В XXI веке само сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, которое позволяет создавать условия для полноценного развития детей. В статье рассматривается «Лонгитюд ЭДК» — как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОО. Авторами представлена эффективность по результатам диагностического обследования экспертной системой. Уникальность данного комплекса заключается в том, что результаты обследования подвергаются компьютерной обработке. В результате планомерной работы, в рамках взаимодействия с семьями воспитанников, в условиях коррекционно-развивающего пространства показано, как можно добиться создания благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребенка.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, Лонгитюд — ЭДК, метод Шкала развития, комплексная диагностика, уровень развития ребенка, Программа развития, формы взаимодействия с родителями, эффективность коррекционно-развивающей работы
«Лонгитюд — ЭДК» — как экспертная система.
Метод «Шкала развития» в системе диагностики детского сада.
«Программа развития» как цикл индивидуальных занятий ребенка по коррекции проблемных зон со специалистом данной области или часть взаимодействия дошкольного учреждения с родителями.
В современном мире в педагогической практике используются разнообразные образовательные программы комплексного и «парциального» характера, многочисленные технологии и методики. Необходимо определение наиболее адекватных методик и реализация их как части целостной педагогической системы.
Цель: использование «Лонгитюд — ЭДК» — как часть единой комплексной системы психологической и медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в дошкольной образовательной организации.
Задачи:
– определение наиболее адекватных методик и реализации их как части целостной педагогической системы;
– систематизация и обобщение опыта комплексного и многоуровневого подходов внутри образовательного учреждения.
Процесс сопровождения в системе дошкольного образовании — это научно-практическая деятельность ряда специалистов. Это относительно новое направление в психолого-педагогической области в России, предваряющее в жизнь идеи гуманистического и личностно-ориентированного образования, само сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, которое позволяет создавать условия для полноценного развития детей.
«Экспертная система Лонгитюд» — уникальный метод комплексной диагностики, результаты которой подвергаются компьютерной обработке.
Руководителем авторского коллектива «Лонгитюд — ЭДК» является Сергей Александрович Мирошников, «кандидат психологических наук, заведующий лабораторией Центра технического сопровождения образовательных программ факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета» [1, с. 9]. Он собрал и обобщил опыт нескольких поколений ведущих авторов педагогической и психологической мысли в одном методическом комплексе.
«Экспертная система Лонгитюд — это ассистент специалиста (психолога, педагога, врача), работающего в сфере индивидуального сопровождения развития детей» [1, с. 15].
Экспертная система используется для:
– определения уровня развития детей, начиная с двух месяцев;
– исследования психомоторного развития;
– отслеживания динамики развития;
– разработки индивидуальной программы занятий обследованному ребенка, учитывает все аспекты развития и предлагает готовый практический материал: игры и упражнения, ничего не нужно подбирать, можно брать и заниматься.
А родителям дает возможность узнать, чем же сейчас заниматься с ребенком.
Данная система использовалась нашим учреждением с 2002 года как ранняя диагностика в психомоторном развитии детей, в качестве дополнения к возможностям обычных методов непосредственного обследования. И с 2009 года — для определения уровня развития детей до 7-и лет.
Цель работы специалистов нашего учреждения предусматривает целенаправленное и всестороннее воздействие на ребенка, направленное на конструктивное решение актуальных проблем развития.
Диагностический блок является неотъемлемой и более значимой составляющей индивидуального сопровождения ребенка на начальном этапе. Специалистами нашего учреждения проводится как стандартная диагностика по определению уровня развития ребенка, так и исследование с помощью экспертной системы «Лонгитюд — ЭДК» метода «Шкала развития», результаты которого предъявляется родителям в случае согласия специалиста с его выводами. Использование данной «системы достаточно для первичной оценки возможных проблемных зон, но недостаточно для диагностики отклонения». Что позволяет обратить внимание на 39 параметров, представленных в программе для последующего более глубокого исследования узкими специалистами.
«Основные цели, на которые направлена данная система — это скрининговая диагностика уровня развития детей, выявление проблемных зон, требующих повышенного внимания, длительное наблюдение за ходом развития детей и групп, подготовка индивидуальных рекомендаций по занятиям с ребенком с учетом зоны его ближайшего развития» [1, с. 19].
В данном комплексе предусмотрена разработка индивидуальной «Программы развития» ребенка с иллюстрациями, которая направлена на ближайшую «зону развития». С ее помощью в нашем учреждении осуществляется индивидуальный подход к детям в областях проблемных зон: моторного, умственного, речевого развития, а также социально-эмоциональной сферы и деятельности ребенка — под наблюдением профильных специалистов, с учетом динамики развития и гибкой вариацией заданий.
В нашем учреждении была разработана комплексная система работы специалистов по данной методике. Занятия по программе проводятся четыре раза в неделю.
Алгоритм работы очень прост:
Сначала мы проводим сбор данных анамнеза. Родители заполняют анкетные данные. Затем мы переходим к обследованию ребенка с помощью стимульного материала, предоставленного комплексом «Лонгитюд».
Вводим данные в компьютер. Система обрабатывает и выдает заключения, динамику в графике и индивидуальную программу развития.
А, вот работа специалистов по некоторым разделам программы:
– учитель-дефектолог использует на занятиях игры для развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации и познавательных процессов (это различные шнуровки, игры со счетными палочками, дорисовывая по точкам, лабиринты, найди фигуры, что лишнее…);
– учитель-логопед использует игры для развития речи (противоположности, синонимы, сказки — «досказки», путаницы…);
– педагог-психолог использует игры для развития эмоционально сферы (ощущение, настроение, тренируем эмоции, кто я? объятия, комплементы…);
– инструктор по физической культуре использует игры и игровые упражнения по развитию двигательных качеств (игры с мячом, змейка, скок-скок, бег, ходьба, лазание и другие).
Рис. 1. Модель индивидуального сопровождения детей с ОВЗ по «Экспертной системе «Лонгитюд»
Другой важной составляющей процесса индивидуального сопровождения дошкольника является взаимодействие специалиста с родителями. «Программа развития» предоставляется для игр и занятий в домашних условиях, что очень актуально и эффективно в условиях работы специалиста детского сада с родителями. Многие из них является некомпетентными в области развития ребенка, и зачастую не имеют представления об организации деятельности дошкольника, а предложенный комплекс ориентирует их в определении направленности и видов игровой и образовательной деятельности. В результате планомерной работы в рамках системы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях коррекционно-развивающего пространства мы добиваемся создания благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребенка.
Программа «Лонгитюд» — это часть индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка в детском саду. Интересные формы взаимодействия позволяют вовлекать родителей в орбиту педагогической деятельности, делают образовательный процесс более востребованным, понятным, привлекательным и интересным для современных родителей. При выполнении советов и рекомендаций специалистов, они имеют возможность свободно ориентироваться в играх и упражнениях с помощью предоставленной индивидуальной программы развития, что помогает им занять ребенка нужной деятельностью, повторять и закреплять полученные знания дома.
Эффективность индивидуального сопровождения детей с ОВЗ в ДОО по результатам диагностического обследования детей экспертной системой «Лонгитюд» одного ребенка (Мирослав Ч., 6 лет 5 месяцев).
В результате первичного обследования были выявлены признаки значительного отставания по некоторым параметрам развития ребёнка:
– Положительная мотивация к школьному обучению сформирована недостаточно.
– Обнаружены признаки значительного отставания в развитии зрительно-моторной координации.
– Обнаружены признаки значительного отставания в развитии тонкой моторной координации. Необходима консультация специалиста по движению и коррекционные занятия, а также ежедневные упражнения в соответствии с рекомендациями.
– Обнаружены признаки значительного отставания в развитии восприятия. Необходима консультация психолога или специального педагога.
– Обнаружены признаки недостаточного понимания пространственных отношений.
– Обнаружены признаки небольшого отставания в развитии мышления. Рекомендуем обратиться за консультацией к психологу или специальному педагогу.
– Обнаружены признаки существенно сниженного уровня общих знаний.
– Обнаружены признаки значительного отставания в развитии памяти.
– Обнаружены признаки значительного отставания в развитии внимания.
– Обнаружены признаки небольшого отставания в развитии речи.
После проведенной коррекционно-развивающей работы, проводится повторное обследование, данные которого обрабатываем компьютерной системой. Результаты диагностики некоторых детей с задержкой психического развития показали отставания по всем параметрам на начала года, к концу же некоторые из параметров соответствуют возрасту, другие остаются сниженными, но уже в меньшей степени; в некоторых случаях после проведенной коррекционно-развивающей работы по «Экспертной системе», диагностика показала полное соответствие возрасту по всем основным параметрам.
В результате повторного обследования на конец года были выявлены следующие признаки по некоторым параметрам развития ребёнка (Мирослав Ч., 7 лет):
– Сформирована положительная мотивация к школьному обучению.
– Зрительно-моторная координация развита нормально, в соответствии с возрастом.
– Развитие тонкой моторной координации соответствует возрасту.
– Признаки отставания в развитии мышления не выявлены.
– Уровень общих знаний соответствует возрасту.
– Признаки отставания в развитии памяти не выявлены.
– Признаки отставания в развитии внимания не выявлены.
– Обнаружены признаки небольшого отставания в развитии речи.
Рис. 2.Результаты диагностического обследования Мирослава Ч.
ПОКАЗАТЕЛИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПАРАМЕТРАМ:
Мотивация к обучению в школе.
Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.
Зрительно-моторная координация.
Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.
Тонкая моторная координация.
Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.
Математические представления.
Возможно отставание: данные соответствуют средним для возраста 6 лет, 5 месяцев.
Понимание пространственных отношений.
Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.
Мышление.
Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.
Объём знаний.
Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.
Память.
Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.
Внимание.
Возможно отставание: данные соответствуют средним для возраста 6 лет месяцев.
Развитие речи.
Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.
Таким образом, данная модель индивидуального психолого-педагогического сопровождения позволяет достичь поставленной цели: создание единой комплексной системы психологической и педагогической помощи детям с ОВЗ, а также дает возможность систематизировать и обобщить опыт внутри образовательной организации.
Литература:
1. Методические материалы к программному комплексу Лонгитюд-ЭДК. Экспериментально-диагностический комплекс (ЭДК) / Под ред. С. А. Мирошникова — Санкт-Петербург, 2011.