Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (536) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 14.09.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Белогорцева, Р. И. Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации / Р. И. Белогорцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 37 (536). — С. 151-154. — URL: https://moluch.ru/archive/536/117657/ (дата обращения: 27.09.2024).



Все родители детей с ОВЗ в определенной степени травмированы жизненными трудностями, связанными с воспитанием ребенка с особенностями. Когда их дети приходят в школьное учреждение у каждой семьи есть свой личный опыт проживания сложных периодов постановки и принятия диагноза, свой путь реабилитации и помощи ребенку, взаимодействия с социальным окружением и государственными структурами. Независимо от состава семьи, ее статуса, благополучия, уровня образования и личностных качеств родителя, их сознание сильно меняется под действием душевных потрясений, которые они переживают, воспитывая ребенка с ОВЗ. Когда малышу ставят диагноз, фокус внимания и жизни любого человека неизменно смещается на ребенка: внушительные ресурсы всей семьи затрачиваются именно на попытки компенсировать дефект ребенка и приблизить его развитие к уровню нормотипичных сверстников. Матери отказываются от профессиональной самореализации, круг прежних социальных связей теряется, доминируют только мысли о ребенке, самооценка понижается. На отцов ложится повышенная финансовая ответственность по обеспечению семьи. Нескончаемый круг врачей, специалистов психолого-педагогической помощи, надежды на благоприятный прогноз лечения и занятий поглощают все силы. Зачастую родители особенных детей сталкиваются с советами и замечаниями людей о том, что ваши проблемы надуманы и не такие весомые, бытовыми советами как раньше «таких» детей лечили, советами не «обращать внимания» и не драматизировать. Родители детей с ОВЗ испытывают чувства, что их старания и усилия помочь ребенку обесценивают и не находят необходимой поддержки среди близких людей. Все это приводит к формированию у них механизмов психологической защиты, замкнутости, избеганию социальных контактов, а часто к агрессивности и враждебности, по отношению к людям, не испытывающим таких же трудностей, как они.

Когда речь идет об отдельной образовательной организации стоит понимать, что все родители, чьи дети получают образование в данном учреждении, объединены аналогичными друг с другом трудностями и специфическими жизненными обстоятельствами. В такой социальной группе можно достаточно эффективно и в короткие сроки сплотить родителей в своего рода коллектив, и проводить с ними социально-психологическую работу. Вовлечение родителей в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка является неотъемлемым фактором эффективной помощи ребенку. Все знания, умения и навыки, получаемые ребенком в школе должны обязательно закрепляться им в повседневной жизни в домашних условиях. Согласованные позиции по стилю взаимодействия с ребенком в школе и за ее пределами так же очень важны. Нельзя допускать, чтобы, например, в школе ребенка учили выполнять задание до конца и обучали просьбе о помощи в вербальной форме, а за пределами школы он мог получить желаемый объект путем использования только жеста и не старался доводить начатое дело до конца. Такие рассогласованные позиции тормозят развитие ребенка.

Для того, чтоб контакт с родителем был эффективный необходимо не ограничиваться только краткими беседами между учителем и родителем, когда ребенка забирают из школы. Многие сотрудники службы психолого-педагогического сопровождения отмечают, что взаимодействие с родителем бывает поверхностным: они выслушивают рекомендации специалистов, но не стремятся их выполнять. Возможности школы по оказанию психолого-педагогической помощи родителям в принципе ограничены. Школьный психолог не является специалистом по личному консультированию, и индивидуальная работа требует от психолога значительных затрат ресурсов: временных и эмоциональных, и охватить большую часть родительского сообщества просто невозможно. Чтобы преодолеть эту ситуацию, можно сделать акцент на проведении групповой работы.

Начинать групповую работу стоит с проведения информационных лекций, с обязательным обсуждением родителями прослушанного материала. На такие мероприятия родителей приглашают, как на родительское собрание, подчеркивая важность присутствия на нем, с целью повышения посещаемости. Необходимо подбирать действительно важный и практически значимый для родителей лекционный материал, излагать его доступным языком, не перегружая терминами, но при этом давать только научную информацию, что вызовет интерес родителей и повышение уважения к личности психолога и его компетентности. Тематический план таких встреч составляется в зависимости от возраста детей и результатов диагностики. Для родителей первоклассников актуально узнать про ступенчатую адаптацию к школе, способах взаимодействия с ребенком в домашних условиях, каких именно результатов может достичь ребенок данной нозологии по результатам обучения в первом классе. Для родителей детей постарше актуальным будет материал о половом созревании, возрастающей роли межличностного общения ребенка со сверстниками, неизбежности выстраивания ребенком личных границ, которые родителям стоит уважать. Также темы лекций могут формироваться из запросов самих родителей.

В рамках данных мероприятий после изложения лектором теоретических вопросов предполагается обсуждение родителями своего опыта общения с детьми, обмен мнениями и дискуссии об услышанном. Родители начинают постепенно «открываться» друг перед другом и психологом, рассказывая свои личные истории. Присутствующие на лекции получают возможность здесь и сейчас задать интересующие его вопросы у специалиста (касаемо теоретической части) или спросить совета у других родителей, имеющих идентичный опыт со своими детьми. Данное мероприятие сближает родителей между собой, имеет значительный психотерапевтический эффект и повышает авторитет образовательной организации в глазах родителей.

Проведение лекционных встреч с активным обсуждением сплачивает родителей, снимает психическое напряжение, формирует более доверительные отношение с сотрудником школы, присутствующим на лекции и позволяет перейти к тренинговым занятиям.

Так же, как и лекционные встречи, тематика тренингов может быть различной, в зависимости от запросов родителей и имеющихся у учеников трудностей, но наиболее важными и востребованными будут следующие темы:

– профилактика родительского выгорания;

– гармонизация детско-родительских отношений;

– роль семьи в формировании личности ребенка и его успешном обучении;

– осознание важности родительской любви и поддержки для ребенка;

– способы родителей выражать свои чувства перед ребенком;

– навыки конструктивного общения с ребенком;

– укрепление эмоциональной связи родителя и ребенка.

Перед началом работы психолога с родителями в групповых занятиях психолог объясняет этические принципы тренинговой работы, главные из которых:

– конфиденциальность;

– добровольное участие;

– уважение друг друга, чужого мнения и права высказаться;

– избегание конфликта интересов;

– безоценочность высказываний и принятие мнения друг друга.

Целью тренинговых мероприятий является оказание психологической поддержки родителям:

– дать им возможность высказаться о своих переживаниях и страхах за будущее ребенка;

– поделится с другими участниками свои успехами и достижениями на пути реабилитации ребенка;

– почувствовать, что их готовы выслушать и понять их стремление помочь своему ребенку;

– сформировать представление о том, что испытывать усталость, тревожность, и даже отчаяние, воспитывая особенного ребенка — явление повсеместное;

– научить родителя отслеживать свое психическое состояние и заботится о себе, создавая тем самым ребенку благополучную среду развития.

В ходе выполняемых упражнений повышается родительская самооценка, формируется видение новых альтернатив в отношении к ребенку, способность родителя отойти от привычных способов взаимодействия с ним, вырабатывается умение работать в команде с другими людьми.

К тренинговым мероприятиям можно подключить занятия в диаде «Родитель — ребенок», по принципу работы методики «Проба на совместную деятельность» О. А. Карабановой. Ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно и с помощью родителя, и психолог наблюдает за процессом работы ребенка и участием взрослого. В ходе оценки поведения ребенка определяется: самостоятелен ли он или обращается за помощью, принимает ли ребенок помощь, он более спокоен в присутствии родителя или беспокойнее, чем обычно, как реагирует родитель на удачи и неудачи ребенка, пробует ли родитель вписать себя в процесс выполнения заданий и каким образом он это делает. После проведения занятия психолог в корректной форме излагает свое заключение о структуре взаимоотношение в диаде и дает рекомендации, как улучшить взаимодействие. В процессе подобных занятий родители получат возможность стать более чувствительными к своим детям и научиться относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

Очень важной целью любой работы с родителями является демонстрация того, что их дети важны и значимы для образовательной организации, которая может стать опорой и союзником для родителей в воспитании своего ребенка с ОВЗ. Положительным результатом такой работы станет расширение теоретических знаний и практических умений родителей в коммуникации со своими детьми, выработка единой стратегии взаимодействия взрослых с ребенком в семье и школе и, как следствие всего этого, улучшение качества жизни семьи, воспитывающей ребенка с особенностями.

Литература:

  1. Авсейчикова А. Е. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья / А. Е. Авсейчикова // Актуальные исследования. — 2022. — № 10. — С. 79–82.
  2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. Москва: Совершенство, — 1997. — 298 с.
  3. Лимблинг М. М. Детская и подростковая психотерапия: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Е. Ф. Филипповой. — Москва: Юрайт, 2020. — 221 с.
  4. Материалы III Научно-практической конференции с международным участием «Ценность каждого. Жизнь человека с психическими нарушениями: сопровождение, жизнеустройство, социальная интеграция». 13–14 июня 2023 года. — Москва: Теревинф, 2023. — 223 с. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго: Методическое пособие. — Москва: АРКТИ, 2005. — 336 с.
  5. Ткачева, В. В. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Ткачёва, Е. В. Устинова, Н. П. Болотова. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 191 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, родитель детей, групповая работа, друг друга, занятие, образовательная организация, психолог, психолого-педагогическая помощь, школа.


Похожие статьи

Задать вопрос