Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное образование, ребёнок-инвалид, школьное пространство, младший школьник, толерантность, педагогическая толерантность, толерантное отношение, эмпатия, сотрудничество.
Современное российское общество приобретает кардинальные изменения в сфере духовной жизни. Связано это с ростом антогонизма, агрессивности и конфликтности, которое проявляется на всех уровнях — начиная с семейного и заканчивая политическим. Происходит некая негативная трансформация общества, не смотря на крупномасштабные социально-экономические изменения. Характерной чертой современного общества является отказ, непринятие и непонимание другого человека, что ведет к неуважению человеческого достоинства.
Гуманизм, взаимопомощь, милосердие и принятие иной точки зрения с давних времен были в центре внимания философов. Общество всегда относилось к «не таким, как все» с отрицательной стороны. Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, ориентированных на сотрудничество и диалог, таких стратегий мышления и деятельности, которые способствовали бы установлению и достижению согласия на различных уровнях взаимодействия, акцентирует внимание на ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, таких как: взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни и т. д. Все это объективно свидетельствует о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Именно толерантность может и должна стать сегодня действенным регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.
Данная проблема касается не только образовательной сферы, но и общества.
В условиях инклюзивного образования столкнулись с проблемой взаимодействия младших школьников с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эта проблема требует внимательного рассмотрения и поиска решений, чтобы обеспечить гармоничное сосуществование и взаимодействие разных детей в школьной среде.
Проблема взаимодействия школьников в массовой школе, особенно остро проявившаяся в условиях интеграции детей с особыми образовательными потребностями в классные коллективы, давно привлекала внимание ученых в области педагогики, психологии и дефектологии на протяжении различных исторических периодов. Поэтому воспитание толерантного отношения к детям с особенностями развития в общеобразовательных школах, где эти категории учеников обучаются совместно и контактируют друг с другом, представляется актуальной задачей. Изучая проблемы формирования толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), важно обратить внимание на определение таких обучающихся как физические лица, у которых имеются недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и не позволяющие получить образование без особых условий. Для понимания и обучения толерантности следует понимать, что это не просто сострадание и терпимость, а прежде всего уважение к правам каждого человека. Это признание того, что люди уникальны по своему внешнему виду, поведению, речи и ценностям, и имеют право на жизнь в гармонии со своей индивидуальностью.
Интеграция в школьный коллектив детей с особенными потребностями служит освоению школьниками опыта положительного взаимодействия с людьми, независимо от их здоровья и возможностей. Отсюда вытекает актуальность данной проблемы, она состоит в том, что воспитание уважительного отношения младших школьников к детям с ОВЗ в настоящее время обусловлена социальными потребностями, как школьного общества и общества в целом. Так как от построенных взаимоотношений в классном коллективе зависит не только социализация детей с особенностями развития, но и адаптация всех младших школьников к школе, а также зависит качество образования тех и других в целом. Из этого следует, что совместное образование этих двух категорий оказывает благоприятное влияние на обе стороны, т. е. способствует социализации детей с ограниченными возможностями, но и воспитывает у всех младших школьников уважение друг к другу и способность эффективно взаимодействовать на основе толерантности. При этом остаются без достаточного внимания вопросы адекватных средств, методов и условий педагогического воздействия для устранения интолерантных отношений в коллективе, что делает проблему толерантности младших школьников к детям с ОВЗ в современном обществе актуальной, а ее решение приоритетным.
Работу по формированию толерантного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями необходимо проводить не только общеобразовательным учреждениям (школам), но повсеместно и на самых разных уровнях с привлечением внимания широких слоев общественности, представителей администраций разных рангов, работников социальных служб, СМИ. Также необходимо ее проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:
— педагоги и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог), работающие с детьми;
— родители (законные представители);
— воспитанники, обучающиеся.
Безусловно, главную роль в формировании толерантности играет школа, именно в ней ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого уважительного отношения к окружающим людям.
Наибольшую роль в этом может играть просветительская деятельность (научные конференции и семинары, круглые столы), организация курсов переподготовки и повышение квалификации для специалистов разного профиля, изучение зарубежного опыта сфере социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями. Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности.
К развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как социальная компетентность, толерантность, самоуважение, уверенность в своих силах, навыки решения межличностных проблем способствует совместное обучение с особыми детьми. Социальным педагогам необходимо проводить в образовательных учреждениях занятия с детьми по воспитанию толерантного отношения здоровых детей к детям с ОВЗ. С учетом возраста детей специалисты могут организовать ролевые игры, проигрывать ситуации, обсуждать, как преодолеть барьеры и сделать так, чтобы можно было учиться вместе. Логика и технология обучения толерантности в зависимости от специфики основного вида деятельности обучаемых будет разной. Так, у младших школьников в деятельности, как известно, преобладает эмоциональный компонент, работать с ними логично с учетом этого факта. Для них важно использовать эмоционально-ориентированную технологию, направленную в первую очередь на неприятие отрицательных эмоций и напряженных состояний детей. Помогая в этом друг другу, они ощущают реальную поддержку, чувствуют доверие друг к другу. На этом фоне постепенно исчезает эмоциональная неприязнь между отдельными детьми, они перестают остро реагировать на существующие различия между ними, становятся более толерантными на эмоциональном уровне. Работа социального педагога по формированию толерантного отношения к младшим школьникам с ОВЗ может осуществляться путем проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры, которые способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание толерантной личности ложится исключительно на плечи преподавателей. Это процесс сложный, многосторонний, а значит и осуществляется он всей социальной действительностью, окружающей ребенка. К ней, помимо школы, относится и само общество, в котором находится ребенок, и общение со сверстниками вне стен учебного заведения, и, конечно, взаимоотношения внутри семьи со сложившимися взглядами ее членов друг к другу, окружающим людям и обществу в целом. Современному школьнику важно воспринять единство всего человечества, а именно взаимозависимость каждого живущего на планете. Необходимо научиться не просто понимать, но и уважать права, взгляды, обычаи и традиции других людей. Адекватно воспринимать отличия многих из них от самого себя, а также найти свое место в обществе, не ограничивая при этом права других людей, в том числе людей с ОВЗ.
Литература:
- Петровского, А. В. Возрастная и педагогическая психология / А. В. Петровского. — 5. — 2000: просвещение, 1999. — 300 c. — Текст: непосредственный.
- Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности / Н. М. Борытко. — Текст: непосредственный // воспитатель. — Волгоград: 2002. — С. 180.
- Липман, М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия / М. Липман. — Текст: непосредственный // Вопросы философии. — 1991. — № 2. — С. 110–121.
- Мардахаев, Л. В. Основы социально-педагогической технологии / Л. В. Мардахаев. — Учебное пособие. Рязань: «Ярмарка»,. — 1999: просвещение, 1999. — 106 c. — Текст: непосредственный.
- Миримаиова, М. С. Толерантность как проблема воспитания / М. С. Миримаиова. — Текст: непосредственный // развитие личности. — 2023. — № 2. — С. 104–116.