Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в условиях структурного подразделения "Центр игровой поддержки ребенка" | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в условиях структурного подразделения "Центр игровой поддержки ребенка" / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2367/ (дата обращения: 16.11.2024).

Раннее психолого-педагогическое сопровождение сегодня является одним из наиболее эффективных способов помощи ребенку преддошкольного возраста и его семье. Социальное благополучие ребенка во многом зависит от того, как он приспосабливается и адаптируется к окружающей действительности. Уровень адаптированности, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на формирование таких наиважнейших сфер развития ребенка, как психомоторная, речевая и эмоциональная.

Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, педагогов, специалистов, медицинских работников, всего общества в целом. В связи с этим в последние годы в системе дошкольного образования особое внимание уделяется именно педагогике раннего детства. Отмечается явная тенденция к восстановлению системы «ясельного» образования детей раннего возраста, успешно работавшей до 80-х годов прошлого столетия [2]. Значительным достижением последнего времени стала активная разработка и внедрение в практику таких вариативных форм дошкольного образования, как группы кратковременного пребывания, лекотеки, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службы ранней помощи.

Центр игровой поддержки ребенка является важным звеном в психолого-педагогическом сопровождении семьи и ребенка раннего возраста. Он осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей, на основе современных методов организации игровой деятельности, а также проводит консультативную и просветительскую работу с родителями (законными представителями), направленную на создание развивающей среды в условиях семейного воспитания. С другой стороны, Центр дает специалистам уникальную возможность изучить психологию современных родителей, узнать потребности семьи, выявить актуальные проблемы и особенности развития детско-родительских отношений.

Нами отмечено, что на сегодняшний день не хватает четко систематизированного теоретического и практического материала по работе специалистов в Центре игровой поддержки с родителями. Поэтому мы предлагаем наше видение особенностей и содержания работы педагога-психолога структурного подразделения с родителями детей раннего возраста, зачисленных на сопровождение Центра.

Современные молодые родители как никогда компетентны в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста. К моменту рождения малыша они уже имеют элементарные представления об уходе за ним, об основных закономерностях развития моторики, психических функций и формирования речи. Однако практика показывает, что зачастую теоретическая подкованность не является показателем того, что эти полезные знания применяются родителями в повседневной жизни во взаимодействии с ребенком. В данном случае уместен не столько вопрос «что развивать?», сколько «как развивать?». Кроме того, крайне важно сформировать у родителей активную позицию в решении вопросов воспитания и обучения детей, создать особую форму партнёрского взаимодействия с семьей. Такая работа является непременным условием успешной реализации концепции Центра игровой поддержки.

Важность периода раннего детства невозможно переоценить. Ведь именно сейчас у ребенка происходит огромный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом развитии. Если упустить это время, наверстать его очень трудно, а иногда и невозможно. Особенно это касается развития эмоциональной сферы ребенка. Известно, что эмоциональное состояние малышей во многом перекликается с эмоциональными проблемами матери. Без влияния извне ребенок не становится тревожным, боязливым или агрессивным. Именно поэтому так важно приобщат и отца и мать к эмоциональному миру ребенка, уже сейчас обучить их личностному общению с ним.

Специфика работы в Центре игровой поддержки заключается в системе «тройственного союза» – «Мать – Дитя – Специалист». Поэтому особого внимания заслуживает первоначальная самопрезентация специалиста родителям детей, зачисленных на сопровождение структурного подразделения. Самопрезентация не должна быть слишком долгой, достаточно назвать свое имя, напомнить занимаемую должность, кратко перечислить основные направления работы, проинформировать о времени, когда можно обраться за консультацией.

Работа с родителями детей, находящихся на сопровождении в Центре, имеет свою динамику и осуществляется поэтапно [1]. Предварительная беседа с родителями до записи на консультацию к педагогу-психологу осуществляется по телефонному звонку или личному посещению с целью выяснения причин обращения. Если заявленная проблематика решаема специалистами центра, то родителей записывают на первичную консультацию, если же нет, то обязательно дается рекомендации, куда следует обратиться. Также родители могут получить информацию о целях и задачах ЦИПР через информационный стенд.

Психолого-педагогическое сопровождение предваряет проведение первичной консультации с родителями и первичного индивидуального игрового сеанса. Желательно, чтобы на эту встречу приходили оба родителя с ребенком. Первичная очная беседа педагога-психолога с родителями проводится по заявленной проблеме. Кроме того, именно на ней происходит установление эмоционально окрашенного контакта с ребенком. По результатам первичной консультации при необходимости назначается дополнительная консультация педагога-психолога, либо ребенок направляется к другому специалисту. Или же родители при помощи психолога оформляют документы на сопровождение Центра игровой поддержки. В заключение встречи родители или попечители получают рекомендации специалиста.

Предварительная диагностика ребенка и родителей с учетом оговоренной проблемы также проводится до поступления его на со­провождение в Центр. По результатам данной диагностики педагог-психолог решает, какой вид развивающей работы подходит конкретному ребенку (индивидуальные, групповые или комбинированные развивающе-коррекционные игровые сеансы). Это очень важный этап психолого-педагогического сопровождения ребенка, поскольку он предполагает своевременное выявление детей, нуждающихся в более точной диагностике, а значит, предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка в дальнейшем. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. Печора, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Известно, что в ранние периоды развития дети с умственными и физическими недостатками лишь в единичных случаях получают необходимую психолого-педагогическую помощь. При обсуждении проблемы раннего воспитания и ранней коррекции говорят о важности и необходимости использования сенситивных периодов в развитии различных функций. Хорошо известно, что и среди нормально развивающихся детей существует некоторый разброс показателей времени созревания нервных структур. Значительно больше такая неравномерность выражена среди детей с различными недостатками развития.

Первичный индивидуальный игровой сеанс – также очень важный этап в работе психолога, поскольку именно он позволяет выявить основную направленность последующей работы с семьей, а также определить темп и содержание цикла развивающих сеансов.

На основании полученных предварительных данных составляется индивидуальная развиваю­щая программа для каждого ребенка, поступившего на сопровождение в Центр игровой поддержки, в соответствии с результатами диагностики и заявленным запросом родителей. Часто такая программа включает следующие цели и задачи:

  1. знакомство или приветствие ребенка и родителей (законных представителей), устанавливание эмоционального контакта, положительного фона;

  2. наблюдение за спецификой общения и взаимодействия родителей и ребенка;

  3. развитие тактильной чувствительности, сенсорных ощущений, общей и тонкой моторики;

  4. развитие эмоциональной сферы ребенка, эмоциональной выразительности матери и ребенка;

  5. развитие познавательной сферы и психических функций (внимания, памяти, мышления и речи).

На практике форма индивидуальной работы представляет собой составленный педагогом-психологом цикл развивающих сеансов, имеющий свою динамику. Игры и упражнения предлагаются с усложнениями, если ребенок не справляется или теряет интерес, задание упрощается. Каждое задание сопровождается наглядным показом способа действия и речевой инструкцией, максимально понятной для детей. Усложнения заданий, которое происходит с каждым игровым сеансом, позволяет отследить динамику психического развития и учитывать зону ближайшего развития ребенка. Кроме того, учитывается ведущая деятельность ребенка и особенности взаимодействия ребенка и взрослого.

Работа с родителями ведется в течение всего развивающего цикла и заключается в следующем:

1. с родителями детей, которые будут посещать игровые сеансы, проводится беседа о правилах работы Центра, о взаимных правах и обязанностях, заключается договор, в котором отражаются обязательства сторон и цели психолого-педагогической работы с данным ребенком и его родителями.

2. родители и педагоги полностью согласуют свои действия в отношении детей, находящихся на сопровождении в Центре. Родители обязуются участвовать в развивающей работе, помогать в изготовлении дополнительных материалов для игровых сеансов Центра.

3. родители имеют право посещать игровые сеансы Центра, наблюдать за игрой детей, задавать вопросы педагогам-психологам, администрации центра. Более того, они являются непосредственными участниками всего образовательного процесса.

4. периодически специалисты беседуют с родителями для обмена информацией о ребенке, его проблемах и достижениях. Проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей. Родители имеют наглядное представление о работе Центра, о достижениях своих детей.

К формам работы с родителями так же относится проведение родительских собраний, оформление стенда разнообразной тематикой, проведение индивидуальных консультаций для родителей с педагогом-психологом, логопедом, руководителем, обследование среды, в которой воспитывается ребенок (проводится по необходимости: по желанию родителей, или по рекомендации педагога-психолога), проведении семинаров для родителей по темам, согласованным с родителями на установочном родительском собрании, посещение родителями открытых и тематических игровых сеансов с последующим обсуждением и внесением рекомендаций, организации и проведении совместных досугов и праздников, чтение лекций приглашенными специалистами по желанию родителей, предоставление родителям информационных материалов по воспитанию и развитию детей, оказание помощи в оснащении игровыми средствами и оборудованием и организации предметно-развивающей среды дома.

Родители получают рекомендации по воспитанию и развитию ребенка в начале, средине и конце цикла, по результатам первичной, пролонгированной и заключительной диагностики, в ходе индивидуальных и групповых консультаций и сообщают о достижениях или проблемах ребенка педагогам, работающим с ребенком. По итогам же цикла педагоги сообщают родителям о результатах и дают рекомендации по дальнейшей работе со своим ребенком и созданию игровой развивающей среды дома.


Литература:

  1. Новые формы дошкольного образования. Выпуск 1 // Серия: «Инст­руктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2007.

  2. Харисова Е. Центр игровой поддержки // Учительская газета, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, игровая поддержка, ранний возраст, родитель детей, первичная консультация, Центр, дошкольное образование, особое внимание, первичный индивидуальный игровой сеанс.

Похожие статьи

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационные формы повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

Организационно-педагогические условия развития нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Развитие дистанционной системы школьного взаимодействия в рамках подготовки обучающихся 8-9-х классов к участию в государственной (итоговой) аттестации в независимой форме

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Особенности применения культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Роль педагога дополнительного образования в повышении качества учебно-воспитательного процесса при работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Похожие статьи

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационные формы повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

Организационно-педагогические условия развития нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Развитие дистанционной системы школьного взаимодействия в рамках подготовки обучающихся 8-9-х классов к участию в государственной (итоговой) аттестации в независимой форме

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Особенности применения культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Роль педагога дополнительного образования в повышении качества учебно-воспитательного процесса при работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности