Одной из главных задач является обеспечение возможности любой семье, посещать дошкольное учреждение в шаговой доступности от дома, расширять социальные связи семьи, что в конечном итоге способствует успешной социализации как ребенка, так и его родителей.
Ключевые слова: активное включение родителей, условия для успешного обучения,воспитание ребенка.
Важным звеном в процесс обучения и воспитания детей является активное участие в ней семьи. Для родителей очень важно, что их ребенок посещает группу Детского сада, взаимодействие со специалистами дает дополнительный стимул к развитию и ему и его семье. Большая работа состоит в расширении родительских возможностей по воспитанию ребенка и активного включения родителей в социальную жизнь. Грамотное планирование совместных детско-родительских мероприятий позволяет сформировать базовый комплекс мероприятий по развитию социальных и коммуникативных навыков у детей.
Часто сами родители придерживаются крайне пассивной роли в педагогическом процессе, полностью полагаясь на педагогов в процессе обучения и воспитания детей. Из-за отсутствия специальных знаний большинство родителей не способны самостоятельно выявлять и справляться с проблемами детей.
Задача всех педагогов заключается в поддержке и обучении родителей, повышении их компетентности, уверенности в своих силах и знания. Для накопления теоретических знаний проводятся:
– Консультативная помощь по вопросам обучения и развития детей,
– Привлечение родителей в занятия с ребенком,
– Родительские группы,
– Детско-родительские тренинги, Педагогические чтения
– Привлечение членов семей к организации праздников, спектаклей для детей и другим формам досуговой деятельности,
Педагоги стараются активно вовлекать родители в социальную жизнь Детского сада посредством участия в детско-родительских мероприятиях. Тесное сотрудничество с семьей позволяет осуществлять процесс социализации детей в непрерывном режиме, способствует формированию адекватных коммуникативных навыков, нравственных качеств у ребенка.
При работе с родителями крайне важна именно этапность их включения в процесс воспитательно-образовательной работы. Начиная с самого простого, при котором педагоги выступают инициаторами взаимодействия и принимают на себя ведущую роль в работе с ребенком, до этапа, когда родители перехватывают инициативу у педагогов и сами являются учителями своего ребенка. Остановимся коротко на основных этапах работы с родителями.
Консультативная помощь
Все родители получают консультации, памятки, рекомендации и психологическую поддержку наших педагогов и специалистов по вопросам взаимодействия с ребенком.
На начальном этапе педагоги организует беседу, собирают семейный анамнез и наблюдают за взаимодействием внутри семьи, оценивают потенциал семьи к работе, ее ресурсы, возможности к участию в различных формах работы. А затем планируют свою работу, учитывая семейные ценности и традиции каждой семьи.
Консультативная помощь способствует:
– Укреплению родительской компетентности;
– Эмоциональной поддержке детям и родителям;
– Помощи в разрешении трудностей в воспитании и развитии детей;
– Информационной поддержке (помощь здесь может оказать учебно-педагогическая литература, книги и брошюры, информация в области защиты прав детей и т. д.).
В течение года темы консультаций меняются в зависимости от потребностей и приоритетов детей и семьи.
Обеспечение полноценного эмоционального и делового взаимодействия со взрослыми и сверстниками позволяет решать практические вопросы социализации дошкольников в современном обществе. Поэтому крайне важно привлекать родителей вобразовательную деятельность сребенком.Это могут быть совместные развивающиеся игры, занятия с педагогом — психологом и учителем-логопедом, совместные мастер-классы, проектная деятельность, т. е. все те виды занятий, которые проводятся с ребенком. Совместные игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие — достижение более успешной адаптации детей.
Содержание игр, соответствующих уровню развития ребенка, хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе совместных игр детей и родителей происходит обучение взаимодействию детей друг с другом и со взрослыми.
Включение в работу совместной театрализованной деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с робостью, трудностями общения, неуверенностью в себе. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми. В процессе занятий можно моделировать различные ситуации бытовой и социальной активности, обучать разным видам продуктивной деятельности, которые потом должны быть интегрированы в обычную жизнь семьи. Эта форма работы является важной в создании пространства партнерства и доверия между педагогами и семьей. Если родители на равных правах с педагогами входят в обучающий процесс, то начинают лучше понимать своего ребенка, его проблемы, цели и задачи воспитания.
Безусловно, специалисты и педагоги должны поддерживать с семьей отношения сотрудничества, а семья должна понимать решаемые в данный момент задачи. Основные задачи этапа включения родителей в занятия с ребенком:
– Вовлечение семьи в процесс обучения и воспитания, установление партнерских отношений с семьей;
– Обучение родителей новым приемам взаимодействия, общения, навыкам обучения и воспитания;
– Развитие родительской компетентности;
– Создание условий для переноса приобретенных ребенком умений и навыков в обычную жизнь.
Этап родительских групп является сочетанием клубной и семинарской форм работы. В такую группу входят все педагоги и специалисты Детского сада, владеющие разными формами и методами работы, реализуемыми в процессе занятий, знающие особенности детей. Наличие специалистов позволяет гибко реагировать на запрос родителей. Формат работы дает возможность всем участникам поделиться и обменяться опытом, проблемами и историями хотя бы их частичного преодоления, что часто само по себе важно.
Темы для работы в группе в основном предлагаются самими родителями, однако специалисты и педагоги могут предложить свои темы, если это будет полезно участникам группы. Основными задачами таких групп выступают:
– формирование основы для взаимопомощи и объединения семей;
– вовлечение семьи в процесс воспитания и обучения ребенка, укрепление родительской компетентности и партнерской позиции;
– информационная поддержка;
– помощь в разрешении трудностей.
Интересные формы взаимодействия с родителями, благодаря которым решаются множество трудностей социального, соматического и психологического характера— это тренинги. Психологические знания, приобретенные в процессе тренинговой работы, помогают родителям эффективнее взаимодействовать с ребенком, понять его психологические особенности, почувствовать уверенность в своих собственных силах и преодолеть трудности взаимодействия. Основная цель тренинга эффективного взаимодействия — способствование установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с детьми. А задачи, решаемые в процессе, — это изменение неадекватной родительской позиции, улучшение стиля воспитания, осознание его мотивов, оптимизация родительского воздействия на развитие детей, активизация коммуникативного общения. В процессе таких тренингов родители обучаются предъявлять к ребенку требования, адекватные его возрасту, способностям и состоянию, осваивают новые способы психологического воздействия, приемы игры с ребенком, способствующие максимальному развитию его психики.
Привлечение членов семей корганизации праздников, общесадовским мероприятиям, участиям в совместных театральных постановках для детей и другим формам досуговой деятельности является очень важной и необходимой, если речь идет о процессах нормализации жизни семьи и создании партнерства. Такая форма работы с семьями помогает родителям быть не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками образовательного процесса, равноправно общаться со специалистами и детьми. Работа с семьей — нормальная, естественная и крайне необходимая часть любого педагогического процесса.
Правильно организованная система профессиональной деятельности педагогов, методы воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка дошкольного возраста.