Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 04.12.2016

Статья просмотрена: 279 раз

Библиографическое описание:

Веремейчук, Л. Н. Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. Н. Веремейчук. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1704/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроенная с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.

Ключевые слова: одаренные дети, ограниченные возможности здоровья, духовно-нравственное воспитание, формирование речи ребенка

Одаренные дети — это дети, которых Бог одарил каким-либо талантом. Мои педагогические наблюдения показывают, что среди детей с ОВЗ неодаренных детей нет. Господь щедро наградил таких детей различными способностями. Ограниченные возможности ребенка не ограничивают жизненных горизонтов, не уменьшают способности и талант ребенка, которые у некоторых детей раскрываются довольно рано и ярко, а у других явно не проявляются и педагогу приходится применять специальные образовательные технологии, чтобы раскрыть в ребенке одаренность. Главная задача — это не упустить время для развития одаренности. Явная одаренность детей хорошо проявляется в групповых занятиях. Но самое бесценное время по значимости раскрытие одаренности — это индивидуальная работа с ребенком, где педагог может более четко отслеживать успехи ребенка и строить работу с учетом его перспективного развития. Наш опыт работы с одаренными детьми показывает, что нельзя излишне хвалить ребенка (ведь одаренность это не его заслуга, а Божий подарок), нельзя сравнивать его успехи с успехами других детей, надо сравнивать его только с самим собой (успехи сегодняшние и вчерашние). К какой бы группе одаренности ребенок не относился: к группе с высоким интеллектуальным показателем, с высоким уровнем творческих способностей, к группе достигнувших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты), дети с академической одаренностью — нас интересует, прежде всего, детская душа. Многолетний опыт духовно-нравственного воспитания убедил нас в эффективности этого направления в работе с дошкольниками. Нельзя развивать ребенка односторонне. Развивая способности и талант, укрепляя здоровье ребенка — надо, прежде всего, воспитывать его душу. Главная цель воспитания одаренного ребенка — это воспитание доброй души. Вера в детскую душу означает неустанное радение о ней. Вся система воспитания одаренных детей с ОВЗ, которую мы выстраиваем с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.

Мы строим работу так, чтобы душа ребенка не страдала от ограниченных возможностей здоровья. Таким детям особенно нужны любовь, внимание и радость.

Развитие одаренности без воспитания души очень негативно влияет на всестороннее развитие ребенка и может пагубно повлиять на его судьбу. Там, где в душе нет добра, там одаренность принесет только зло. Вера в детскую душу означает неустанное радение о ней педагога (и конечно родителей). Вся система нашей работы с одаренными детьми направлена на «памятование о Боге». Мы на практике своей работы видим, что без религиозного вдохновения души все виды одаренности не в состоянии зажечь сердца детей. Особое внимание, как руководителя, я уделяю подбору кадров в работе с такими детьми. Здесь трудно переоценить личность педагога. Наравне с высоким профессионализмом необходимо православное мировоззрение и сердце наполненное любовью к детям. Ведь встреча ребенка с педагогом — это встреча с добром (по крайне мере так должно быть). И когда дети чувствуют искреннюю доброту педагога, то их доверие к нему возрастает, а в таких условиях легче решать задачи как духовного воспитания, так и одаренности. Причем эти задачи мы решаем одновременно. В работе с родителями мы акцентируем внимание на возможность здоровой нравственной обстановки в семье.

Методы духовного воспитания помогают нам подойти к вопросам одаренности ребенка с ограниченными возможностями с большим тактом, где нет места эгоцентризму, а только чувство радости и благодарности Господу за дарованный талант.

Мы надеемся, что духовная поддержка детей с ОВЗ позволит их сделать более счастливыми. Мы стараемся раскрыть перед ребенком окружающий мир через призму нравственных представлений и считаем, что мыслящий добродетельный и талантливый человек всегда будет востребован в обществе. Современный мир нуждается в людях с активной жизненной позицией, одаренных и по-хорошему амбициозных. Ограниченные возможности зачастую порождают многочисленные комплексы и мешают человеку занять достойное место в жизни. Чтобы этого впоследствии не произошло мы стараемся, чтобы детство наших детей было не подготовкой к жизни, а яркой, интересной и насыщенной жизнью, которую с помощью педагогов и священника (клирика Храма Всех Святых на земле Российской просиявших Георгия Шмарина) мы заполняем духовным развитием, поиском потенциальных возможностей ребенка, поддержкой его инициативы и воспитанием уверенности в себе (детям с ОВЗ эти качества особенно необходимы).

В разработке адаптированных программ мы учитываем не только тип одаренности, но ОВЗ каждого ребенка. В своей работе мы не ставим перед ребенком непосильной задачи, которые могут привести к разочарованию, а также снижению интереса ребенка к той или иной деятельности. Одним из важных условий в нашей работе является стратегия на перспективное индивидуальное развитие ребенка; мы стараемся чутко реагировать на даже незначительные его успехи, понимая, что дети с ОВЗ особенно нуждаются в поддержке взрослого. Причем эта поддержка должна носить конструктивный характер, а не захваливание ребенка.

Акценты в нашей работе по духовно-нравственному воспитанию одаренных детей с ОВЗ:

  1. Неразрывность духовно-нравственного воспитания с развитием одаренности ребенка (причем на первом месте должны стоять вопросы духовного воспитания).
  2. Проведение работы с одаренными детьми небольшими группами по виду одаренности или индивидуально.
  3. Учитывая, что в дошкольном возрасте доминирующий вид деятельности — игра, следовательно, одаренность дошкольника мы развиваем через различные виды игр (особое внимание, уделяя особенностям ОВЗ).
  4. Поощряем активную позицию ребенка, в которой он имеет возможность проявить свои возможности. Учим его слушать и слышать мнения взрослых и сверстников и действовать в соответствии с нравственными правилами.
  5. Учим детей понимать свою индивидуальность и умению использовать свою одаренность в жизненных ситуациях.
  6. Воспитываем желание у детей развивать свои способности, дарованные Господом.

Наша главная задача состоит в том, чтобы мы, развивая одаренность ребенка, совершенствуя его духовные качества, направляли свои педагогические усилия на то, чтобы ограниченные возможности ребенка не ограничивали его стремлений проявлять свои таланты и не являлись препятствием для активной и счастливой жизни.

Современная жизнь сейчас остро ставит вопросы духовного воспитания, и у нас нет сомнений в том, что без Бога в душе одаренный человек может принести в этот мир не созидательное творчество, а разрушение и зло. Как непозволительно не заметить и не развить одаренность ребенка, так и недопустимо, чтобы этот дар Господа не озарился верой и не поддерживался молитвой.

В работе с родителями мы ставим перед собой задачу повышения педагогической грамотности родителей. В методах работы с одаренными детьми, учим не акцентировать внимание на ограниченные возможности, а верить в силы и возможности ребенка. Верить в перспективу его развития. Нам очень важно, чтобы такие дети не были закомплексованы. Не ощущали себя особенными детьми, а с радостью и удовольствием шли на контакт с педагогами, чья работа направлена на раскрытие и поддержку способностей и талантов ребенка и укрепления физического и духовного здоровья. Основа нашей работы — любовь к Богу и детям, которых нам доверил Господь.

Из всех видов одаренности — самая высокая — это одаренность души, которая нуждается в заинтересованном внимании взрослых. Душа способная любить, сострадать ближнему и творить добро самый драгоценный дар Божий. С таким даром любой талант ребенка засияет новыми гранями, которые улучшат и украсят наш земной мир.

Литература:

  1. Евтушенко И. Детская одарённость и родители // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 7. — С.46–51.
  2. Одаренный ребенок / Под ред. О. М. Дьяченко. — М., 1997г.
  3. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. — М.: Просвещение, 2010г.
  4. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. — М.: Просвещение, 2000г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, духовно-нравственное воспитание, духовное воспитание, работа, вид одаренности, ограниченная возможность здоровья, одаренность ребенка, талант ребенка, главная задача, неустанное радение.

Похожие статьи

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Физическое воспитание дошкольников

Забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стат...

Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста и их оздоровление средствами физического воспитания

Средства физического воспитания, используемые при оздоровлении, обеспечивают более интенсивное развитие двигательных качеств детей, повышает уровень физической подготовленности и снижает уровень заболеваемости, способствует оптимизации двигательной а...

Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению особенностей воспитания одаренных детей младшего школьного возраста, представлены и проанализированы группы данной категории детей. Рассмотрены качества педагогов и способы работы им с данными детьми.

Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья

В статье автор выделяет существующие и реализующиеся в системе физического образования подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации людей с проблемами здоровья.

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Похожие статьи

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Физическое воспитание дошкольников

Забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стат...

Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста и их оздоровление средствами физического воспитания

Средства физического воспитания, используемые при оздоровлении, обеспечивают более интенсивное развитие двигательных качеств детей, повышает уровень физической подготовленности и снижает уровень заболеваемости, способствует оптимизации двигательной а...

Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению особенностей воспитания одаренных детей младшего школьного возраста, представлены и проанализированы группы данной категории детей. Рассмотрены качества педагогов и способы работы им с данными детьми.

Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья

В статье автор выделяет существующие и реализующиеся в системе физического образования подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации людей с проблемами здоровья.

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Задать вопрос