Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС

Педагогика
17.02.2020
494
Поделиться
Библиографическое описание
Абдуллаева, Э. Т. Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС / Э. Т. Абдуллаева, О. А. Болковенко, Е. С. Курова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 230-233. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67394/.


В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».

Ключевые слова: инклюзивное образование, игровые сеансы, родительский флеш, интерактивные площадки, педагогическая практика.

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в настоящее время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание доступных условий для получения образования детьми разных категорий.

Приоритетным направлением этой деятельности является максимально ранняя коррекция недостатков в развитии детей и в связи с этим организация всевозможной ранней коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные нарушения.

На современном этапе развития общества разрабатываются вариативные модели сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений, позволяющие «включать» «особого» ребенка в коллектив нормативно развивающихся сверстников.

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов, детей с ОВЗ) в образовательный процесс определяется как инклюзивное образование. Данный процесс регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155). В Стандарте учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, определяется содержание и формы коррекционной работы с детьми с ОВЗ, в том числе указаны возможности реализации инклюзивной модели образования.

С сентября 2017 года в МАДОУ «Синеглазка» функционирует Служба ранней помощи детям от 0 до 3-х лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение и их родителям (законными представителями).Службу ранней помощи посещают 13 детей и имеют статус «ребенок-инвалид».Служба ранней помощи укомплектована специалистами: педагог — психолог (2), учитель-дефектолог (1), учитель-логопед (2). На каждого ребенка-инвалида, посещающего Службу ранней помощи, разработана индивидуальная программа психолого-педагогической помощи специалистами совместно с родителями ребенка, включающая обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком — инвалидом. Индивидуальные программы построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии его развития.

Существующая форма организации поддержки семей с детьми, имеющими нарушения в развитии, обоснованная теоретически и методологически многократно оправдала себя на практике, но, тем не менее, на сегодняшний день, практический опыт показывает, что она даёт слабую адаптацию ребёнка в реальном мире и не позволяет достичь более высокого уровня социализации.

Возникла необходимость пересмотра существующей системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и внедрения новых форм и способов организации коррекционного образовательного процесса, способствующего более полной социальной адаптации ребенка в окружающем мире.

В настоящее время в МАДОУ «Синеглазка» созданы условия для реализации инклюзивного образования посредством взаимодействия двух инфраструктурных элементов — Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка (далее ЦРРР). Представленный формат инклюзивного образования основан на творческом анализе и переработке существующих практик, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный опыт можно обозначить как инновационный, постоянно развивающийся, т. к. применяя его в образовательном процессе, можно решить задачи, поставленные перед педагогами в области коррекционного образования.

Основная цель взаимодействия двух служб — обеспечение условий для коррекции нарушений у детей с разными психофизическими особенностями, социализация детей и их семьи.

Задачи:

− Создание комфортного пространства для всех детей.

− Создание образовательной среды, способствующей гармоничному развитию ребенка с ОВЗ.

− Формирование толерантного сообщества детей и родителей.

− Создание педагогической системы, гибко учитывающей возможности и приоритеты разных детей в рамках единого сообщества.

− Формирование междисциплинарной команды специалистов, родителей (законных представителей) организующих образовательный процесс.

Весомость инклюзивной практики в рамках взаимодействия двух структурных подразделений заключается в создании единого образовательного пространства, способствующего наиболее полной адаптации и социализации «особых» и «обычных» детей.

Инклюзивное образование в рамках взаимодействия служб направленно не только на создание технических условий, но и на формирование толерантного сообщества детей и родителей. Успешность реализации инклюзивной практики зависит не только от готовности педагогов, но и во многом от культуры отношения субъектов образовательного процесса.

«Включение» детей посещающих СРП в ЦРРР осуществляется под патронатом учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.

Исходя из соматических и психофизических особенностей, возможностей детей с нарушениями в развитии, их «включение» в единое образовательное пространство, созданное в ЦРРР, осуществляется в трех организационных формах инклюзии:

1. Точечная инклюзия(гостевые визиты), при которой ребенок с ОВЗ объединяется со здоровыми детьми на праздниках или развлечениях, организуемых в ЦРРР.

2. Частичная инклюзия, при которой дети, еще не способны на равных со здоровыми сверстниками участвовать в образовательном процессе, вливаются на часть занятия или посещают определенные, запланированные учителем-дефектологом или учителем-логопедом игровые сеансы.

3. Полная инклюзия эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития приближены к возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками развитию и воспитанию.

Работа по реализации и внедрению инклюзивного образования в рамках взаимодействия двух структурных подразделений осуществлялась поэтапно:

I этап. Подготовительный

− Оценка возможностей и дефициты, существующие в образовательном учреждении.

− Изучение существующего передового опыта инклюзивного образования.

− Организация просвещения и подготовка родительского коллектива — консультации, тренинги, интерактивные площадки.

− Формирование междисциплинарной команды специалистов учреждения, заинтересованных в реализации практики.

− Подготовка материальной базы, программно-методического обеспечения.

− Диагностика возрастных и индивидуальных особенностей детей.

II этап. Адаптационный

− Включение в образовательный процесс ЦРРР одного или нескольких детей с ОВЗ.

− Разработка и апробация системы использования средств, форм и методов работы, обеспечивающих эффективное «включение» ребенка в образовательный процесс, организованный в ЦРРР.

− Апробация имеющихся и разработка новых организационных и содержательных технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях единой образовательной среды.

− Разработка или апробация имеющейся документации сопровождения «особого» ребёнка в дошкольной организации.

− Обновление деятельности психолого-педагогического консилиума по определению и реализации индивидуальных программ сопровождения для детей с ОВЗ.

− Организация работы с родителями по формированию отношений сотрудничества (работа интерактивного педагогического городка, создание веб — пространства для знакомства с передовыми практиками в области раннего развития).

III этап. Полное включение

− Созданы все необходимые условия, способствующие наиболее полной адаптации и социализации «особых» и «обычных» детей.

− Разработаны и используются технологии сопровождения всех участников образовательных отношений в условиях единой образовательной среды.

− Осуществляется работа по методическому сопровождению обучения и воспитания детей с ОВЗ, апробируются дидактические материалы, методы и технологии работы.

− Активно проводятся занятия и игровые сеансы в единой образовательной среде.

IV этап. Заключительный

− Оценка эффективности применения инклюзивного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

− Обобщение опыта работы по теме.

− Распространение опыта: выступления на профессиональном методическом объединении учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Организация коррекционно-образовательной деятельности детей посещающих СРП носит вариативный характер и четко не регламентирована, что позволяет организовать параллельность работы учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога и родителей (законных представителей). Специалисты СРП направляют деятельность ребёнка и подбирают адекватные методы и приемы обучения, обеспечивают ребёнку возможность ориентировки и адаптации в новой среде, обсуждают с родителем эффективность стратегий, совместных действий по реализации индивидуально-ориентированной программы, обучают техникам стимуляции и поддержки развития ребенка.

Работа с инклюзивным ребенком охватывает различные направления развития детей раннего возраста: здоровьесбережение (развитие движений), сенсомоторное развитие (познавательное развитие), речевое развитие, развитие в изобразительной и музыкальной деятельности через организацию детско-родительские мероприятий с использованием эффективных, инновационных форм, таких как:

  1. Практические занятия, игровые сеансы «Мама-рядом» — это непосредственные практические занятия и игровые сеансы с ребёнком и его родителями, организуемые специалистами.
  2. Педагогический интерактивный городокэто пространство, где функционируют интерактивные площадки, в каждой из которых работает специалист.
  3. Родительский флеш — это работа с родителями в условиях специально созданного информационного веб — пространства, в котором каждый из участников может самостоятельно, в удобное время познакомиться с успешными и перспективными практиками в системе раннего развития ребенка, со стилями, техниками, методами работы с малышами, с коррекционными программами и методиками, а так же с различным развивающим оборудованием.
  4. Минутки родительского взаимообучения «Академия успешных мам», дают возможность поделиться опытом семейного воспитания, рассказать о необычных педагогических находках. Данные мероприятия проводятся в различных формах. Это практические занятия, беседы в кругу, фотоальбомы или видеоуроки.

Перечисленные детско-родительские мероприятия предполагают совместную деятельность родителя и педагога, основанную на свободном выборе и сотрудничестве, в процессе которой происходит передача родителям практических приемов коррекции и профилактики нарушений в развитии. Работа организовывается специалистами в различных центрах активности.

Рассматривая положительные аспекты внедрения инклюзивного образования в рамках взаимодействия СРП и ЦРРР можно отметить, что в первую очередь возрастает эффективность коррекционно-образовательного процесса. В процессе взаимодействия со сверстниками особый ребенок быстрее овладевает различными видами деятельности и может развиваться в личном темпе. Нормативно развивающиеся дети тоже получают опыт общения со сверстниками с ОВЗ и с раннего детства учатся их принимать.

Педагогическая практика показала, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, включенный в сообщество здоровых сверстников, воспитываясь и развиваясь вместе с ними, достигает более высокого уровня социализации, а ресурсы, вложенные в раннее развитие, дают в три раза больший (хоть и отложенный) эффект для успешной социальной мобильности, чем ресурсы, потраченные на профессиональное образование.

Особо значимым результатом внедрения инклюзивного образования во взаимодействии двух служб, является обеспечение перехода в 2018 году 2 детей в группы полного дня пребывания, в 2019 году осуществление перехода в группы общеразвивающей направленности (полного дня) 5 детей. В 2020 году запланирован переход в группы полного дня пребывания 2 ребенка.

Мы уверены, произошедшее слияние служб не только способствует увеличению качества и количества услуг психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ОВЗ, но и минимизации социально-экономических затрат. Инклюзивное образование в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка» положительно отразилось на востребованности услуг, оказываемых сегодня детским садом, возрос интерес со стороны родителей, повысился статус ДОУ и педагогов. Самым главным результатом такого взаимодействия является полная социальная адаптация ребенка в окружающем мире.

Литература:

  1. Азизова Д. Б., Найяр О. Г. Инклюзивное образование. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции.
  2. Богатая О. Ф., Повалаки И. Ф. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях. — Тюмень. Аксиома. 2013 г.
  3. Дорохова, Е. С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД / Е. С. Дорохова // Дополнительное образование и воспитание. — 2010. — № 1. — С. 27–33.
  4. Лопатина, В. И. Широкие аспекты инклюзивного образования/ В. И. Лопатина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 6. — С. 11–15.
  5. Методические рекомендации по организации инклюзивного процесса в детском саду. М. Центр «Школьная книга», 2010
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
инклюзивное образование
игровые сеансы
родительский флеш
интерактивные площадки
педагогическая практика
Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 230-233):
Часть 4 (стр. 219-281)
Расположение в файле:
стр. 219стр. 230-233стр. 281

Молодой учёный