Семья как главный общественный институт играет первостепенную роль в жизни каждого ребенка, выполняя ключевую функцию воспитания и социализации нового поколения, а также обеспечивая переосмысление ценностей и установление нравственных и духовных качеств, формируются представления о том, какими могут являться взаимоотношения между людьми. Тем не менее, не всегда семейная среда способна полностью удовлетворить потребности ребенка, особенно у тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто сталкиваются с такой проблемой.
Семьи, имеющие «особенных» детей, переживают неуверенность, пессимизм, испытывают чувство страха в отношении будущего своего ребенка очень долгое время. Чтобы выйти из такой долгой психотравмирующей сложившейся ситуации, семье имеющей ребенка с ОВЗ, необходима особая помощь со стороны педагогов-психологов, социальных педагогов, понимание родственников, близких людей. Родители, в семье которых есть ребенок с ОВЗ, должны близко взаимодействовать не только со школьным психологом, социальным педагогом и классным руководителем, они должны взаимодействовать со всеми педагогами и детским коллективом, в котором находится их ребенок. Это все нужно для социализации ребенка. Педагоги образовательного учреждения и родители должны объединить свои силы и сосредоточить их на социализации ребенка. Их первостепенная задача — снять психологический стресс и нервное напряжение у ребенка, которые он испытывает перед обществом [1].
Л. В. Карцева писала: «В современном обществе человеку, имеющему ограничения по здоровью трудно вступить в социум, а социуму нелегко принять такого человека. Но развитие любого ребенка: будь это ребенок нормы или ребенок с ОВЗ невозможно без наличия контактов, общения с разными людьми». [2].
Таким образом, родители, чьи дети имеют ограниченные возможности здоровья, нуждаются в социальной и психологической поддержке и помощи. Подобная помощь, в первую очередь необходима для стабилизации эмоционального состояния, чтобы избежать дезадаптации ребенка и семьи в целом, чтобы помочь наладить грамотные родительские отношения с детьми [3].
Работа педагога-психолога и всего педагогического коллектива с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и их родителями, должна строиться на следующих принципах:
- Личностно-ориентированный подход к детям и родителям, необходимо учитывать личностные особенности ребенка и его семьи; необходимо обеспечить комфортные, безопасные условия.
- Гуманно-личностный принцип — этот принцип проявляется во всестороннем уважении и любви к ребенку и его семье, вера в достижение поставленных целей, формирование положительной «Я-концепции» каждого ребенка, умение организовывать ситуацию успеха.
- Принцип комплексности — заключает в себя оказание психологической и социальной помощи. Учителя, родители, воспитатели и психолог должны быть вовлечены в этот процесс, а сам ребенок не должен быть исключен из этого процесса.
- Принцип деятельностного подхода — здесь необходимо учитывать ведущий вид деятельности, ориентироваться на тот вид деятельности, который является более важным для ребенка на данном этапе жизни.
Взаимодействие между школой и родителями всегда сопровождается проблемой ограниченного времени. Как правило, у родителей не всегда остаточно времени на встречи с педагогами. Нужно стремиться постоянно осуществлять повышение психолого-педагогической компетентности родителей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья.
Надо активно вовлекать родителей в школьную жизнь их ребенка и в образовательный процесс. Сделать их активными его участниками и расширять круг педагогических знаний и представлений.
Социальный педагог и психолог взаимодействуют со семьями, в которых растут дети с ОВЗ. Их совместная работа строится на нескольких ключевых направлениях:
— изучение семей и условий семейного воспитания;
— участие в распространении психолого-педагогических знаний;
— активное влияние на родительский актив с целью активизации и коррекции семейного воспитания;
— предоставление индивидуальной помощи и поддержки родителям, учитывая специфику каждой отдельной семьи;
— обобщение и распространение опыта эффективного семейного воспитания.
В такой деятельности необходимо использовать следующие формы и методы работы с родителями: консультации (индивидуальные и групповые), визиты на дому, родительские собрания в форме тренинга, «круглого стола», конференции, «педагогической гостиной», дни открытых дверей, мастер-классы, деловые игры, семинары-практикумы, совместные праздники.
Основная задача заключается в том, чтобы помочь родителям не стыдиться своего ребенка, принимать таким, какой он есть, помочь ребенку стать уверенным в себе и самодостаточным, развивать его познавательную активность и эмоционально-волевое развитие.
Зачастую родители ведут себя пассивно: не уделяют время для выполнения домашних заданий с ребенком, не обращаются за консультацией и советом к педагогам и т. д.
Нужно донести до родителей, что они и учителя— партнеры в воспитании учащихся. Вместе они должны следовать общей программе развития, взяв за основу сильные стороны семейного и школьного воспитания. Однако, важной задачей для семьи и школы должно стать раскрытие индивидуальных способностей, интересов и потенциала каждого ребенка.
Для того, чтобы дети комфортно себя чувствовали нужно придерживаться следующих правил:
— Использовать при общении чёткие и ясные положительные формулировки (без частицы НЕ);
— Использовать методы поощрения;
— Обязательно подчёркивать реальные положительные качества, сильные стороны личности;
— Выслушивать проблему, изложенную ребёнком, не перебивая его собственными комментариями;
— Учить детей позитивному самоутверждению (Всё будет хорошо и т. п.);
— Учить более гибкому реагированию на жизненные ситуации, умению брать на себя ответственность;
— Воспитывать ответственность к любому делу [4].
Практически любой психолог, учитель скажет, что обучение в школе — сложный период, причем не только для ребенка, но и для его семьи. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но также связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа представляет собой сложный и своеобразный «организм», многие трудности, с которыми сталкиваются учащиеся в этот период, схожи:
— эмоциональная незрелость детей с ОВЗ приводит к плохой контактной поддержке (мимолетность, ситуативность, неустойчивость, нестабильность);
— расторможенные психические процессы, повышенный уровень возбудимости приводят к импульсивному поведению, которое часто приводит к цепочке реакций (крики, драки, ссоры, бурные обиды и т. д.) и неадекватным способам выхода из конфликтов;
— адаптивные механизмы у детей с ОВЗ не обладают достаточно развитыми интеллектуальными и эмоционально-волевыми возможностями для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков.
Родители детей должны обладать определенным набором знаний о своих детях с ограниченными возможностями здоровья. В этом им может помочь специальная коррекционная школа, перед которой стоит задача просветительской деятельности.
Назовем некоторые направления, по которым следует организовывать беседы с родителями:
- Причины возникновения осложнений в развитии детей;
- Типичные затруднения учащихся вспомогательной школы в овладении учебными предметами;
- Особенности поведения, интересов учеников младших классов;
- Подростковый период в развитии ребенка;
- Подготовка учащихся к самостоятельной жизни;
- Роль семьи в обучении и воспитании ребенка;
С циклом бесед может выступить один человек (врач, учитель, воспитатель, психолог), возможно и распределение тем по одному из направлений между несколькими лицами. Выступающий должен говорить просто, доходчиво, не нужно называть фамилии. Родители сами догадаются, когда речь пойдет об их ребенке.
В организации эффективного взаимодействия между педагогами и родителями особую роль играет школьный педагог-психолог, чьи профессиональные знания и навыки помогут провести диагностику учащихся и проконсультировать как педагогов, так и родителей по вопросам взаимодействия с ребенком.
Подводя итог, можно сказать что, учителя и родители как партнёры в воспитании ребёнка дополняют друг друга. Их союз даёт возможность выявить сильные стороны каждого ребенка и скорректировать возможные ошибки.
Литература:
- Огарков, М. Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения / М. Д. Огарков // Отечественный журнал социальной работы. — 2001.- № 11. — С.112.
- Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л. В. Карцева. — 2-е изд. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 224 с.
- [Электронный ресурс]URL.: https://multiurok.ru/blog/vzaimodeistvie-semi-i-shkoly-v-protsesse-sotsializatsii-detei-s-ogranichennymi-vozmozhnostiami-zdorovia.html (дата обращения:25.06.2023).
- [Электронный ресурс]URL.: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/06/02/statya-na-temuadaptatsiya-detey-s-ovz-v-obshcheobrazovatelnoy (дата обращения:03.07.2023).
- [Электронный ресурс]URL.: https://studfile.net/preview/9595733/page:15/ (дата обращения:05.07.2023).