Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу
Автор: Демкина Татьяна Олеговна
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 15.07.2016
Статья просмотрена: 1784 раза
Библиографическое описание:
Демкина, Т. О. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу / Т. О. Демкина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1177/ (дата обращения: 22.12.2024).
Ключевые слова: интеграция, общеобразовательная школа, ограниченные возможности здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом подходе, который включает в себя психолого-педагогические, социально-психологические и медицинские условия. Эти проблемы решает специальная педагогика. Анализ отечественных и зарубежных исследований дает возможность ответить на некоторые вопросы:
− классификация традиционных и инновационных технологий обучения (Максимова В. М. и др.);
− интеграция общего и специального образования (С. Кирк, Дж. Лернер, В. В. Коркунов, Н. Н. Малофеев);
− способы реализации процессов интеграции (Максимова В. М. и др.) Максимова В. М. предложила классификацию традиционных и инновационных технологий обучения, которая позволяет выделять интеграционные технологии: дидактические системы, обеспечивающие интеграцию разнопредметных знаний и умений, различных видов деятельности, учебных тем, уроков и других форм организации обучения [1].
Одним из самых перспективных путей в образовании рассматривается путь интеграции. Это путь объединения, слияния образовательных учреждений, систем, содержания образовательных программ разных предметов.
Понятие «интеграция» в педагогике употребляется при создании целого из разных систем. Также является закономерным этапом развития системы специального образования. Как отмечают Н. Н. Малофеев и Н. Д. Шмадко, интеграция является тем этапом, который связан с переосмыслением государства и общества своего отношения к инвалидам, предоставлением равных с другими возможностями в разных областях жизни, в которые входит и образование.
Признаки устойчивой тенденции, интегрированные процессы в России приобрели в начале 90-х годов. [2] На это повлияли реформы политических институтов. Произошло преобразование в обществе, в общественном сознании наметился поворот к признанию самоценности личности, гарантии ее права на самореализацию и свободу выбора. Для детей с особыми потребностями главную роль играют школьные учителя. Все государства по-разному решают и понимают задачи интеграции. Анализируя работы по интегрированному обучению детей с особыми потребностями в условиях общеобразовательной школы нашей страны, можно сказать, что в научных исследованиях открытие коррекционных классов при общеобразовательных учреждениях в основном рассматривается как вопрос, направленный на удовлетворение «потребности общества» в оказании таких услуг по месту жительства [2, 3, 4]. Для обеспечения различных форм интегрированного обучения детей на муниципальном уровне нормативно правовая база отсутствует, это нередко приводит к упрощению модели интегрированного обучения, что совершенно недопустимо. Из этого следует, что необходимо искать определенные способы реализации процессов интеграции, в которых общеобразовательной школе принадлежит активная роль, такая же, как и специальной.
Наше исследование проводилось на базе МБОУ основной общеобразовательной школы № 22, Печенгский район. В данной школе открыты три класса педагогической поддержки: пятый, шестой и седьмой на 2015–2016 учебный год. В данных классах обучаются дети 7 вида, который им подтвердила ПМПК (Психолого-медико-педагогическая комиссия). В 6 и 7 классе по 8 человек. В 5 классе 10 человек.
Цель исследования — выявить и изучить организационно-педагогические условия интеграции данных детей в общеобразовательную школу. В исследовании принимали участие три группы: педагоги, учащиеся и родители детей, обучающихся в данной школе — всего 80 человек.
Исследование состояло из трех этапов: проведение беседы с учащимися школы, анкетирование родителей учащихся школы, анкетирование педагогов.
1 этап: проведение беседы с учащимися.
Цель: выявить отношение детей друг к другу в общеобразовательной школе, куда интегрированы дети с особыми потребностями.
Беседа предполагала 3 вопроса:
- Кого бы ты именно из своей школы пригласил на День рождения, и кого бы точно не пригласил?
- Есть ли в твоей школе дети, которые тебе неприятны в общении и почему?
- Ощущаешь ли ты дискомфорт в общении с детьми другого класса твоей школы? Если да, то почему?
Анализ результатов беседы показал, что учащиеся достаточно адекватно относятся друг к другу.
2 этап: анкетирование родителей.
Цель: выявить мнение родителей о контингенте детей данной школы.
В анкетировании приняли участие 25 родителей из разных классов. Анкета состояла из пяти вопросов:
- Сколько лет ваш ребенок учится в данной школе?
- Нравится ли вашему ребенку учиться в этой школе? Если, да, то почему?
- Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок учился в другой школе? Если нет, то почему?
- Знаете ли вы о контингенте детей, который обучается в этой школе?
- Какие проблемы испытывает ваш ребенок в общении с другими детьми данной школы?
Анализ анкетирования родителей показал, что большинство детей учатся в данной школе с первого года обучения, при этом им нравится учиться, и менять образовательное учреждение они не намерены. Большинство родителей (21 человек), зная о контингенте школы, хотят, чтобы их дети учились в инклюзивной школе. Небольшое количество родителей (4 человека) с этим не согласны (считают, что «общеобразовательная школа только для нормальных детей»).
Анализ анкетирования показал, что общее мнение родителей сводится к тому, что организационно-педагогические условия, созданные в школе интегрированного типа, благоприятны успешному обучению всех детей. Специальная коррекционная работа, наличие адаптивных рабочих программ по всем предметам, разработанных специально для классов педагогической поддержки, воспитательная работа школы и отдельно каждого класса помогает грамотно и правильно организовывать инклюзивное обучение в общеобразовательной школе. Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), интегрированные в данную школу чувствуют себя полноценными личностями, благодаря гуманному отношению педагогов.
3 этап: анкетирование педагогов.
Цель: выявить готовность педагогов к работе в классах педагогической поддержки, где обучаются дети с ОВЗ.
В анкетировании приняли участие 20 педагогов (учителей). Анкета состояла из 9 вопросов:
- Ф. И. О.
- Образование.
- Сколько лет Вы работает в данной школе?
- Какой предмет вы преподаете в классах педагогической поддержки?
- Сколько лет Вы работаете в классах педагогической поддержки, где обучаются дети с ОВЗ?
- Испытываете ли Вы трудности в обучении детей с ОВЗ?
- Какую помощь Вы хотели бы получить от узкопрофильных специалистов (дефектолог, логопед, психолог)?
- Используете ли Вы нестандартные подходы в обучении детей с ОВЗ?
- Возникают ли у Вас сложности во взаимодействии с ребенком, обучающемся в классе педагогической поддержки?
Анализ анкетирования показал, что педагоги (20 человек), со стажем работы от 3 до 27 лет в образовательном учреждении, в настоящее время сталкиваются с рядом трудностей в обучении и воспитании детей с особыми потребностями в условиях общеобразовательной школы: недостаток знаний об особенностях развития ребенка с ОВЗ, трудность в осуществлении индивидуального подхода в общешкольных мероприятиях. Свои проблемы, большинство педагогов, с легкостью осознают, и могут выделить более значимые. При этом каждый из педагогов к оценке своих проблем подходит адекватно. Планирует будущую деятельность так, чтобы она стала более продуктивной. Это и позволяет оценить готовность педагогов работать в школе с интегрированными детьми, обучающимися в специальных классах. Из чего следует, что проблемы в осуществлении интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу на сегодняшний день являются актуальными, и большинство участников образовательного процесса готовы к их решению.
Литература:
- Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. — Волгоград: Учитель, 2008. С. 19.
- Брызгалова С. О. Разработка муниципальной модели интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями на основе системно — комплексного подхода [Текст]: дис. канд. пед. наук / С. О. Брызгалова; Урал. гос. пед. ун — т. — Екатеринбург: [б. и.], 2007. — 175 с.
- Дмитриев А. А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / А. А. Дмитриев // Дефектология. — 2005. — № 4. — С. 4–8.
- Капустин А. И. Проблемы дифференцированного и интегриро-специальное образование № 4, 2009 106 ванного обучения в истории олигофренопедагогики [Текст] / А. И. Капустин // Дефектология. — 1996. — № 5. — С. 89–94.
- Малофеев Н. Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения (по материалам Доклада Европейского агентства по развитию специального образования) [Текст] / Н. Н. Малофеев // Дефектология. — 2005. — № 5. — С. 3–18.
Похожие статьи
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной организации через совместную творческую деятельность
Статья посвящена актуальности исследования социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада
В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.
Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната
Статья раскрывает особенности воспитательной деятельности в коррекционной школе-интернате. Описан опыт работы по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Разработана и апробирована модель воспитания детей с ограниченными возмо...
Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность
В статье рассматривается проблема мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья к образовательной деятельности.
Изучение отношения студентов педагогического вуза к детям с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассмотрена проблема инклюзивного образования детей с ОВЗ. Выявлено отношение студентов, будущих педагогов начальных классов к лицам с ОВЗ.
Похожие статьи
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной организации через совместную творческую деятельность
Статья посвящена актуальности исследования социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада
В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.
Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната
Статья раскрывает особенности воспитательной деятельности в коррекционной школе-интернате. Описан опыт работы по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Разработана и апробирована модель воспитания детей с ограниченными возмо...
Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность
В статье рассматривается проблема мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья к образовательной деятельности.
Изучение отношения студентов педагогического вуза к детям с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассмотрена проблема инклюзивного образования детей с ОВЗ. Выявлено отношение студентов, будущих педагогов начальных классов к лицам с ОВЗ.