Толерантность как ценностная основа инклюзивного профессионального образования
Автор: Суменкова Анжела Михайловна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 25.12.2017
Статья просмотрена: 6182 раза
Скачать Спецвыпуск Краевые инновационные площадки. Хабаровский край (pdf)
Библиографическое описание:
Суменкова, А. М. Толерантность как ценностная основа инклюзивного профессионального образования / А. М. Суменкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5.1 (15.1). — С. 50-55. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/3010/ (дата обращения: 16.12.2024).
Самый высокий уровень образования – толерантность.
К. Хелер
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.
Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности [1], которая дает международное определение понятию толерантности и противоположное ему – интолерантности.
Согласно Декларации принципов толерантности толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Толерантность как принцип взаимодействия в системе «человек – человек», «человек – государство» закрепляется в основополагающих международных документах по правам человека.
Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.
Чем же чревато не соблюдение такой важной ценности, как толерантность?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к такому понятию, как эксклюзия. Под эксклюзией подразумевается постепенный процесс накопления ущерба, ведущий от полной интеграции через пограничное состояние надлома к полной изоляции индивида или группы от общества.
Дети-инвалиды [6] являются одной из социальных групп, находящейся в ситуации высокого риска социальной эксклюзии. Процессы исключения имеют нисходящий характер, когда каждая последующая ступенька, ведущая к полной эксклюзии, еще больше сужает спектр доступных индивиду ресурсов.
Одним из ключевых принципов защиты прав детей является принцип недискриминации, закрепленный в Конвенции о правах ребенка [2].
В Конвенции о правах инвалидов [3] закреплены, по существу, принципы социальной инклюзии – недискриминации, уважения особенностей инвалидов и принятия их в качестве компонента людского многообразия, равенства возможностей, полного и эффективного вовлечения и включения инвалидов в общество. Следует отметить, что в международном праве инвалид рассматривается как человек, обладающий особой индивидуальностью, который ориентирован на активную социализацию и интеграцию в общество, и задача государства заключается в устранении барьеров, препятствующих социальному развитию инвалидов наравне с другими людьми во всех сферах жизнедеятельности. Такая трактовка инвалидности обусловливает создание условий в обществе для принятия особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья и включения их во все сферы жизнедеятельности наравне с другими людьми.
Ключевыми принципами Национальной стратегии действий в интересах детей [5] являются: защита прав каждого ребенка; максимальная реализация потенциала каждого ребенка; особое внимание уязвимым категориям детей.
Правовое регулирование отношений в сфере образования [6] основывается на принципах признания приоритетности образования, обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. На законодательном уровне было дано определение инклюзивному образованию: «…обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Инклюзивное образование – образование, которое доступно каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, оно предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его социальной исключенности.
Инклюзивное обучение предполагает активное совместное участие в образовательном процессе каждого ребенка вне зависимости от его способностей и образовательных потребностей. Безусловно, главным принципом развития инклюзивных подходов в образовании является соблюдение интересов каждого ребенка. Инклюзия начинается с признания наличия различий между учениками при условии, что такие различия уважаются и являются основой образовательного процесса.
Инклюзивная модель обучения затрагивает интересы всех субъектов образовательного процесса: лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, обучающихся и членов их семей, педагогов и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность образовательной организации должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами, так и между обучающимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.
Таким образом, в образовательной организации должно быть создано толерантное пространство, под которым понимается [7]: «…единство всех субъектов учебного и воспитательного процесса, формы организации их отношений, построенных на принципах «педагогики толерантности» и являющихся ведущим компонентом педагогической этики и основой гуманистического воспитания».
Формирование толерантного пространства основывается на гуманистических, нравственных ценностях и создает условия для развития интерсубъектного процесса образования на фоне актуальных преобразований личности, которая и сама является условием гуманистического образования, в свою очередь развивающего и воспитывающего толерантную личность с адекватной самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную, с высокоразвитыми механизмами самоидентификации, выражающую определенные духовные и культурно-исторические ценности.
Главным средством процесса педагогического взаимодействия выступает педагог, от личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, убеждений которого зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности.
Ключевыми инструментальными качествами педагога в реализации модели инклюзивного образования выступают такие качества, как тактичность и терпение. Тактичность предполагает умение педагога предвидеть все объективные последствия поступков и действий и их субъективное восприятие обучающимися, коллегами, родителями. Умение выстроить свои действия так, чтобы не поставить кого-либо в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить, и может быть достигнуто путем всесторонней оценки противоречивости ситуации и тенденций ее развития. Умение предвидеть не только рациональные, но и эмоциональные последствия собственных действий поможет педагогу избежать некорректных высказываний и поступков. Для педагога главное выслушать обучающихся, их родителей, дать возможность исчерпывающе высказаться по проблеме, снять отрицательные эмоции и направить разговор в конструктивное русло, чтобы получить полную информацию и вызвать мотивацию к совместной деятельности. Этические компоненты терпения как качества личности заключаются в том, что они обусловливают возможность установления прочного контакта с детьми, что позволит достигнуть положительного результата.
Быть толерантным в педагогической среде означает быть чутким и внимательным, доброжелательным по отношению ко всем окружающим. Поэтому понимание толерантности необходимо дополнить такой особенностью, как «преодоление индифферентности, безразличия к «другому», не сводя ее к необходимости преодоления чувства явного неприятия». К толерантным типам взаимодействия можно отнести следующие типы: диалог, сотрудничество, опека.
В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого человека, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления.
Сотрудничество подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств, на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения, который может быть охарактеризован следующими признаками: контактность, доброжелательность, отсутствие тревожности, мобильность действий, терпение, доверительность, социальная активность.
Опека подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками — эмоциональная стабильность, высокий уровень эмпатии, экстравертность, социальная активность, умение прийти на помощь.
Таким образом, толерантность не только является этико-правовым основанием, но и выступает как непременное условие и инструмент реализации основных этических принципов инклюзивного образования.
Сегодня качественное образование выгодно не только для отдельно взятого индивида, но и для общества в целом. Ведь обеспечение страны высококвалифицированными единицами влечет за собой рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии.
Литература:
- Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
- Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Конвенция о правах инвалидов, принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.
- Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ.
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (действующая редакция, 2016).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016).
- Степанова О. А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования // Инновации в профессиональной школе. 2012. №8.