивая современными трактовками педагогов и психологов наших дней.
Все этапы работы по запоминанию буквы сопровождаются совместным составлением опорных сигналов (см.: Приложение 5). На последующих занятиях дети постепенно переходят к самостоятельной работе по запоминанию буквы (начиная с 4 пункта).
1.На что похожа буква?
2. Из каких элементов состоит?(вертикальные и горизонтальные, длинные и короткие линии; дуги, крючочки, уголки.
3. Закрываем глаза и пальчиком обрисовываем буквы, вырезанные из наждачной бумаги самой крупной фракции.
Для динамической паузы подходит вариант: разбиться на группы и выстроиться, сесть или лечь на ковре в форме буквы.
4. Работа с лотками (лотки наполнили мелочами родители, а именно: пуговицы, камушки, катушки, ракушки, декоративные кристаллы и т. д.) — дети выкладывают три варианта изучаемой на занятии буквы.
5. Вылепить из пластилина.
6. Выложить из верёвки, вырезать из бумаги.
7. Скрутить из проволоки, и подойти к доске- приложить свою букву к образцу. Особенно этот приём хорош для букв в написании которых дети путают стороны или наклон (Б, Я, И, У, Э и т. д.)
8. Смоделировать из любого вида конструктора или выложить из мозаики.
9. Прописать букву в тетради.
- Чтение. Закрепление знаний о буквах обозначающих гласные и согласные звуки.
Приложение 4 Приложение 5
Упражнение «Переходы».
На столе предложены карточки с буквами. Предлагаю детям составить слог, все по очереди (дети рассажены по кругу, квадрату, чтобы могли продвигаться по часовой стрелке) читают свои слоги.
— Предлагаю взять в руки букву, обозначающую гласный звук и перейти с ней на одно место по часовой стрелке. Поставить букву и образовать новый слог, читаем по очереди полученные слоги.
—То же повторяем с буквой обозначающей согласный.
Так передвигаемся, пока все не встанут на свои места.
- Закрепление и систематизация знаний.
Ролевая игра «Школа».
Все дети делятся на учеников и учителей. Доска делится на части (по количеству учеников), части нумеруются.
Педагог задаёт вопросы для закрепления, систематизации или те которые необходимо повторить для перехода к новой теме.
Например:
— Что мы делаем со звуком? (дети знакомы с условными знаками: рот и уши).
— Запиши любые звуки.
— Запиши известные буквы.
— Запиши буквы обозначающие гласные звуки.
— Запиши йотированные буквы.
— Запиши несколько слогов.
— Запиши слова.
— Сделай схему предложения и т. д….
У доски работают одновременно все «ученики», после выполнения, садятся на место. Пока они работают, остальные «учителя» получают карточку с номером своего «ученика».
«Учитель» выходит к доске и исполняет свою роль: обращается ко всем детям примерно с такой речью.
— Ребята, был задан вопрос (восстанавливает вопрос).
— Посмотрите, есть ли ошибки? (называет тех кто желает ответить, вызывает кого-нибудь исправить ошибки, если они есть или сам исправляет, соглашается или нет с ответами детей).
— Саша выйди исправь.
— Кто хочет дополнить?
Если «ученик» справился, предлагаю «учителю» поставить оценку.
Таким образом, мы разработали систему дополнительных занятий, опробовали и используем оригинальные игры и упражнения, добавили приёмов для запоминания букв. И за счёт этого доработали программу Е. В. Колесниковой «От звука к букве», с целью адаптировать её для ребят нашей группы, что не противоречит основным принципам программы.
Подготовка детей к школьной жизни — задача не из легких. Огромную роль играют мама и папа. Они должны выполнять не только функцию родителей, но и учителей, и воспитателей. Привлечение родителей к подготовке своих детей к школе считаем необходимым, так как они те люди, которые проходят со своим ребёнком все периоды его жизни и развития, являются главным проводником для социализации ребёнка.
Для того, чтобы обеспечить такого рода подготовку и детей и их родителей, родилась идея проекта. Мы назвали его «Школка». В нашем посёлке, где большинство жителей ухаживают за своими садами и виноградниками, такое название вполне понятно всем. Для городских жителей объясним: «школка» — это специальная грядка, на которой в комфортных условиях подрастают небольшие делянки многолетников, распикированные сеянцы, детки луковичных, укорененные черенки и растения, которым нужен более тщательный уход, внимание и любовь. Необходимо защищать их от палящего солнца и холодных северных ветров… Через годы этот сеянец превратится в здоровое, красивое и плодоносное дерево, теперь уже готовое отдавать и искренне благодарить человека, вырастившего его. Свой проект оформили по форме предложенной Евдокимовой Е. С.
Тип проекта:
— По методу доминирующему в проекте — практико-ориентированный;
— По характеру содержания проекта — ребёнок и семья;
— По характеру участия ребёнка в проектировании — исполнитель;
— По характеру контактов — в контакте с семьей;
— По количеству участников — фронтальный;
— По продолжительности реализации проекта — долгосрочный.
Цель: Создать условия для спешной совместной (родители и их дети)
подготовки дошкольников к школе и последующего обучения;
обеспечить преемственность между ДОУ и школой
Задачи:- Предупредить возможные трудности и проблемы в обучении.
— Закреплять навык полных ответов.
— Формировать умение строить красивые повествовательные
предложения.
— Развивать мышление и доказательную речь.
— Развивать память, внимание, мелкую моторику.
— Расширять и активизировать словарный запас
— Воспитывать самостоятельность и инициативу.
В самом начале пути мы разработали рабочую тетрадь с домашними заданиями. «Домашнее задание» звучит, наверное, слишком тяжело для дошкольного детства, но если расценивать эти задания как интересный совместный досуг, если эти задания рассматривать как закрепление и повторение материала, освоенного с педагогом в стенах ДОУ за неделю, если они выстроены от простого к сложному, то материал становится доступным.
Кроме того, в этих домашних заданиях есть небольшие вставки только для родителей, в которых мы объясняем вещи, часто вызывающие трудности даже у взрослых.
Эти отступления мы добавили в свои разработки значительно позже, так как многим приходилось объяснять как выполнять то или иное задание, потому что кто-то уже забыл теоретический материал, делая правильно, как говорят «на автомате»; другие стесняются задать вопрос; для некоторых это действительно открытие.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
№ п\п |
Мероприятия |
Сроки |
Задачи |
Место проведения |
1. |
Родительское собрание
|
сентябрь |
- Обозначить роль семьи в успешной подготовке ребёнка к школе. — Предложить запустить проект «Школка». |
Групповое помещение. |
2. |
Консультации для родителей |
Постоянно (в случае обращения) |
- Помочь в выполнении, разъяснить суть задания и пути его выполнения. |
Групповое помещение. |
3. |
Разъяснение трудных заданий детям (акценты, обобщение знаний, наводящие вопросы, подсказки). |
По четвергам и пятницам (постоянно) |
- Подготовить детей к успешному выполнению заданий на выходных. |
Групповое помещение, участок для прогулок. |
4. |
Беседа и объяснение заданий вызвавших трудности. |
По понедельникам и вторникам (постоянно) |
- Проанализировать сделанное на выходных, выявить трудности. — Помочь с выполнением. |
Групповое помещение. |
5. |
Беседа по уже выполненным заданиям |
По средам, четвергам и пятницам |
- Похвалить детей за работу. — Совместно выполнить некоторые задания. |
Групповое помещение. |
6. |
Мастер-класс для родителей (на странице в «одноклассниках») по заданиям вызвавшим трудности. |
постоянно |
- Продемонстрировать видеоролик, где дети совместно с педагогом выполняют новое сложное задание; где дети выполняют задания часто вызывающие затруднения. |
Дома |
7. |
Выставка аппликаций выполненных с родителями (дети заводят альбом и выполняют в нем по одной аппликации в неделю тема свободная). |
Ноябрь Февраль Май |
- Создать ситуацию: совместного творчества, переживания общего успеха. — Развивать мелкую моторику. |
Дома |
К вопросу о подготовке ребёнка к школе педагоги и родители должны подходить, четко осознавая цели предлагаемых заданий. Понимать к чему именно готовить, в усвоении какого именно школьного материала это облегчит их ребёнку жизнь; к восприятию какой информации он должен быть готов; какими навыками обладать.
Приведём в таблице примеры таких заданий, при этом рассмотрим их через призму преемственности между детским садом и начальной школой.
Тема по обучению дошкольников элементам грамоты и развитию речи |
«Школка» Виды заданий для дошкольников: |
Начальная школа. Младший школьник не будет испытывать затруднений в следующих заданиях: |
|
1. |
Звук и буква |
- Как записать букву? — Как изобразить звук? — Что мы делаем со звуком? — Что мы делаем с буквой? |
- Фонетический разбор слова. — Написание безударных гласных в корне слова. — Написание парных согласных в слабой позиции. |
2. |
Гласные звуки и буквы А, У, О, Э, Ы Слог. |
- Раздели на слоги слова. — Какой гласный слышишь в первом слоге — втором, третьем? — Прочитай слоги с этими буквами, как звучит согласный? |
- Пропуск букв. — Написание безударных гласных в корне слова. — Перенос слов. |
3. |
Йотированные Я, Ю, Ё, Е но звуков таких нет. Мы слышим: [й а], [й у], [й о], [й э] Или просто [а], [у], [о], [э], при этом они смягчают предыдущий согласный. |
- Рассмотри картинки, обведи те в названии которых, (если ты захочешь записать это слово) будет буква Я,Ю,Е,Ё. — Определи на слух в каких словах звучит долгий [й а], [й у], [й о], [й э]. А в каких ты слышишь короткий [а], [у], [о], [э], при этом он смягчает предыдущий согласный. (есть пояснения для взрослых) |
- Написание слов с йотированными Я, Ю, Е, Ё (не писать лишний мягкий знак) — Знают, что в случаях с йотированными, слышим два звука, но пишем одну букву. — Фонетический разбор слова. |
4. |
Ь — показатель мягкости согласных. (не обозначает звука) Буквы две, но звук один, мягкий. |
- Выучи стихотворение, назови слова с мягкими согласными. — Определи что её смягчает Ь или йотированная, или она всегда мягкая Щ, Ч (есть пояснения для взрослых) |
Ь — показатель мягкости согласных. — Написание слов с йотированными Я, Ю, Е, Ё. — Фонетический разбор слова. |
5. |
Буквы Ч, Щ Всегда мягкие. |
- Вспомни рассказ, прочитанный на занятии, назови слова в которых есть звук Ч, Щ. |
Сочетания ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН, ЧТ, ЩН. |
6. |
Память |
- Вспомни рассказ, прочитанный на занятии. Расскажи его родным. — Вспомни и нарисуй подробности из прочитанного в группе рассказа. — Припомни и нарисуй какие предметы были изображены на картинках, показанных на занятиях. — Выучи стихотворение. |
Строить красивые повествовательные и описательные предложения. — Запоминать и успешно применять правила. |
7. |
Мелкая моторика |
- Вспомни и нарисуй подробности из прочитанного в группе рассказа. — Выполни аппликацию на свободную тему. — Нарисуй в тетради фигурку по клеткам. |
Каллиграфический почерк. |
8. |
Закономерности |
- Дорисуй бусы (внимательно посмотри в каком порядке изображены бусинки). Объясни свои действия. — Покажи стрелками какая обувь для какой погоды пригодится, объясни свой выбор. |
Задания на логику, умозаключения; |
9. |
Родственные слова |
- Подбери к слову родственное.. |
- Написание безударных гласных в корне слова. — Написание парных согласных в слабой позиции. |
Думаем наши разработки будут полезны как педагогам, так и родителям. Ведь наша цель — облегчить ребёнку переход из дошкольного детства в школьную, очень увлекательную, полную новых опытов и эмоций жизнь. Это как раз то, чего все родители хотят: «соломки подстелить», чтобы их ребёнок не «набил шишек». Конечно же, в своей статье мы коснулись далеко не всех аспектов подготовки ребёнка к школе. Но если дошкольник овладел элементами грамоты, его речь хорошо развита, структурирована, эмоционально окрашена и понятна — он будет уверен в своих силах, у него сформируется высокая самооценка, он будет проявлять инициативу и уверенно отвечать на занятиях, проявлять зачатки самоорганизации, понимать необходимость дисциплины; у него начитают формироваться воля и произвольность внимания. Таким образом, мы получаем высокий показатель психологической готовности ребенка к школе.
Все эти проявления вызывают одобрение и поддержку среди учителей и одноклассников, ребенок становится успешен в детском коллективе и в учёбе.
Литература:
- Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: 1991
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М.:Сфера, 2011.
- Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие. М.:Эскимо, 2010.
- Колесникова Е.В Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5–6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». М.: Ювента,2016.
- Юдин Г. Букварёнок. М.:1980.