В статье автор раскрывает особенности взаимодействия учителя — дефектолога и родителей детей с ОВЗ, их личностную трансформацию по принятию своего ребенка и социализации всей семьи в целом.
Ключевые слова: взаимодействие с семьей, ребенок с ОВЗ, социализация, поддержка, саморазвитие, педагогические компетенции.
Семья играет значительную роль в осуществлении взаимодействия личности и общества, являясь связующим мостом. Она является первоначальным источником формирования ценностных ориентаций и поведенческих установок, закладывает базисные основы для развития и дальнейшего саморазвития ребенка.
Особая ответственность лежит на семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такая семья рассматривается как реабилитационная единица, изначально обладающая возможностями для создания таких благоприятных условий для развития и воспитания ребенка с проблемами в развитии, которые в будущем времени позволять максимально скомпенсировать имеющейся недостаток. От характера внутрисемейных отношений зависит не только психофизическое и социальное развитие ребенка, но и его формирование как личности в целом.
Воспитание ребенка с отклонениями в развитии независимо от характера и сроков его заболевания или травмы нарушает весь привычный ритм жизни семьи.
Заболевание ребенка, факт его установления чаще всего приводит к глубокой и продолжительной социальной дезориентации всей семьи. Родители не готовы узнать об особенностях своего чада. В планах были совсем другие аспекты рождения и жизни их ребенка.
Обнаружение у ребенка дефекта развития почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Как правило, сначала наступает шоковая стадия — непонимания ситуации, а затем стадия отрицания.
На семью с ребенком с ОВЗ наваливаются разного рода медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав трудностей, родители могут отгораживаться от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Что является главной ошибкой данного поведения.
Именно в этот момент нужна помощь, которая выражается в специализированной психолого-педагогической поддержке. Реализуется это при обязательном участии всех специалистов, уже наблюдающих и в которых ребенок нуждается (воспитатель, психолог, логопед, дефектолог, врач и др.). Одной из основных задач является не только работа с самим ребенком, но и повышение педагогической компетенции родителей, адаптация и интеграция детей с ОВЗ и их родителей в социум.
Однако существует проблема истинного непонимания, когда родители принимают решение о том, что для решения их проблем достаточно посещать ребенку занятия с соответствующим специалистом и вопрос будет разрешен без их личного участия. В действительности, положительный результат наступает только при осознанном непрерывном участии семьи в образовательном процессе, что для преодоления проблем имеющихся у их ребенка достаточно организовать занятия с соответствующим специалистом и проблема решится без дополнительных усилий с их стороны. Но это не так, наилучший результат всегда достигается при активном и осознанном участии семьи в образовательном процессе. Так как семья является первоочередным спутником по сопровождению ребенка в непринужденной жизненной ситуации, и которая должна закреплять полученные навыки в повседневной жизни.
Одним из таких специалистов, способствующих сопровождению ребенка с особыми потребностями, является учитель-дефектолог.
Главной задачейвработе учителя-дефектолога с такой семьей является помочь справиться с трудной задачей воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, активизировать ее возможности, найти контакт с родителями и сделать их своими помощниками. Также необходимым является привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам, сделав воспитание и обучение ребёнка в семье и в образовательном учреждении последовательным и эффективным.
Перед учителем-дефектологом при работе с родителями детей с ОВЗ стоят следующие задачи:
− информирование семьи об особенностях развития ребенка
− формирование адекватных ожиданий по сложившейся ситуации.
− обучение общению и взаимодействию, а также методам и приемам по развитию ребенка в бытовых условиях.
В педагогической практике существуют основные формы взаимодействия с семьей: индивидуальные, групповые и наглядно-информационные формы работы с родителями.
Применение этих форм позволяет поднять на новый уровень взаимодействие между образовательной организацией и семьёй и тем самым существенно повысить эффективность всего процесса воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одними из таких форм могут быть консультации, совместные занятия, беседы, мастер-классы и т. д.
Групповые консультации позволяют информировать родителей об особенностях развития их детей, причинах и следствиях возникших отклонений. Объясняют о возможных последствиях тех или иных ситуаций. Рассказывают о направлениях и задачах проводимой коррекционной работы. Особенной характерной чертой групповых консультации является и то, что родители могут пообщаться с другими семьями, находящимися в той же ситуации, обменяться опытом, увидеть варианты решения тех или иных проблем, а также имеют возможность поддержать друг друга — что является очевидной потребностью каждого.
Индивидуальные консультации родителей позволяют сообщить результаты диагностики, рассказывают об индивидуально-психических особенностях ребенка, про индивидуальные направления коррекционной работы с ним. Родителей знакомят с приемами развития психических процессов и познавательной деятельности, которые они могут использовать в домашних условиях. Даются конкретные рекомендации о путях и методах решения имеющихся у ребенка проблем в развитии.
Родители и специалисты должны действовать в одной связке, поэтому они привлекаются к совместной деятельности с ребенком, участвуют на занятиях, праздниках, конкурсах, мастер-классах и т. д. Это способствует умению родителей взаимодействовать с их детьми, лучше понимать их возможности. Совместные действия и общие понимания сближают родителей и детей, учат сотрудничать при выполнении заданий.
Немаловажным значением обладают опросы и анкетирование родителей. Полученная информация дает специалисту понять в каких условиях живет ребенок, позволяет выявить потенциальные проблемы, помогает подобрать необходимые методы и приемы поведения с семьей.
Встречи и консультации с другими специалистами и врачами позволяют видеть картину развития более спектрально, разнопланово. К тому же позволяет воздействовать на проблему комплексно, что дает наибольший положительный результат.
Ведутся индивидуальные тетради. В них записываются рекомендуемые домашние задания для совместного выполнения родителей с детьми на отработку и закрепление изученного на занятиях материала.
Стоит отметить, что какие бы формы взаимодействия учителя-дефектолога с семьями детей с ОВЗ не использовались, в итоге успех будет зависеть от того, насколько заинтересованы сами родители.
Однако не всегда и если сразу удается получить отклик, то главной задачей педагога является сделать всё, что в его силах, для налаживания сотрудничества.
Несмотря ни на какие препятствия, которые возникли в семье с появлением в ней ребенка с какими-либо психическими или физическими нарушениями, только в тех семьях, в которых удалось наладить конструктивные родительско-детские взаимоотношения, происходящая трансформация ценностных ориентаций и установок будет иметь положительный эффект. А значит, и способствовать преодолению существующих проблем и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
- Вильшанская А. Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. — М.: Школьная Пресса, 2008.- 111 с.
- Кожанов И. В., Кожанова Т. М. Трансформация ценностных ориентаций и мотивационных установок в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья// Фундаментальные исследования. — 2014. — № 11–3. — С. 612–615
- Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 2008. — 169с.