Основные идеи технологии личностно ориентированного воспитания как средство эффективной социализации обучающихся с ОВЗ
Автор: Корнильева Светлана Юрьевна
Рубрика: Педагогика социальной работы
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.
Дата публикации: 23.01.2016
Статья просмотрена: 3224 раза
Библиографическое описание:
Корнильева, С. Ю. Основные идеи технологии личностно ориентированного воспитания как средство эффективной социализации обучающихся с ОВЗ / С. Ю. Корнильева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 114-117. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/630/ (дата обращения: 17.12.2024).
«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…»
В. А. Сухомлинский
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. [2]. По мнению Т. В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [4].
Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с ОВЗ является помощь психологическому и социальному развитию обучающихся, и в первую очередь формирование у них образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности. В центре внимания личностно ориентированных технологий обучения и воспитания — неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка.
Педагогическая технология — это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного, планируемого результата. Педагогическую технологию характеризуют два момента: гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебно-воспитательного процесса (В. А. Монахов). [1., с.94]
Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
Личностно ориентированное воспитание — это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Е. В. Бондаревская считает, что «гуманистическое личностно-ориентированное воспитание — это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которой происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей». Личностный подход —это важнейший принцип психолого-педагогической науки, предусматривающий создание активной образовательно-воспитательной среды и учет своеобразия индивидуальности личности в развитии и саморазвитии. Теоретиком личностного подхода был признан известный психолог С. Л. Рубинштейн. Другой известный психолог К. К. Платонов считал, что личностный подход — это индивидуальный подход человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления. [4.. с.52–53]
В современных условиях индивидуальную работу с обучающимися необходимо поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Работа по личностно — ориентированному воспитанию направлена на изучение качеств личности, её интересов, склонностей. Эффективность данной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая это, педагог определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого ребенка. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. Приоритетной целью воспитательной работы считаю:
создать условия для становления и проявления индивидуальности ребенка;
сформировать у обучающихся коммуникативные навыки, умение, понимать себя и других;
создать условия для развития инициативы и самостоятельности обучающихся;
обеспечить условия для реализации творческих возможностей и потребностей ребенка.
Становление индивидуальности происходит за достаточно длительный промежуток времени в жизни человека, а поэтому школьный возраст — всего лишь один из этапов данного процесса. Насколько мы сможем поддержать и развить индивидуальность в школьные годы, во многом будут зависеть яркость и полнота ее раскрытия и проявления в более зрелом возрасте. Смысл воспитательной деятельности состоит в помощи ребенку с ОВЗ стать и быть самим собой, содержание воспитательного процесса отбираю в соответствии с целями и принципами, так как это содержание должно содействовать развитию индивидуальности.
Очень важным фактором в личностно — ориентированном воспитании является индивидуальная работа — это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к обучающимся в воспитании и проводится в несколько этапов.
Эффективность такой работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других. Именно поэтому, личностно — ориентированное воспитание для нас очень актуально. Воспитатель имеет дело с целостной личностью ребёнка. Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Этому способствует созданная в нашем учреждении система мероприятий для всестороннего развития обучающихся во внеурочной деятельности. В центре работает много различных кружков, спортивных секций по интересам, с тем, чтобы каждый мог выбрать для себя занятие во внеурочное время для развития своих индивидуальных способностей.
Групповые занятия в системе личностно — ориентированного образования предполагают широкое использование методов воспитания и обучения, в том числе и персональных компьютеров, сопровождение некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещение обучающихся в процессе занятий, различную расстановку индивидуальных парт для коллективных или фронтальных занятий. Обязательное использование здоровье сберегающих технологий и соблюдение ортопедического режима в системе внеурочной деятельности и во время учебного процесса. Основным моментом на занятиях является создание ситуации успеха, подбор заданий и информации подбирается с учетом психофизических особенностей каждого.
В специальной педагогике процесс воспитания проходит в осложненных условиях: необходимо не только решать общепринятые в системе образования воспитательные задачи, опираясь при этом на ограниченные возможности обучающихся, но и обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории лиц с ОВЗ, формировать отсутствующие по причине первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка. Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья и принятые в общей и специальной педагогике классификации методов воспитания, в своей работе использую следующие методы:
информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.);
приемы актуальности субъективного опыта обучающихся;
методы диалога;
приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
игровые методы;
рефлексивные приемы и методы;
методы диагностики и самодиагностики;
методы проекта.
Наиболее доступны для обучающихся с ОВЗ практически-действенные методы воспитания. Особенно эффективны они для обучающихся, которые имеют нарушения интеллекта, задержку психического развития, недостатки в речевом и слуховом развитии. Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы (игра, воспитывающие ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методами.
Проектная деятельность — это искорка, зажигающий факел любознательности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации обучающихся выявляются через анализ структуры деятельности воспитателя и обучающихся, когда он сам определяет деятельность, открывает для себя новые знания, выбирает новые пути решения, экспериментирует, несет ответственность. Этот вид работы очень понравился и родителям, т. к. они вливаться в проектную деятельность вмести с детьми. Важность введения проектной деятельности необходима, так как в этой деятельности «находят» себя все обучающиеся. Метод проектов — технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает собственные проблемы. Ежегодно в центре проводятся социальные проекты: «Этот загадочный и фантастический мир», «Я и моя семья», «Дом, в котором я живу», «Фильм, фильм. Фильм» и другие. В рамках патриотического воспитания проводится военный проект.
Эффективным механизмом повышения доступности повышения познавательной активности, является внедрение современных информационных образовательных технологий. Обучающимся нравится общаться с компьютером, работа с компьютером повышает самооценку, что очень важно для развития личности. В ходе этой работы возникают психические новообразования: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления; все это ведет к повышению творческих способностей. Занятия с применением ИКТ увлекают, развивают, существенно меняют процесс образования и воспитания. На компьютерах обучающиеся оформляют свои проекты, выполняют письменные работы, сообщения, доклады. Учатся: узнавать новое, анализировать свою работу и работу одноклассников, определять причины неудач и оценивать успехи. Каждый обучающийся работает в меру своих творческих сил, чувствует уверенность в себе, ощущает радость труда.
Воспитание, формирование личности обучающихся осуществляется каждый день. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность обучающихся стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для него является сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляют общение с одноклассниками, коллективные дела, игры, совместные переживания. Каждый обучающийся — индивидуальность: кто-то хорошо уметь писать стихи, кто-то — танцевать, кто-то знает математику лучше других, а кто-то читает много книг... Наша задача — помочь каждому ребёнку раскрыться.
При этом важно отметить старания ребёнка и усилия, прилагаемые им для достижения хороших результатов в учении, труде, творчестве. Ведь, как показывает опыт, в каждом ребёнке есть задатки таланта, но если их не развивать, то ничего и не получится.
Репетиции спектаклей, общешкольных мероприятий имеют большое значение в воспитании индивидуальности обучающихся, так как во время их проведения они общаются и незаметно для себя показывают то, что умеют. Распределение ролей происходит, учитывая индивидуальные способности и желания каждого. На таких мероприятиях нет деления на способных и неспособных — роли доступны всем, а не только одарённым. Обучающиеся учатся писать стихи, рассказы, сказки и параллельно этому учатся быть хорошими людьми. Встречи, организованные с неординарными личностями, творческими людьми, оказывают положительное влияние. Все обучающиеся являются активными участниками мероприятий, проводимых как в центре, так и за его пределами, доказательством этого является наличие грамот, наград и кубков.
Таким образом, личностно-ориентированный подход — важнейший принцип воспитания детей с ОВЗ. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержание воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм.
Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия, педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.
Литература:
- Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. и др.; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / 2004. — 144 с.
- Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова — Балашов: Николаев, 2002. — 80 с.
- Исаев, Д. Н. Психология больного ребенка: Лекции. — СПб.: Издательство ППМИ, 2003. — 186 с.
- Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 1997.- № 4.