Психолого-педагогические основы формирования толерантности у дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (84) март 2025 г.

Дата публикации: 24.02.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Околович, Н. А. Психолого-педагогические основы формирования толерантности у дошкольников / Н. А. Околович, И. А. Роньшина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9926/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье авторы анализируют психолого-педагогические подходы и условия по развитию толерантности у обучающихся дошкольной организации.

Ключевые слова : толерантность, дошкольная организация, условия.

Если рассматривать исследования по толерантности, то можно отметить, что в основном данное понятие рассматривается со стороны личности взрослого человека, несмотря на то, что многие психологи отмечают сензитивность дошкольного возраста в аспекте формирования тех личностных качеств, которые отвечают за проявление толерантности. Более того, в исследованиях С. К. Бондыревой и Д. В. Колесова выделено, что «существует врожденная толерантность — неагрессивность, когда индивид изначально преднастроен на толерантность (в данном вопросе, аспекте, ситуации), и приобретенная (благодаря воспитанию) толерантность, когда последняя определяется сформированными у него установками, привычками, мировоззрением». Из этого следует, что для формирования «приобретенной толерантности» необходимо обратить внимание на дошкольный возраст, который Выготский Л. С. обозначает как возраст осознания, понимания и объяснения собственных переживаний и эмоциональных состояний других людей [1].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено, что на этапе завершения дошкольного образования для личности ребёнка должны быть характерны такие черты, как уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и другим людям, чувство собственного достоинства. У ребёнка должна быть сформирована «установка на положительное отношение к другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства», умение «договариваться, учитывать чувства и интересы других людей, стараться разрешить конфликты». Данные черты характерны для личности, способной к проявлению толерантности [2].

Исходя из всего вышесказанного можно обозначить необходимость создания таких условий развития и воспитания детей дошкольного возраста, которые поспособствовали бы успешному формированию нравственных качеств, в том числе толерантности.

Особое внимание стоит уделить проблеме формирования толерантного отношения дошкольников к детям с особенностями развития. Но, необходимо учитывать, что в практике мы зачастую сталкиваемся с неготовностью нейротипичных детей к сверстникам с особенностями, в силу определенных факторов. К таким факторам можно отнести в первую очередь семейный уклад и быт, в котором ребёнок находится с первых дней своей жизни. То, что своим воспитанием, а также примером закладывают родители, в основном определяет поведение и отношение ребенка как к окружающим, так и к самому себе. Вторым фактором может выходить культура, в которой находится как ребенок, так и вся семья в целом. В основном стереотипные установки закладываются именно в этих условиях [3].

Для того, чтобы лучше понять возрастную специфику рассматриваемой проблемы и проявления личности ребёнка в аспекте его аффективного реагирования в ситуациях межличностного взаимодействия, необходимо изучения поведенческих установок и представлений детей о системе отношений в социальном пространстве.

Выделен ряд основных качеств личности, проявляющей толерантное отношение. Также следует отметить, что данные качества ребёнок должен проявлять как вербально, так и транслировать их в своем поведении. К таким качествам относятся: знание своих достоинств и недостатков, критичность к себе, способность сопереживания, позитивное прохождение адаптации в новом коллективе детей, способность взять на себя ответственность за происходящее, высокая социальная активность.

Важно отметить, что процесс формирования толерантности имеет длительный характер, включает себя ряд этапов и сочетание систематической и комплексной работы в повседневной деятельности детей дошкольного возраста. Мы рассматриваем взаимодействие ребёнка как со сверстниками, так и с педагогами, родителями и другими окружающими людьми. Дошкольнику мы не можем просто объяснять понятие толерантности, по большей части это нецелесообразно и не будет нести какой-либо смысловой нагрузки для ребёнка, а тем более формировать в нем конструктивные установки взаимодействия. Именно поэтому посредством создания ситуаций межличностного взаимодействия, а также в какой-то мере их управления, мы можем закладывать в дошкольников навыки толерантного поведения по отношению окружающим. Необходимо придерживаться главной идеи для успешной реализации этого сложного процесса, а именно добровольного и осознанного включения ребёнка в процесс воспитания [4].

Первое на что следует обращать внимание в своей работе — это создание определенной атмосферы как в детском коллективе, так и в других социальных ситуациях межличностного взаимодействия. К таким условиям мы можем отнести создание спокойной, благоприятной и принимающей атмосферы, где личность каждого ребёнка является ценностью. Педагоги же стремятся к полной реализации своего потенциала и включенности в процесс воспитания.

Именно в такой обстановке пропадает категоричное разделение детей по различным критериям. Каждый ребёнок чувствует себя важным и принятым, он не замыкается в себе и реализует свой потенциал. Дети с особенностями получают необходимую поддержку и реальное принятие обществом. Здоровые сверстники вырастают более нравственными и открытыми, отличаются здоровой самооценкой, общительны, меньше подвержены тревожным и агрессивным тенденциям.

Можно выделить две основные категории условий успешной реализации идей толерантности:

I. Воспитание у детей принятия и понимания других людей, в частности людей с ОВЗ, умения конструктивно и позитивно с ними взаимодействовать:

  1. формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
  2. формирование уважения и признания к себе и к другим людям, независимо от их состояния здоровья, наличия инвалидности или принадлежности к другой культуре;
  3. развитие способности и мотивации к различному взаимодействию;
  4. развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию;
  5. формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

  1. профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;
  2. гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;
  3. включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;
  4. реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей.

Определяя данные категории, мы учитываем, что активную работу осуществляем именно в первом случае.

В своих исследованиях М. И. Лисина экспериментально доказала, что основным источником опыта человека, его представлений о собственных ресурсах и дефицитах находится в коллективной деятельности, в которой общение выступает как необходимое условие для формирования самосознания личности. Ею были выделены онтогенетические формы общения, согласно которым в дошкольном возрасте преобладает внеситуативно-личностное общение ребёнка с окружающими (как взрослыми, так и со сверстниками). Общение со сверстниками имеет ряд специфических особенностей: оно более эмоционально насыщено, отличается нестандарнтностью и нерегламентированностью, а также имеет выраженную потребность в сотрудничестве, в признании со стороны сверстников. В других исследованиях отмечается, что дошкольники активнее проявляют взаимопомощь и сочувствие, они более расположены к конструктивному решению конфликтной ситуации и могут обратиться за помощью к взрослым. Игровая деятельность лучшим образом способствует вышеперечисленным тенденциям, так как именно в игре дети стараются уважать роль каждого, согласовывать свои действия с действиями других детей, оценивать характер взаимодействия. На протяжении дошкольного периода у детей формируются сложные виды деятельности, активно проявляется познавательный интерес. Легче закладываются нормы и формы поведения за счет становления внутренней саморегуляции поступков. Также отмечается, что именно дошкольники более расположены к принятию ребёнка с особенностями, нежели дети школьного возраста [5].

Таким образом мы раскрыли различные подходы отечественных психологов к нравственному развитию в дошкольном возрасте, определили важность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на исследования современных психологов, таких как М. И. Лисина, Е. А. Ильинская обозначили роль коллективной деятельности у детей дошкольного возраста и выделили необходимые условия формирования толерантности к сверстникам с ОВЗ, ориентируясь не только на работу с детьми, а используя комплексный подход, который задействует также работу с родителями и воспитателями. Следует учитывать, что в нравственном развитии ребенка ведущую роль играет семья, именно поэтому психологи уделяют особое внимание работы с родителями и изучение внутрисемейной ситуации.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения/ Психология / Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО — Пресс, 2000. — 1008 с.
  2. Ледовских Н. К. Нравственные понятия в речи и сознании дошкольника / Н. К. Ледовских // Детский сад: теория и практика. 2017. № 2(74). С. 36–43.
  3. Мандрыгина Н. Ю. Воспитание основ толерантности у дошкольников / Н. Ю. Мандрыгина, Л. Ю. Шанина // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Москва: Буки-Веди, 2013. — С. 44–48.
  4. Бронникова Е. А. Воспитание толерантности и поддержка межкультурного развития у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2024. № 42 (541). С. 293–294
  5. Насибуллина Ф. Ф. Воспитание основ толерантности у дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2022. № 10. С. 149–152.
Задать вопрос