Ребенок с трудностями в обучении и воспитании в общеобразовательной школе (из опыта работы)
Автор: Ухарских Татьяна Викторовна
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.
Дата публикации: 07.07.2015
Статья просмотрена: 1587 раз
Библиографическое описание:
Ухарских, Т. В. Ребенок с трудностями в обучении и воспитании в общеобразовательной школе (из опыта работы) / Т. В. Ухарских. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/213/ (дата обращения: 16.11.2024).
Перед учителями общеобразовательных школ стоят задачи поиска оптимальных путей развития, воспитания, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Человек с ограниченными возможностями — это тот, кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным [3, с. 270]. В настоящее время в стране реализуются мероприятия в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в том числе и в части касающейся организаций, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку: новая школа -это школа для всех, которая должна обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдение права родителей (законных представителей) на выбор образовательного учреждения и формы обучения для их ребенка закреплено законодательно.
На практике мы видим, что дети с особыми трудностями в формировании учебных навыков, как правило, это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), переводились в специализированные классы VII вида, а — VIII вид обучался, в основном, в школах-интернатах. У таких ребят очень часты нарушения поведенческого характера, нет взаимопонимания в семье («неблагополучные семьи»). Процесс формирования личности осложняется тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный опыт. Это явление Л. С. Выготский называл «социальным вывихом», имея ввиду, что умственно отсталому ребенку трудно осваивать имеющийся социальный и культурный опыт. Главную задачу педагогов Л. С. Выготский видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, помочь ему включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.
Необходимо найти пути и направить все усилия, чтобы помочь таким детям найти свое место в жизни, приспособиться к ней. Л. С. Выготский рекомендовал искать «обходные» пути в решении этого вопроса. Общение как определенный вид деятельности — вот на что следует обратить особое внимание при планировании воспитательной работы с нашими учащимися. Общение — фундамент человеческой жизни, необходимость, потребность людей, способ их существования и жизнедеятельности.
Вся человеческая жизнь — определенная система отношений, и каждый должен «вписаться» в нее, найти оптимальное соотношение между «Я» и «не Я». Вступая в различные социальные контакты, как ребенок-инвалид, так и ребенок с ОВЗ, чаще всего терпит поражения, неудачи, поскольку его попытки общения либо не имеют цели, либо не подкрепляются необходимыми коммуникативными средствами, поэтому и непродуктивны. У них отсутствуют содержательные формы делового общения, им не хватает социального опыта. Чувство недоверия к окружающим тоже мешает общению, а само общение носит характер самодемонстрации с расчетом на ответную эмоциональную реакцию. Таких детей, прежде всего, необходимо учить общению, развивать его коммуникативные способности в обычном классном коллективе. Рассмотрим вопрос о взаимодействии всех участников общеобразовательного процесса.
Работа учителя-предметника.
Прежде всего необходимо:
- понять и принять ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида;
- создать для себя и для всех (учащихся, родителей, сотрудников школы) мотивацию и положительный психологический настрой к данным обучающимся;
- провести диагностики детей, изучить рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (получить консультации от сотрудников ПМПК);
- составить индивидуальные карты развития;
- скорректировать программу и учебно-тематическое планирование тех предметных областей, в освоении которых данная группа обучающихся может испытывать реальные трудности, выделив наиболее существенные дидактические единицы, обязательные для усвоения (базовый уровень), внести изменения временных рамок. Реализуя дифференцированный подход к целям, содержанию, срокам освоения программного материала, обеспечивая помощь специалистов, система коррекционно-развивающего обучения создаёт условия для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду;
- создание комплексных условий для их развития: занятия со специалистами, коррекционные занятия с учителем;
- разрабатываем урок с учетом особенностей психической деятельности учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов.
Считаю, что на уроке необходимо создать:
1) «ситуацию успеха», через выполнение заданий посильных для данной группы детей: использование схем-опор, рисунков, планов ответов, готовых ответов с недостающими данными, правил с пропущенными словами и т. д. дает ученикам возможность включаться в работу всего класса и именно по данной теме урока;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других (использование фишек, «лестницы успеха», десятибалльной шкалы и др.). Необходимо отметить, что проводить оценивание развития ученика с ОВЗ необходимо с учетом динамики его собственного развития.
По характеру взаимодействия педагога и ребенка, применяются следующие технологии:
- технология воздействия;
- технология взаимодействия;
- технология сопровождения.
Создание учителем — предметником единой образовательной среды для учащихся с разными возможностями психофизического здоровья должны быть ориентированы на укрепление, сохранение и развитие здоровья, раскрытие индивидуальных способностей и возможностей ребенка. Результатом успешной работы являются личные достижения каждого обучающегося.
Классный руководитель.
Учитывая тот факт, что практически в каждом классе общеобразовательной школы обучаются такие дети, перед классным руководителем стоят следующие задачи:
- ежедневный контроль посещения занятий, внешнего вида, состояния здоровья;
- организация и контроль внеурочной занятости;
- организация занятости в каникулярное время: привлечение в кружки, секции, оздоровительные площадки, проведение работы по содействию в приобретении путевок в санатории и летние лагеря.
Необходим отметить, что дети с ОВЗ, дети-инвалиды очень трудно адаптируются в среде общеобразовательных школ. Чаще всего они подвергаются унижениям, насмешкам и обычные дети стараются избегать их. Это очень вредно отражается на психическом развитии ребенка. Он еще более замыкается и теряет интерес к окружающему. Поэтому для успешного осуществления интегрированного воспитания и обучения необходимо формировать у учащихся с разными функциональными возможностями умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их особенности такими, какие они есть. Следовательно, толерантность должна стать основой их жизненной позиции. Недостаточно один раз в месяц провести беседу по данной тематике, необходима ежедневная кропотливая работа. В рамках уроков: минутка добра, запись и обсуждение пословиц, крылатых фраз (русский язык), «Ласковые слова другому подари» (литературное чтение), «Подарок просто так…» (технология) и тд.; во внеурочной деятельности — в нашем классе с 1–4 классы был разработан и реализован социальный проект клуб «Радуга добра», в работе которого активно участвовали родители, показывая своим примером толерантное отношение к «особенным детям». Как привлечь ребят к участию в мероприятиях? Организация воспитательной работы класса на основе коллективно-творческих дел (КТД, методика Иванова) дает возможность раскрыться каждому ребенку: предложить самому и сделать то задание, которое ему посильно. И вот он главный результат-КТД, в котором принимают участие все ребята.
Работа с родителями.
Успешность обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья во многом определяется родительско-детскими взаимоотношениями, часто имеющими деструктивный характер [2]. Как отмечает В. В. Ткачева, родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность эмоционально-теплых отношений провоцируют развитие дисгармоничных форм взаимодействия ребенка с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность. Дети с ОВЗ, наиболее часто воспитываются в социально неблагополучных семьях. В связи с этим встает вопрос формирования конструктивных родительско-детских взаимоотношений (как важная составная часть родительской компетентности) в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и поиска наиболее эффективных форм работы с родителями:
- индивидуальные, групповые консультации;
- взаимодействие с отделом по вопросам семьи и детства, ОВД ПДН;
- ежемесячное посещение неблагополучных семей с составлением актов обследования условий жизни, материально-бытовых условий;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- психолого-педагогическое консультирование семей с приглашением узких специалистов;
- совместные мероприятия родителей с учащимися (экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов и т. д.).
Планируя работу с семьями необходимо учесть, что родители таких ребят практически не посещают общеклассные родительские собрания по нескольким причинам: не могут оставить ребенка одного, нет возможностей уйти с работы, «заняты своим досугом» (неблагополучные семьи). Формы работы могут быть различны, для каждой семьи подбираю индивидуально: посещение на дому со специалистами, консультации в телефонном режиме, использование ИКТ (тематические электронные письма, общение по Skype, родительский форум, офлайн-конференции).
При правильной организации работы с семьей классный руководитель выступает в трех основных ролях (в том случае, если в школе есть социальный педагог, то это направление и он ведет):
Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям [3, с.176–184].
Практика показывает, что для обеспечения положительных изменений в развитии личности таких ребят необходимы не разовые и не односторонние меры, а комплексный, системный подход. Значит деятельность учителя-предметника, классного руководителя должна быть многоплановой и включать в себя все основные направления социально-реабилитационного процесса.
Литература:
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. 04.02.2010 г., Пр-271).
2. Кожанова Т. М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 4;
3. Кибирев А. А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2003.