«Лонгитюд — ЭДК» как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кожина, Т. С. «Лонгитюд — ЭДК» как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО / Т. С. Кожина, Т. С. Едалова, И. С. Писановская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32010/ (дата обращения: 15.11.2024).



В XXI веке само сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, которое позволяет создавать условия для полноценного развития детей. В статье рассматривается «Лонгитюд ЭДК» — как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОО. Авторами представлена эффективность по результатам диагностического обследования экспертной системой. Уникальность данного комплекса заключается в том, что результаты обследования подвергаются компьютерной обработке. В результате планомерной работы, в рамках взаимодействия с семьями воспитанников, в условиях коррекционно-развивающего пространства показано, как можно добиться создания благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребенка.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, Лонгитюд — ЭДК, метод Шкала развития, комплексная диагностика, уровень развития ребенка, Программа развития, формы взаимодействия с родителями, эффективность коррекционно-развивающей работы

«Лонгитюд — ЭДК» — как экспертная система.

Метод «Шкала развития» в системе диагностики детского сада.

«Программа развития» как цикл индивидуальных занятий ребенка по коррекции проблемных зон со специалистом данной области или часть взаимодействия дошкольного учреждения с родителями.

В современном мире в педагогической практике используются разнообразные образовательные программы комплексного и «парциального» характера, многочисленные технологии и методики. Необходимо определение наиболее адекватных методик и реализация их как части целостной педагогической системы.

Цель: использование «Лонгитюд — ЭДК» — как часть единой комплексной системы психологической и медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в дошкольной образовательной организации.

Задачи:

– определение наиболее адекватных методик и реализации их как части целостной педагогической системы;

– систематизация и обобщение опыта комплексного и многоуровневого подходов внутри образовательного учреждения.

Процесс сопровождения в системе дошкольного образовании — это научно-практическая деятельность ряда специалистов. Это относительно новое направление в психолого-педагогической области в России, предваряющее в жизнь идеи гуманистического и личностно-ориентированного образования, само сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, которое позволяет создавать условия для полноценного развития детей.

«Экспертная система Лонгитюд» — уникальный метод комплексной диагностики, результаты которой подвергаются компьютерной обработке.

Руководителем авторского коллектива «Лонгитюд — ЭДК» является Сергей Александрович Мирошников, «кандидат психологических наук, заведующий лабораторией Центра технического сопровождения образовательных программ факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета» [1, с. 9]. Он собрал и обобщил опыт нескольких поколений ведущих авторов педагогической и психологической мысли в одном методическом комплексе.

«Экспертная система Лонгитюд — это ассистент специалиста (психолога, педагога, врача), работающего в сфере индивидуального сопровождения развития детей» [1, с. 15].

Экспертная система используется для:

– определения уровня развития детей, начиная с двух месяцев;

– исследования психомоторного развития;

– отслеживания динамики развития;

– разработки индивидуальной программы занятий обследованному ребенка, учитывает все аспекты развития и предлагает готовый практический материал: игры и упражнения, ничего не нужно подбирать, можно брать и заниматься.

А родителям дает возможность узнать, чем же сейчас заниматься с ребенком.

Данная система использовалась нашим учреждением с 2002 года как ранняя диагностика в психомоторном развитии детей, в качестве дополнения к возможностям обычных методов непосредственного обследования. И с 2009 года — для определения уровня развития детей до 7-и лет.

Цель работы специалистов нашего учреждения предусматривает целенаправленное и всестороннее воздействие на ребенка, направленное на конструктивное решение актуальных проблем развития.

Диагностический блок является неотъемлемой и более значимой составляющей индивидуального сопровождения ребенка на начальном этапе. Специалистами нашего учреждения проводится как стандартная диагностика по определению уровня развития ребенка, так и исследование с помощью экспертной системы «Лонгитюд — ЭДК» метода «Шкала развития», результаты которого предъявляется родителям в случае согласия специалиста с его выводами. Использование данной «системы достаточно для первичной оценки возможных проблемных зон, но недостаточно для диагностики отклонения». Что позволяет обратить внимание на 39 параметров, представленных в программе для последующего более глубокого исследования узкими специалистами.

«Основные цели, на которые направлена данная система — это скрининговая диагностика уровня развития детей, выявление проблемных зон, требующих повышенного внимания, длительное наблюдение за ходом развития детей и групп, подготовка индивидуальных рекомендаций по занятиям с ребенком с учетом зоны его ближайшего развития» [1, с. 19].

В данном комплексе предусмотрена разработка индивидуальной «Программы развития» ребенка с иллюстрациями, которая направлена на ближайшую «зону развития». С ее помощью в нашем учреждении осуществляется индивидуальный подход к детям в областях проблемных зон: моторного, умственного, речевого развития, а также социально-эмоциональной сферы и деятельности ребенка — под наблюдением профильных специалистов, с учетом динамики развития и гибкой вариацией заданий.

В нашем учреждении была разработана комплексная система работы специалистов по данной методике. Занятия по программе проводятся четыре раза в неделю.

Алгоритм работы очень прост:

Сначала мы проводим сбор данных анамнеза. Родители заполняют анкетные данные. Затем мы переходим к обследованию ребенка с помощью стимульного материала, предоставленного комплексом «Лонгитюд».

Вводим данные в компьютер. Система обрабатывает и выдает заключения, динамику в графике и индивидуальную программу развития.

А, вот работа специалистов по некоторым разделам программы:

– учитель-дефектолог использует на занятиях игры для развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации и познавательных процессов (это различные шнуровки, игры со счетными палочками, дорисовывая по точкам, лабиринты, найди фигуры, что лишнее…);

– учитель-логопед использует игры для развития речи (противоположности, синонимы, сказки — «досказки», путаницы…);

– педагог-психолог использует игры для развития эмоционально сферы (ощущение, настроение, тренируем эмоции, кто я? объятия, комплементы…);

– инструктор по физической культуре использует игры и игровые упражнения по развитию двигательных качеств (игры с мячом, змейка, скок-скок, бег, ходьба, лазание и другие).

Рис. 1. Модель индивидуального сопровождения детей с ОВЗ по «Экспертной системе «Лонгитюд»

Другой важной составляющей процесса индивидуального сопровождения дошкольника является взаимодействие специалиста с родителями. «Программа развития» предоставляется для игр и занятий в домашних условиях, что очень актуально и эффективно в условиях работы специалиста детского сада с родителями. Многие из них является некомпетентными в области развития ребенка, и зачастую не имеют представления об организации деятельности дошкольника, а предложенный комплекс ориентирует их в определении направленности и видов игровой и образовательной деятельности. В результате планомерной работы в рамках системы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях коррекционно-развивающего пространства мы добиваемся создания благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребенка.

Программа «Лонгитюд» — это часть индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка в детском саду. Интересные формы взаимодействия позволяют вовлекать родителей в орбиту педагогической деятельности, делают образовательный процесс более востребованным, понятным, привлекательным и интересным для современных родителей. При выполнении советов и рекомендаций специалистов, они имеют возможность свободно ориентироваться в играх и упражнениях с помощью предоставленной индивидуальной программы развития, что помогает им занять ребенка нужной деятельностью, повторять и закреплять полученные знания дома.

Эффективность индивидуального сопровождения детей с ОВЗ в ДОО по результатам диагностического обследования детей экспертной системой «Лонгитюд» одного ребенка (Мирослав Ч., 6 лет 5 месяцев).

В результате первичного обследования были выявлены признаки значительного отставания по некоторым параметрам развития ребёнка:

– Положительная мотивация к школьному обучению сформирована недостаточно.

– Обнаружены признаки значительного отставания в развитии зрительно-моторной координации.

– Обнаружены признаки значительного отставания в развитии тонкой моторной координации. Необходима консультация специалиста по движению и коррекционные занятия, а также ежедневные упражнения в соответствии с рекомендациями.

– Обнаружены признаки значительного отставания в развитии восприятия. Необходима консультация психолога или специального педагога.

– Обнаружены признаки недостаточного понимания пространственных отношений.

– Обнаружены признаки небольшого отставания в развитии мышления. Рекомендуем обратиться за консультацией к психологу или специальному педагогу.

– Обнаружены признаки существенно сниженного уровня общих знаний.

– Обнаружены признаки значительного отставания в развитии памяти.

– Обнаружены признаки значительного отставания в развитии внимания.

– Обнаружены признаки небольшого отставания в развитии речи.

После проведенной коррекционно-развивающей работы, проводится повторное обследование, данные которого обрабатываем компьютерной системой. Результаты диагностики некоторых детей с задержкой психического развития показали отставания по всем параметрам на начала года, к концу же некоторые из параметров соответствуют возрасту, другие остаются сниженными, но уже в меньшей степени; в некоторых случаях после проведенной коррекционно-развивающей работы по «Экспертной системе», диагностика показала полное соответствие возрасту по всем основным параметрам.

В результате повторного обследования на конец года были выявлены следующие признаки по некоторым параметрам развития ребёнка (Мирослав Ч., 7 лет):

– Сформирована положительная мотивация к школьному обучению.

– Зрительно-моторная координация развита нормально, в соответствии с возрастом.

– Развитие тонкой моторной координации соответствует возрасту.

– Признаки отставания в развитии мышления не выявлены.

– Уровень общих знаний соответствует возрасту.

– Признаки отставания в развитии памяти не выявлены.

– Признаки отставания в развитии внимания не выявлены.

– Обнаружены признаки небольшого отставания в развитии речи.

Рис. 2.Результаты диагностического обследования Мирослава Ч.

ПОКАЗАТЕЛИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПАРАМЕТРАМ:

Мотивация к обучению в школе.

Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.

Зрительно-моторная координация.

Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.

Тонкая моторная координация.

Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.

Математические представления.

Возможно отставание: данные соответствуют средним для возраста 6 лет, 5 месяцев.

Понимание пространственных отношений.

Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.

Мышление.

Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.

Объём знаний.

Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.

Память.

Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.

Внимание.

Возможно отставание: данные соответствуют средним для возраста 6 лет месяцев.

Развитие речи.

Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.

Таким образом, данная модель индивидуального психолого-педагогического сопровождения позволяет достичь поставленной цели: создание единой комплексной системы психологической и педагогической помощи детям с ОВЗ, а также дает возможность систематизировать и обобщить опыт внутри образовательной организации.

Литература:

1. Методические материалы к программному комплексу Лонгитюд-ЭДК. Экспериментально-диагностический комплекс (ЭДК) / Под ред. С. А. Мирошникова — Санкт-Петербург, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень развития, экспертная система, значительное отставание, возраст, зрительно-моторная координация, признак, развитие речи, ребенок, детский сад, небольшое отставание.


Ключевые слова

программа развития, психолого-педагогическое сопровождение, Лонгитюд — ЭДК, метод Шкала развития, комплексная диагностика, уровень развития ребенка, формы взаимодействия с родителями, эффективность коррекционно-развивающей работы

Похожие статьи

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбра...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Детский сад как условие социально-образовательной интеграции детей с ОВЗ в жизнь и общество

Статья знакомит с современным состоянием инклюзивного образования и процессом обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ. Сообщается, что работа детского сада «Чайка» в сфере инклюзивного образования направлена на обеспе...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения

В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понима...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Похожие статьи

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбра...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Детский сад как условие социально-образовательной интеграции детей с ОВЗ в жизнь и общество

Статья знакомит с современным состоянием инклюзивного образования и процессом обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ. Сообщается, что работа детского сада «Чайка» в сфере инклюзивного образования направлена на обеспе...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения

В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понима...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Задать вопрос