Взаимодействие дошкольной организации с родителями детей (в том числе детей с ОВЗ) в условиях ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 03.04.2016

Статья просмотрена: 369 раз

Библиографическое описание:

Новоселова, О. А. Взаимодействие дошкольной организации с родителями детей (в том числе детей с ОВЗ) в условиях ФГОС ДО / О. А. Новоселова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27771/ (дата обращения: 22.12.2024).



Одной из главных задач является обеспечение возможности любой семье, посещать дошкольное учреждение в шаговой доступности от дома, расширять социальные связи семьи, что в конечном итоге способствует успешной социализации как ребенка, так и его родителей.

Ключевые слова: активное включение родителей, условия для успешного обучения,воспитание ребенка.

Важным звеном в процесс обучения и воспитания детей является активное участие в ней семьи. Для родителей очень важно, что их ребенок посещает группу Детского сада, взаимодействие со специалистами дает дополнительный стимул к развитию и ему и его семье. Большая работа состоит в расширении родительских возможностей по воспитанию ребенка и активного включения родителей в социальную жизнь. Грамотное планирование совместных детско-родительских мероприятий позволяет сформировать базовый комплекс мероприятий по развитию социальных и коммуникативных навыков у детей.

Часто сами родители придерживаются крайне пассивной роли в педагогическом процессе, полностью полагаясь на педагогов в процессе обучения и воспитания детей. Из-за отсутствия специальных знаний большинство родителей не способны самостоятельно выявлять и справляться с проблемами детей.

Задача всех педагогов заключается в поддержке и обучении родителей, повышении их компетентности, уверенности в своих силах и знания. Для накопления теоретических знаний проводятся:

– Консультативная помощь по вопросам обучения и развития детей,

– Привлечение родителей в занятия с ребенком,

– Родительские группы,

– Детско-родительские тренинги, Педагогические чтения

– Привлечение членов семей к организации праздников, спектаклей для детей и другим формам досуговой деятельности,

Педагоги стараются активно вовлекать родители в социальную жизнь Детского сада посредством участия в детско-родительских мероприятиях. Тесное сотрудничество с семьей позволяет осуществлять процесс социализации детей в непрерывном режиме, способствует формированию адекватных коммуникативных навыков, нравственных качеств у ребенка.

При работе с родителями крайне важна именно этапность их включения в процесс воспитательно-образовательной работы. Начиная с самого простого, при котором педагоги выступают инициаторами взаимодействия и принимают на себя ведущую роль в работе с ребенком, до этапа, когда родители перехватывают инициативу у педагогов и сами являются учителями своего ребенка. Остановимся коротко на основных этапах работы с родителями.

Консультативная помощь

Все родители получают консультации, памятки, рекомендации и психологическую поддержку наших педагогов и специалистов по вопросам взаимодействия с ребенком.

На начальном этапе педагоги организует беседу, собирают семейный анамнез и наблюдают за взаимодействием внутри семьи, оценивают потенциал семьи к работе, ее ресурсы, возможности к участию в различных формах работы. А затем планируют свою работу, учитывая семейные ценности и традиции каждой семьи.

Консультативная помощь способствует:

– Укреплению родительской компетентности;

– Эмоциональной поддержке детям и родителям;

– Помощи в разрешении трудностей в воспитании и развитии детей;

– Информационной поддержке (помощь здесь может оказать учебно-педагогическая литература, книги и брошюры, информация в области защиты прав детей и т. д.).

В течение года темы консультаций меняются в зависимости от потребностей и приоритетов детей и семьи.

Обеспечение полноценного эмоционального и делового взаимодействия со взрослыми и сверстниками позволяет решать практические вопросы социализации дошкольников в современном обществе. Поэтому крайне важно привлекать родителей вобразовательную деятельность сребенком.Это могут быть совместные развивающиеся игры, занятия с педагогом — психологом и учителем-логопедом, совместные мастер-классы, проектная деятельность, т. е. все те виды занятий, которые проводятся с ребенком. Совместные игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие — достижение более успешной адаптации детей.

Содержание игр, соответствующих уровню развития ребенка, хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе совместных игр детей и родителей происходит обучение взаимодействию детей друг с другом и со взрослыми.

Включение в работу совместной театрализованной деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с робостью, трудностями общения, неуверенностью в себе. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми. В процессе занятий можно моделировать различные ситуации бытовой и социальной активности, обучать разным видам продуктивной деятельности, которые потом должны быть интегрированы в обычную жизнь семьи. Эта форма работы является важной в создании пространства партнерства и доверия между педагогами и семьей. Если родители на равных правах с педагогами входят в обучающий процесс, то начинают лучше понимать своего ребенка, его проблемы, цели и задачи воспитания.

Безусловно, специалисты и педагоги должны поддерживать с семьей отношения сотрудничества, а семья должна понимать решаемые в данный момент задачи. Основные задачи этапа включения родителей в занятия с ребенком:

– Вовлечение семьи в процесс обучения и воспитания, установление партнерских отношений с семьей;

– Обучение родителей новым приемам взаимодействия, общения, навыкам обучения и воспитания;

– Развитие родительской компетентности;

– Создание условий для переноса приобретенных ребенком умений и навыков в обычную жизнь.

Этап родительских групп является сочетанием клубной и семинарской форм работы. В такую группу входят все педагоги и специалисты Детского сада, владеющие разными формами и методами работы, реализуемыми в процессе занятий, знающие особенности детей. Наличие специалистов позволяет гибко реагировать на запрос родителей. Формат работы дает возможность всем участникам поделиться и обменяться опытом, проблемами и историями хотя бы их частичного преодоления, что часто само по себе важно.

Темы для работы в группе в основном предлагаются самими родителями, однако специалисты и педагоги могут предложить свои темы, если это будет полезно участникам группы. Основными задачами таких групп выступают:

– формирование основы для взаимопомощи и объединения семей;

– вовлечение семьи в процесс воспитания и обучения ребенка, укрепление родительской компетентности и партнерской позиции;

– информационная поддержка;

– помощь в разрешении трудностей.

Интересные формы взаимодействия с родителями, благодаря которым решаются множество трудностей социального, соматического и психологического характера— это тренинги. Психологические знания, приобретенные в процессе тренинговой работы, помогают родителям эффективнее взаимодействовать с ребенком, понять его психологические особенности, почувствовать уверенность в своих собственных силах и преодолеть трудности взаимодействия. Основная цель тренинга эффективного взаимодействия — способствование установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с детьми. А задачи, решаемые в процессе, — это изменение неадекватной родительской позиции, улучшение стиля воспитания, осознание его мотивов, оптимизация родительского воздействия на развитие детей, активизация коммуникативного общения. В процессе таких тренингов родители обучаются предъявлять к ребенку требования, адекватные его возрасту, способностям и состоянию, осваивают новые способы психологического воздействия, приемы игры с ребенком, способствующие максимальному развитию его психики.

Привлечение членов семей корганизации праздников, общесадовским мероприятиям, участиям в совместных театральных постановках для детей и другим формам досуговой деятельности является очень важной и необходимой, если речь идет о процессах нормализации жизни семьи и создании партнерства. Такая форма работы с семьями помогает родителям быть не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками образовательного процесса, равноправно общаться со специалистами и детьми. Работа с семьей — нормальная, естественная и крайне необходимая часть любого педагогического процесса.

Правильно организованная система профессиональной деятельности педагогов, методы воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитания детей, Консультативная помощь, Детского сада, включения родителей, формам досуговой деятельности, Привлечение членов семей, развития ребенка, процесс социализации детей, родителями детей, процессе занятий, родительской компетентности, процесс обучения, активного включения родителей, активное включение родителей, разрешении трудностей, этапа включения родителей, Привлечение родителей, успешной адаптации детей, совместных игр детей, знаний большинство родителей.


Ключевые слова

активное включение родителей, условия для успешного обучения, воспитание ребенка., воспитание ребенка

Похожие статьи

Роль семьи как необходимое условие в системе комплексной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье указано психо-медико-социальное обслуживание семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой специалистов при «Центре молодежи и православной культуры. Кроме того, рассмотрены основы комплексного решения проблем, семей, воспитыв...

Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО

В статье рассматриваются одно из направлений работы дошкольной образовательной организации: взаимодействие педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с...

Консультационный центр как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации

В статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи с детьми с ОВЗ и п...

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

В связи с увеличением в последние десятилетия количества «особых детей», большую значимость приобретает проблема воспитания и адаптации не только самого ребенка с ТМНР, но и работы с семьей, где он воспитывается. Помощь семье в воспитании «особого ре...

Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ

В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Взаимодействие с родителями специалистов по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Первым и главным институтом воспитания ребенка является семья. В связи с этим, в семье и закладываются основы личности ребенка, его нравственность, поведенческие черты, происходит развитие всех психических процессов. В ходе организации коррекционно-п...

Организация работы консультативного пункта для оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Работа специалистов консультативного пункта направлена на тесное сотрудничество дошкольного учреждения с родителями и решение проблем воспитания, обучения, развития и оздоровления детей с ОВЗ. Обеспечение максимального сокращения социальной изоляции ...

Взаимодействие с родителями воспитанников ДОО посредством проектной деятельности

Данная статья отражает значимость взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников. Педагогический процесс ДОО должен проходить в тесном контакте с родителями, это позволит совместно семье и педагогам решать задачи воспита...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении

В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...

Похожие статьи

Роль семьи как необходимое условие в системе комплексной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье указано психо-медико-социальное обслуживание семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой специалистов при «Центре молодежи и православной культуры. Кроме того, рассмотрены основы комплексного решения проблем, семей, воспитыв...

Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО

В статье рассматриваются одно из направлений работы дошкольной образовательной организации: взаимодействие педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с...

Консультационный центр как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации

В статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи с детьми с ОВЗ и п...

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

В связи с увеличением в последние десятилетия количества «особых детей», большую значимость приобретает проблема воспитания и адаптации не только самого ребенка с ТМНР, но и работы с семьей, где он воспитывается. Помощь семье в воспитании «особого ре...

Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ

В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Взаимодействие с родителями специалистов по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Первым и главным институтом воспитания ребенка является семья. В связи с этим, в семье и закладываются основы личности ребенка, его нравственность, поведенческие черты, происходит развитие всех психических процессов. В ходе организации коррекционно-п...

Организация работы консультативного пункта для оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Работа специалистов консультативного пункта направлена на тесное сотрудничество дошкольного учреждения с родителями и решение проблем воспитания, обучения, развития и оздоровления детей с ОВЗ. Обеспечение максимального сокращения социальной изоляции ...

Взаимодействие с родителями воспитанников ДОО посредством проектной деятельности

Данная статья отражает значимость взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников. Педагогический процесс ДОО должен проходить в тесном контакте с родителями, это позволит совместно семье и педагогам решать задачи воспита...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении

В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...

Задать вопрос