Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей — радость и счастье.
В. Гюго
Не секрет, что для каждого родителя ребёнок — это счастье! И каждый родитель желает своему ребенку только добра и благополучия, стремиться к всестороннему развитию и воспитанию своего чада. Но, к сожалению, бывают в жизни такие ситуации, когда камнем преткновения в этом развитии становится болезнь ребёнка или ограниченные возможности его здоровья. Как же тогда быть в этой ситуации? Бросить все на самотёк и забыть о светлом будущем своего ребёнка? Конечно нет! Важно приложить все усилия для внедрения детей с ограниченными возможностями здоровья в социум, помочь им почувствовать себя частью общества, такими же, как и все.
К сожалению, сегодня педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений все чаще в своей работе сталкиваются с детьми, которые в силу каких-то своих особенностей выделяются в социуме сверстников. Такие дети, как правило, с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на занятиях и уроках. В связи с этим, не так давно в педагогической практике появилось определение «дети с ограниченными возможностями здоровья». Процесс обучения и воспитания детей с ОВЗ является сегодня актуальной проблемой.
Современные специалисты, которые ведут работу по выявлению контингента детей с ОВЗ, заявляют, что практически в каждом школьном классе и в каждой группе детского сада, есть дети с ограниченными возможностями здоровья.
Кто же такие дети с ОВЗ?
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Главным приоритетом в работе с такими «особенными» детьми является индивидуальный подход, который будет учитывать специфику психического и физического здоровьякаждого ребенка. Каждый учитель-предметник и классный руководитель, работая с детьми с ОВЗ должен обязательно понимать то, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы. Дети с ограниченными возможностями здоровья практически не могут приспособиться к правилам и условиям общества, поэтому включаются в реальную жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно учитывать и принимать. Важно осознавать, что от того, как каждый участник образовательного процесса отнесётся к детям с ОВЗ, будет зависеть успех обучения таких детей, а в некоторых случаях и их дальнейшая судьба.
Начало процесса обучения детей с ограниченными возможностями начинается с социальной адаптации, которая включает в себя выработку наиболее адекватных норм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды. Ребёнок использует приспособительное поведение, которое ему необходимо на протяжении всего процесса обучения в школе. Без него обучающийся с ОВЗ не сможет удовлетворять свои потребности и ответить ожиданиям группы. Внутренняя гармония со средой нужна для успешной трудовой деятельности, для полноценных и глубоких взаимоотношений с людьми.
Процесс адаптации всех школьников к обучению является весьма сложным, что уж говорить о детях с ОВЗ. Сложность адаптации объясняется тем, что для детского возраста характерно:
– высокий темп развития, в том числе, социального, совершенствованием всех систем организма;
– неразрывная связь между физическим, нервно-психическим и социальным развитием ребенка при опережающем развитии первого;
– ведущая роль взрослого (родителя, учителя, воспитателя) как важного фактора оптимизации адаптивного процесса.
Адаптивные возможности ребенка-инвалида ослабляются следующими обстоятельствами:
1) Характером ОВЗ (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психические, и общие заболевания).
2) Психофизиологическими особенностями (темперамент, характер, память).
3) Недостатком физического здоровья. Дети с ОВЗ страдают заболеваниями, не связанными напрямую с их инвалидностью, чаще условно здоровых детей и чаще, чем дети, страдающие хроническими заболеваниями. Для них характерна соматическая ослабленность.
4) Недостатком психологических возможностей для общения (условия воспитания в закрытом учреждении или в замкнутом мире семьи, обучение на дому, настороженное отношение сверстников, неумение педагога найти подход к ученику, непонимание его проблем, незнание его возможностей, гиперопека со стороны взрослых формируют личность, психологически и социально инфантильную, коммуникативно беспомощную).
5) Недостатком материальных средств для удовлетворения специфических потребностей детей с ОВЗ (средства передвижения слуховые аппараты, специальные приспособления и т. д.), а также наличием архитектурных и психологических барьеров общества, которые в значительной мере ограничивают возможности ребенка-инвалида к социальному приспособлению.
6) Ограниченностью возможностей детей с ОВЗ участвовать в деятельности, соответствующей их возрасту (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), которая лишает ребенка базы социальной адаптации. Как следствие, родители и общество стремятся уберечь такого ребенка от участия в сложных жизненных ситуациях, что не способствует формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозит развитие личности ребенка.
7) Разнообразными психологическими нарушениями и расстройствами, ограничением мобильности и независимости, нарушением способности заниматься обычной для своего возраста деятельностью, непосредственно затрудняющими социальную адаптацию детей-инвалидов и интеграцию их в общество.
8) Нахождением ребенка с ОВЗ в незнакомой среде, которая угнетает обычную активность детей, что связано с недостаточной информированностью о новой среде.
Какие же методы обучения детей с ОВЗ необходимо использовать, для увеличения их работоспособности на уроках и скорейшей адаптации в социуме?
1) Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности).
2) Следить за тем, чтобы у ребёнка с ОВЗ не наступало утомление. Для этого учителю необходимо использовать разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3) Особый подход к подаче материала (обдуманный, с учётом психологического состояния ребёнка в конкретный момент).
4) Включать в урок групповые, парные и коллективные видов деятельности. При этом, необходимо оценивать участие ребёнка в коллективной и групповой работе, а не результат и его соответствие нормам отметок, использовать различные стимулы и похвалу.
5) Учитель должен создавать обстановку принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем, на всех этапах обучения.
6) Учителю необходимо проявлять педагогический такта. Использовать постоянное поощрение ребёнка за малейшие успехи, оказывать помощь каждому ребёнку с ОВЗ, способствовать развитию в нём веры в собственные силы и возможности.
7) Одним из необходимых средств повышения эффективного образовательного процесса является — поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения.
Применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся с ОВЗ, развивает их творческие способности, активно вовлекает таких детей в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.
Важно помнить, что учитель — это лучик, от которого зависит как ярко будет светить солнце в душе каждого ученика.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2017. — 404 с.
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 167 с.
- Крыжановская Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. — М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. — 143 с.
- https://komobr-eao.ru/
- nsportal.ru
- defectologiya.pro
- Аббасова, Ч. Г. Адаптация детей с ОВЗ в общеобразовательной школе: помощь и поддержка / Ч. Г. Аббасова. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/06/02/statya-na-temuadaptatsiya-detey-s-ovz-v-obshcheobrazovatelnoy (дата обращения: 28.03.2024).