Социально-психологические характеристики семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Рыбакова Виктория Сергеевна
Рубрика: 23. Психология
Опубликовано в
XLIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2022)
Дата публикации: 29.11.2022
Статья просмотрена: 1104 раза
Библиографическое описание:
Рыбакова, В. С. Социально-психологические характеристики семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / В. С. Рыбакова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 45-51. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/468/17606/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье отражены социально-психологические характеристики семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: воспитание, семья, проблемы, ребенок, родители.
Рождение ребенка с нарушением развития неизбежно приводит к тому, что семья постоянно испытывает хронический стресс и стремится с ним справиться. И то, преодолеет ли семья этот стресс, зависит от основных характеристик и параметров, установленных в ней.
Внутри каждой семьи выделяют подсистемы: супружескую (муж- жена), родительскую (родитель — ребенок), сибсовую (брат — сестра), экстрасемейную (взаимодействие с другими людьми — друзьями, специалистами). Ребенок с отклонениями в развитии нарушает привычное состояние во всех четырех подсистемах [4].
Дисгармония, возникающая при крайних вариантах внутрисемейных отношений, негативно сказывается на психологическом и интеллектуальном благополучии ребенка с ОВЗ, развитие которого и без того имеет нарушения. Помимо этого, на развитие ребенка также влияют и родительские установки (по О. Коннер), делящиеся на:
— «принятие и любовь»;
— «явное отвержение»:
— «излишнюю требовательность»;
— «чрезмерную опеку» 5.
Если «принятие и любовь» является успешной родительской установкой, которая дает ребенку чувство безопасности и способствует благоприятному развитию личности, то «явное отвержение» всегда ведет к развитию в ребенке агрессивных черт и эмоциональному недоразвитию.
Важно учитывать, что в семьях детей с особенностями развития родители имеют тенденцию к гиперопекающей позиции по отношению к своему ребенку, жалеют и боятся любого его самостоятельного шага. Педагогический работник, чаще всего, первым сталкивается с неправильным воспитанием ребенка, поэтому должен своевременно увидеть данную проблему и тактично объяснить родителям о необходимости изменения подхода к воспитанию.
Воспитание ребенка с особенностями развития требует от родителей больших усилий, любви и терпения. Однако не все родители обладают данными характеристиками. Анализ детско-родительских отношений, проведенный В. В. Ткачевой показал, что в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии часто доминируют такие модели воспитания, как модель «сотрудничество» (означает контакт и помощь ребенку) и модель «отказ от взаимодействия» (свидетельствует об отвержении ребенка)2.
Возникновение в семье модели «сотрудничество» является положительным результатом принятия ребенка с нарушениями развития родителями и рассматривается, как попытка помочь ему. В случае «отказа от взаимодействия» родители не принимают ребенка и отказывается ему помочь по ряду разных причин. Такое непринятие ребенка негативно сказывается не только на детско-родительских отношениях, но и на потенциальных возможностях дальнейшего развития ребенка в целом.
Г. А. Мишина в своем исследовании выделила 6 моделей сотрудничества взрослых с ребенком раннего возраста с психофизическими нарушениями [2]:
— изолированность;
— предполагаемая взаимосвязанность;
— речевая взаимосвязанность;
— «молчаливое соприсутствие»;
— «влияние и взаимовлияние»;
— активная взаимозависимость.
Первая модель (изолированность) предполагает отсутствие ситуации совместной предметно- игровой деятельности между родителями и ребенком. В этом случае ребенок стремится контактировать с матерью, но видя ее нежелание учитывать его потребности, уходит от взаимодействия с ней.
Вторая модель (предполагаемая взаимосвязанность) определяет неумение родителей создавать ситуацию совместной деятельности. Для таких родителей характерно использование ситуативно-деловой и ситуативно-личностной форм общения с ребенком, заниженный уровень выбора игрушки, несформированность потребности в общении с ребенком и неадекватная позиция по отношению к нему. Данные родители используют в большинстве случаев гиперопекающую позицию по отношению к ребенку.
Третья модель (речевая взаимосвязанность) предполагает организацию предметно- игровой деятельности с ребенком только с помощью речи. Выбор игрушек у таких родителей соответствует возрастным критериям ребенка. Особенностями таких родителей являются отсутствие с их стороны показа ребенку способа действия с игрушкой, директивный характер обращения к ребенку и неуверенность в своих педагогических способностях.
Четвертая модель («молчаливое соприсутствие») характеризуется вступлением родителей в совместную предметно- игровую деятельность с ребенком с использованием частично- совместных действий (ребенок начинает, родитель заканчивает). При этом такое сотрудничество не всегда является адекватным из-за того, что родители ориентируются на интересы ребенка, не решая при этом познавательных задач. Для них также характерна неадекватная позиция по отношению к ребенку и неуверенность в собственных педагогических способностях.
Пятая модель («влияние и взаимовлияние») характерна для родителей, которые могут организовать совместную предметно- игровую деятельность и осуществлять ее через частично-совместные и раздельные действия. Несмотря на это, такое сотрудничество не всегда является адекватным из-за того, что взрослые завышают возможности ребенка, не учитывают его физиологический возраст и завышают уровень выбора игрушек для него.
Шестая модель (активная взаимозависимость) предполагает умение взрослого организовывать совместную предметно-игровую деятельность, осуществляемую через частично-совместные и раздельные действия. Родители при данном типе сотрудничества, как правило, выбирают игрушки, соответствующие уровню развития ребенка, пользуются всеми средствами общения, в том числе и эмоциональным общением с ребенком. Также для таких родителей характерны сформированность потребности в общении с ребенком, адекватная позиция по отношению к нему и уверенный стиль воспитания 3.
Эти модели сотрудничества взрослого с ребенком показывают, что взаимоотношения в семье, в которой растет ребенок с нарушениями развития имеет ряд особенностей в отличие от семьи, где растет нормально развивающийся ребенок. Эти особенности выражены в:
— неумении родителей создавать ситуацию совместной деятельности;
— неэмоциональном характере сотрудничества;
— неадекватности родительской позиции по отношению к ребенку;
— неадекватном стиле воспитания;
— недостаточной потребности в общении с ребенком [2].
Надо понимать, что после рождения ребенка с нарушениями развития жизнь в семье меняется. Эти изменения имеют под собой ряд стадий, характеризующие переход ребенка от одного возрастного периода к другому при поддержке и сопровождении такого ребенка родителями:
- Рождение ребенка. В этот период родители ребенка получают информацию о диагнозе, сообщают об этом близким родственникам, после чего начинается эмоциональное привыкание к ребенку.
- Школьный возраст. Родители выбирают доступный образовательный маршрут для своего ребенка (инклюзивное обучение в общеобразовательной школе, обучение в специальной школе), свыкаются с мыслью, что его образование будет отличаться от образования нормально развивающихся сверстников, решают заботы по внешкольной деятельности ребенка.
- Подростковый возраст. Родители привыкают к хронической природе заболевания ребенка, решают проблемы, связанные с сексуальностью, переживают по поводу изоляции и отвержения своего ребенка нормальной развивающимися сверстниками, решают вопросы профориентации.
- Период «выпуска». Родители свыкаются и принимают продолжающуюся семейную ответственность за ребенка и переживают недостаточную возможность социализации ребенка.
- Постродительский период. Продолжение решения проблем социализации ребенка и нахождение приемлемой специальности и работы для него 5.
Каждая стадия, которую проходит семья ребенка с отклонениями в развитии, будет характеризоваться своей спецификой как в воспитании и обучении такого ребенка, так и в преодолении проблемных и стрессовых ситуаций, возникающих на этих стадиях.
Семья ребенка с нарушениями развития должна пройти через множество испытаний по мере его взросления, должна пройти целый цикл от момента рождения до достижения им взрослого состояния. Надо понимать, что человек с умственной отсталостью к моменту достижения им совершеннолетия не имеет того уровня самостоятельности и материальной независимости, который позволил бы ему жить отдельно от родителей. Поэтому ребенок с нарушениями развития часто становится пожизненной заботой его семьи.
Таким образом, семья, с появлением на свет ребенка с ОВЗ становится другой: родители испытывают хронический стресс, что неизбежно меняет взаимоотношения между ними и ребенком. Изменяются установки по отношению к ребенку с нарушениями развития, они становятся неправильными (гиперопека, гипоопека и др.), что является результатом возникшей дисгармонии внутрисемейных отношений. Часто бывает так, что родители по различным причинам (например, из-за низкого уровня знаний о психофизиологических особенностей детей с нарушениями развития) делают ошибки при воспитании особенного ребенка, что, в свою очередь, негативно сказывается на дальнейшем его развитии. Во избежание этого родителям необходима постоянная и полноценная помощь и поддержка различных специалистов (педагога, психолога). В идеале, с первых дней после рождения, специалисты должны работать с семьей и помогать решать возникающие вопросы по поводу дальнейшего развития и будущего для этого ребенка. Психологу и педагогу предстоит трудная задача в этот период — разобраться в эмоциональных отношениях в семье и вывести их на оптимальный уровень, при необходимости.
Литература:
- Дружинин, В. Н. Психология семьи: 3-е изд./ В. Н. Дружинин — СПб.: Питер, 2006. — 176 с.
- Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. / О. А. Карабанова– М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
- Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева / М.: Просвещение, 2008. — 239 с.
- Мазурова, Н. В. Особенности адаптации родителей к болезни ребенка / Н. В. Мазурова // Российский педиатрический журнал. — 2013. — № 5. — С. 50–56.
- Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб.пособ. для ВУЗов / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина; под общ. ред. В. И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 408 с
Похожие статьи
Причины деструктивного родительского поведения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлено теоретическое изучение проблемы деструктивного родительского поведения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности психического развития детей в неполных семьях
В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Психологическая помощь родителям детей-инвалидов: основные направления и возможности
В статье рассматриваются возможности оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов.
Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.
Значение раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен опыт работы раннего развития детей с ограниченными возможностями в условиях группы кратковременного пребывания «Мать и дитя».
Проблема формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена проблеме формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Она показывает проблему, которую мы имеем в обществе сегодня. В статье рассмотрены основные подходы к проблеме детско-родительски...
Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроенная с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.
Гармонизация отношений в семье ребёнка с нарушениями зрения
В статье рассматриваются этапы, психолого-педагогические приёмы в работе с родителями. Раскрываются направления и формы работы с семьёй ребёнка с нарушениями зрения. Перечисляются рекомендации по преодолению трудностей, которые возникают при обучении...
Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра
В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...
Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду
В статье рассматривается процесс обеспечения психологического здоровья дошкольников как единство диагностики, профилактики и коррекции в определенных психолого-педагогических условиях.
Похожие статьи
Причины деструктивного родительского поведения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлено теоретическое изучение проблемы деструктивного родительского поведения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности психического развития детей в неполных семьях
В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Психологическая помощь родителям детей-инвалидов: основные направления и возможности
В статье рассматриваются возможности оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов.
Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.
Значение раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен опыт работы раннего развития детей с ограниченными возможностями в условиях группы кратковременного пребывания «Мать и дитя».
Проблема формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена проблеме формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Она показывает проблему, которую мы имеем в обществе сегодня. В статье рассмотрены основные подходы к проблеме детско-родительски...
Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроенная с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.
Гармонизация отношений в семье ребёнка с нарушениями зрения
В статье рассматриваются этапы, психолого-педагогические приёмы в работе с родителями. Раскрываются направления и формы работы с семьёй ребёнка с нарушениями зрения. Перечисляются рекомендации по преодолению трудностей, которые возникают при обучении...
Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра
В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...
Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду
В статье рассматривается процесс обеспечения психологического здоровья дошкольников как единство диагностики, профилактики и коррекции в определенных психолого-педагогических условиях.