Социально-психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями и их семей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 24.06.2019

Статья просмотрена: 2322 раза

Библиографическое описание:

Семичева, Э. И. Социально-психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями и их семей / Э. И. Семичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60935/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время количество детей с отклонениями в здоровье значительно увеличилось, а значит и увеличилась потребность в помощи им и семьям, которые их воспитывают.

К работе с семьёй, имеющей «особенных детей», следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребёнка к жизни, вырабатывать у него умения мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития, необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.

Под системой психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, понимают педагогические мероприятия, обеспечивающие полноценное и гармоничное развитие ребенка с отклонениями в развитии в его семье [4]. Совершенно ясно, что процесс психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых.

Целью социально-психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения является оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями.

Основные задачи работы с семьёй в школе:

  1. изучение личности ребёнка и его родителей, системы их отношений;
  2. анализ мотивационной сферы ребёнка и членов его семьи;
  3. формирование навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности;
  4. формирование сенсорно-перцептивных, интеллектуальных процессов детей;
  5. формирование адекватных родительских установок на социально-психологические проблемы ребёнка;
  6. развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

Семьям, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, необходима психологическая помощь.

Основные этапы процесса психологического сопровождения включают в себя следующие этапы:

1 этап — создание банка данных детей с ОВЗ для разработки и реализации специальных индивидуальных программ социальной реабилитации сопровождения ребёнка и его семьи, которая включает в себя:

– изучение семей с целью выяснения её возможностей по воспитанию детей — определение модели воспитания (составление социально-психологической карты семьи);

– знакомство с бытовыми условиями;

– составление программ совместных действий всеми службами школы;

– диагностика детско-родительских отношений.

2 этап — установление контакта со всеми участниками сопровождения ребёнка.

3 этап — психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонения психологического развития.

4 этап — реализация индивидуальных программ и групповых занятий — оказание необходимой помощи родителям, проведение консультаций, бесед, просвещение и консультирование педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, проведение психологических занятий, включающие в себя комплексы упражнений на развитие высших психических процессов.

Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми предполагает использование разных форм.

В форме развития познавательной деятельности: дни открытых дверей, творческие отчёты по предметам, предметные недели, праздники творчества, турниры знатоков, олимпиады, выпуск предметных газет, конкурсы «Семья — эрудит», «Семейное увлечение», читательские конференции «Круг семейного чтения».

В форме трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство школы, школьного двора, ярмарка семейных поделок, выставка «Мир наших увлечений» и др.

В форме досуга: совместные праздники, подготовка концертов спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, экскурсионные поездки. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали, конкурсы хозяек и др.

5 этап — анализ эффективности процесса и результатов сопровождения [1]. Эффективные формы и методы работы с детьми с особыми образовательными потребностями:

– сказкотерапия;

– игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться;

– игротерапия — в процессе игры формируется активное взаимодействие ребёнка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества;

– сюжетно-ролевые игры, которые способствуют коррекции самооценки ребёнка формированию у него позитивных отношений со взрослыми и сверстниками;

– релаксация — в зависимости от состояния ребёнка используется спокойная музыка, звуки природы, наблюдение за животными и т. д.;

– психогимнастика включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы;

– арт-терапия — это форма работы, основанная на изобразительном искусстве [5].

При этом необходимо соблюдать принципы и правила работы с детьми:

  1. индивидуальный подход к каждому ученику и семье;
  2. предотвращение наступления утомления обучающихся, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, использование средств наглядности, ИКТ);
  3. использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся;
  4. поощрять за малейшие успехи, оказывать своевременную и помощь каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности [2].

Процесс реализация психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов сопровождающих ребёнка.

Работу с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ, целесообразно проводить в двух направлениях:

  1. информирование родителей о психологических особенностях ребёнка. Проведение тематических родительских собраний, групповых консультаций способствующих расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонение в развитии, о типичных возрастных закономерностях и развитии личности. Обобщив результаты диагностической работы, а также на основании запросов родителей, формируются родительские группы. Подбор семей проводится с учётом сходства проблем и запросов. Работа с родительскими группами проводится в форме родительских семинаров, которые включают в себя лекционные приёмы и групповые дискуссии;
  2. обучение эффективным способам общения с ребёнком осуществляется путём проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных занятий с детьми. Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмысливанию личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые эмоциональные реакции.

Практические советы для работы с родителями:

  1. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию (основная задача — совместная деятельность).
  2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ребёнка.
  3. Учитывайте личные интересы родителей.
  4. Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.
  5. Беседа с родителями будет успешна если:

– удалось избежать противостояния и конфронтации;

– удачно сформулировали проблему воспитания;

– обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы [3].

Литература:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Гуманитарное издание. Центр ВЛАДОС, 2008.
  2. Беляева М. А., Кузнецова И. Е. Социально-педагогическая работа с семьёй ребёнка — инвалида: Учебное пособие. — Екатеринбург: АМБ, 2011
  3. Гуров В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьёй. — М.: Педагогическое сообщество России, 2005
  4. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2011.
  5. Маллер А. Р. Ребёнок с ограниченными возможностями. — М.: Педагогика –Пресс, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, возможность, потребность, процесс, психологическая помощь, развитие, совместная деятельность, этап.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Педагогические условия формирования личности ребёнка с особыми образовательными потребностями

Роль семьи и педагога в процессе абилитации детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Психологическое сопровождение как одно из специальных условий профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект духовно-нравственного воспитания

Психолого-педагогическое сопровождение опекаемых и замещающих семей в ДОУ

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации

Социально-педагогическая подготовка замещающих родителей к воспитанию приёмного ребёнка

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Педагогические условия формирования личности ребёнка с особыми образовательными потребностями

Роль семьи и педагога в процессе абилитации детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Психологическое сопровождение как одно из специальных условий профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект духовно-нравственного воспитания

Психолого-педагогическое сопровождение опекаемых и замещающих семей в ДОУ

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации

Социально-педагогическая подготовка замещающих родителей к воспитанию приёмного ребёнка

Задать вопрос