Развитие инклюзивного образования в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие инклюзивного образования в России / Н. А. Куляев, А. В. Станкевич, И. А. Алексеева [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13114/ (дата обращения: 22.12.2024).



Совершенствование российского образования предполагает введение в его основу новейших технологий, систем и подходов. В последние годы развития российского образования все более активно исследуются проблемы внедрения, развития и реализации инклюзивного образования в системе не только дефектологического, но и общего образования. Внедрение и реализация инклюзивного образования в системе всех видов образовательных организаций нуждается в организации специально разработанного учебно-образовательного процесса, который способен создать адекватные условия для освоения учебной программы учащимися, не имеющими отклонений в психофизическом развитии, и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для повышения эффективности инклюзии в период получения основного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо соблюсти следующие условия:

  1. Педагогам, работающим в инклюзивном образовании необходимо проводить повышение квалификации в области коррекционной педагогики и специальной психологии.
  2. Создавать в образовательном учреждении благоприятный социально-психологический климат, который позволит школьному социуму принять в свое сообщество лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Дифференцировано подходить к каждому ребенку, имеющему особые образовательные потребности.
  4. Организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы у детей с ограниченными потребностями здоровья формировалась и развивалась мотивация к учебной деятельности.
  5. Повышать социальный статус детей с ОВЗ, что будет способствовать степени их адаптированности к получению дальнейшего образования.

Отсутствие возможности соблюдения данных условий, недостаточность теоретических и методологических данных, равно как и отсутствие эффективной методики по организации инклюзивного учебного процесса негативно отражаются на качестве инклюзивного образования.

Для внедрения и развития практики инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями принципиальное значение имеет отсутствие разработанного психологического сопровождения данного процесса. В тоже время, в науке сформировались некие постулаты, способствующие формированию условий организации инклюзивного образования детей. Основанием данным постулатам послужили исследования Н. Н. Малофеева, Д. М. Маллаева, Н. М. Назаровой, Ю. Т. Матасова, В. В. Рубцова, Н. Д. Шматко, Л. М. Шипицыной, О. А. Бажуковой, которые отражают различные аспекты инклюзивного образования.

В последние годы наряду с теоретическими постулатами сложились и практические предпосылки развития условий для внедрения инклюзивного образования во все образовательные учреждения. Проблемы реализации инклюзивного образования стали неотъемлемой частью государственной политики в сфере образования и Национальной инициативы «Наша новая школа», которая направлена на успешную адаптацию и социализацию детей с особыми образовательными потребностями.

Сравнительный анализ зарубежного и российского инклюзивного образования показывает, что в наших образовательных учреждениях не учтены организационные и социокультурные условия, не искоренены стереотипы, сложившиеся в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Если специализированная школа, с учетом особенности каждой аномалии развития, предоставляет детям возможность находиться в привычной для них среде, обеспечивающей адекватные условия пребывания, то в условиях инклюзивного обучения существует необходимость учитывать дефекты и аномалии психофизического развития каждого ребенка, исходя из структуры его основного дефекта.

В различных регионах нашего государства трудности внедрения и развития инклюзивного образования связаны с многонациональностью и поликонфессиальностью социума. Особенности менталитета некоторых этнических групп не позволяют принять ребенка с особенными образовательными потребностями в общий социум, так как в данных группах существует устойчивое мнение, что наличие психофизиологических дефектов в развитии ребенка является позором для семейного рода.

Эффективность интеграции детей с особенностями развития в системе современного образования напрямую связано с необходимостью создания службы психологической помощи, которая позволит проводить раннюю психологическую диагностику, консультирование, коррекцию и психологическое просвещение детей и их родителей, что позволит сделать осознанный выбор между обучением в специализированной школе и инклюзивным образованием.

Каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет индивидуальные возможности адаптации и социализации в обществе. Отсюда следует, что в процессе реализации инклюзивного образования для каждой категории детей с аномалиями психофизиологического развития необходимо создать специальные условия психолого-педагогического сопровождения с учетом специфики основного дефекта. Ответственность за выполнение данных условий всеми участниками образовательного процесса возлагается на психолога, чья компетентность позволяет проводить консультационную помощь учащимся, родителям и педагогам.

Изучая практическую деятельность педагогов в классах с инклюзивным обучением, можно прийти к выводу, что, несмотря на многолетний опыт педагогической работы, мало кто из них владеет специальными знаниями и навыками работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Данный факт осложняет организацию инклюзивного образования.

Чтобы понять, насколько инклюзивное образование востребовано современным обществом было проведено анкетирование заинтересованных участников и их родителей. Анализ полученных данных показал, что большая часть респондентов считает необходимым развитие инклюзивного обучения во всех сферах образовательной деятельности по месту жительства или пребывания детей с особенностями психофизиологического развития. Однако, тот факт, что отсутствуют необходимые организационные и педагогические условия, психологическое сопровождение для таких детей и их родителей, ставит под сомнение возможность создания соответствующей образовательной коррекционной среды, как в специализированных образовательных учреждениях.

С целью организации доступного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с согласия родителей был проведен формирующий эксперимент. Для этой цели были созданы группы детей с сочетанными нарушениями, которые стали частью детских коллективов.

Эксперимент проводился в несколько этапов.

Первый этап включал в себя медико-психолого-педагогическое обследование детей, которое проводилось с целью диагностики психологических особенностей развития учеников инклюзивных классов и уровня их психосоциальной адаптации к социуму.

Второй этап позволил исследовать содержание образовательного материала и возможности его освоения детьми с особенными образовательными потребностями. Основываясь на результатах проведенного исследования, были составлены индивидуальные программы обучения. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения ребенка основывались на рекомендациях психологов, педагогов с учетом мнения родителей. На данном этапе для родителей и педагогов проводились консультационные беседы преподавателями коррекционной педагогики и специальной психологии.

Третий этап эксперимента заключался в обеспечении инклюзивных коллективов специальными техническими средствами обучения детей с различными психофизическими дефектами развития. Наряду с этим была составлена программа развития социальной компетентности, с целью успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в детский коллектив.

На протяжении всего эксперимента отношения между детьми, их родителями и педагогами строились на взаимопонимании, взаимоуважении и сотрудничестве.

Для эффективного освоения учебного материала детьми с особенными образовательными потребностями в программу были введены элементы психотехники и психотехнические игры. В процессе эксперимента особое внимание уделялось работоспособности обучающихся, с целью недопущения переутомления детей и сохранения позитивного эмоционального состояния во время учебного процесса.

В перерывах между занятиями проводились релаксационные упражнения, исследовалась вариативность социального поведения детей, а также уровни взаимодействия учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Оценка результатов в ходе экспериментального исследования включала в себя методы биометрии и математической статистики, что позволило обеспечить характерность, полноценность и достоверность исследования. Данные, получаемые в ходе эксперимента, обсуждались участниками с целью корректировки образовательного процесса и повышения его эффективности.

Результаты исследования показали, что в условиях инклюзивного обучения, дети с особенными образовательными потребностями эффективнее овладевают навыками общения в окружающем обществе, легче адаптируются к условиям социума, более активны, чем в учреждениях коррекционной направленности.

Следует отметить, что обучение в условиях полной инклюзии, требует больших усилий от участников учебно-воспитательного процесса, включая родителей. Особенно важно развитие психологической поддержки детей с особенностями психофизического развития и их родителей. Не менее значимым фактором является создание специальной коррекционно-развивающей среды и условий для детей с учетом их особых образовательных потребностей.

Анализ полученных результатов проводимого исследования в условиях инклюзивного обучения, позволил проследить положительную динамику изменения социальной активности детей с ограниченными возможностями здоровья. В условиях полной инклюзии, дети с особенностями развития быстрее адаптируются к условиям массового социума, эффективнее овладевают навыками социальной и учебной деятельности. В тоже время, у детей без аномалий развития, формируется толерантное отношение к детям с особенными образовательными потребностями, что способствует развитию чуткости, взаимопомощи, взаимоуважения и положительно сказывается на формировании благоприятной психологической среды.

Таким образом, приходим к выводу, что внедрение, развитие и реализация инклюзивного образования, способствует эффективной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям массового социума и положительно влияет на их дальнейшую интеграцию во все сферы образовательной и профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Бойков Д. И. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы // Мат-лы XV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Искусство и дети». СПб., 2008. С. 40–43.
  2. Маллаев Д. М. Психология и педагогика игры слепого слабовидящего ребенка. М.: СМУР «Academa», 2008. 325 с.
  3. Малофеев Н. Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя / Н. Н. Малофеев // Дефектология. 2011. № 4. С. 3–17.
  4. Малофеев Н. Н. Школа должна учить ребенка быть независимым: образование детей с ограниченными возможностями / Н. Н. Малофеев // Социальная педагогика. 2011. № 3. С. 121–125.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, потребность, психофизическое развитие, родитель, коррекционная педагогика, массовый социум.