Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абдуллаева, Э. Т. Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС / Э. Т. Абдуллаева, О. А. Болковенко, Е. С. Курова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 230-233. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67394/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».

Ключевые слова: инклюзивное образование, игровые сеансы, родительский флеш, интерактивные площадки, педагогическая практика.

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в настоящее время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание доступных условий для получения образования детьми разных категорий.

Приоритетным направлением этой деятельности является максимально ранняя коррекция недостатков в развитии детей и в связи с этим организация всевозможной ранней коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные нарушения.

На современном этапе развития общества разрабатываются вариативные модели сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений, позволяющие «включать» «особого» ребенка в коллектив нормативно развивающихся сверстников.

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов, детей с ОВЗ) в образовательный процесс определяется как инклюзивное образование. Данный процесс регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155). В Стандарте учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, определяется содержание и формы коррекционной работы с детьми с ОВЗ, в том числе указаны возможности реализации инклюзивной модели образования.

С сентября 2017 года в МАДОУ «Синеглазка» функционирует Служба ранней помощи детям от 0 до 3-х лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение и их родителям (законными представителями).Службу ранней помощи посещают 13 детей и имеют статус «ребенок-инвалид».Служба ранней помощи укомплектована специалистами: педагог — психолог (2), учитель-дефектолог (1), учитель-логопед (2). На каждого ребенка-инвалида, посещающего Службу ранней помощи, разработана индивидуальная программа психолого-педагогической помощи специалистами совместно с родителями ребенка, включающая обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком — инвалидом. Индивидуальные программы построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии его развития.

Существующая форма организации поддержки семей с детьми, имеющими нарушения в развитии, обоснованная теоретически и методологически многократно оправдала себя на практике, но, тем не менее, на сегодняшний день, практический опыт показывает, что она даёт слабую адаптацию ребёнка в реальном мире и не позволяет достичь более высокого уровня социализации.

Возникла необходимость пересмотра существующей системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и внедрения новых форм и способов организации коррекционного образовательного процесса, способствующего более полной социальной адаптации ребенка в окружающем мире.

В настоящее время в МАДОУ «Синеглазка» созданы условия для реализации инклюзивного образования посредством взаимодействия двух инфраструктурных элементов — Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка (далее ЦРРР). Представленный формат инклюзивного образования основан на творческом анализе и переработке существующих практик, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный опыт можно обозначить как инновационный, постоянно развивающийся, т. к. применяя его в образовательном процессе, можно решить задачи, поставленные перед педагогами в области коррекционного образования.

Основная цель взаимодействия двух служб — обеспечение условий для коррекции нарушений у детей с разными психофизическими особенностями, социализация детей и их семьи.

Задачи:

− Создание комфортного пространства для всех детей.

− Создание образовательной среды, способствующей гармоничному развитию ребенка с ОВЗ.

− Формирование толерантного сообщества детей и родителей.

− Создание педагогической системы, гибко учитывающей возможности и приоритеты разных детей в рамках единого сообщества.

− Формирование междисциплинарной команды специалистов, родителей (законных представителей) организующих образовательный процесс.

Весомость инклюзивной практики в рамках взаимодействия двух структурных подразделений заключается в создании единого образовательного пространства, способствующего наиболее полной адаптации и социализации «особых» и «обычных» детей.

Инклюзивное образование в рамках взаимодействия служб направленно не только на создание технических условий, но и на формирование толерантного сообщества детей и родителей. Успешность реализации инклюзивной практики зависит не только от готовности педагогов, но и во многом от культуры отношения субъектов образовательного процесса.

«Включение» детей посещающих СРП в ЦРРР осуществляется под патронатом учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.

Исходя из соматических и психофизических особенностей, возможностей детей с нарушениями в развитии, их «включение» в единое образовательное пространство, созданное в ЦРРР, осуществляется в трех организационных формах инклюзии:

1. Точечная инклюзия(гостевые визиты), при которой ребенок с ОВЗ объединяется со здоровыми детьми на праздниках или развлечениях, организуемых в ЦРРР.

2. Частичная инклюзия, при которой дети, еще не способны на равных со здоровыми сверстниками участвовать в образовательном процессе, вливаются на часть занятия или посещают определенные, запланированные учителем-дефектологом или учителем-логопедом игровые сеансы.

3. Полная инклюзия эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития приближены к возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками развитию и воспитанию.

Работа по реализации и внедрению инклюзивного образования в рамках взаимодействия двух структурных подразделений осуществлялась поэтапно:

I этап. Подготовительный

− Оценка возможностей и дефициты, существующие в образовательном учреждении.

− Изучение существующего передового опыта инклюзивного образования.

− Организация просвещения и подготовка родительского коллектива — консультации, тренинги, интерактивные площадки.

− Формирование междисциплинарной команды специалистов учреждения, заинтересованных в реализации практики.

− Подготовка материальной базы, программно-методического обеспечения.

− Диагностика возрастных и индивидуальных особенностей детей.

II этап. Адаптационный

− Включение в образовательный процесс ЦРРР одного или нескольких детей с ОВЗ.

− Разработка и апробация системы использования средств, форм и методов работы, обеспечивающих эффективное «включение» ребенка в образовательный процесс, организованный в ЦРРР.

− Апробация имеющихся и разработка новых организационных и содержательных технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях единой образовательной среды.

− Разработка или апробация имеющейся документации сопровождения «особого» ребёнка в дошкольной организации.

− Обновление деятельности психолого-педагогического консилиума по определению и реализации индивидуальных программ сопровождения для детей с ОВЗ.

− Организация работы с родителями по формированию отношений сотрудничества (работа интерактивного педагогического городка, создание веб — пространства для знакомства с передовыми практиками в области раннего развития).

III этап. Полное включение

− Созданы все необходимые условия, способствующие наиболее полной адаптации и социализации «особых» и «обычных» детей.

− Разработаны и используются технологии сопровождения всех участников образовательных отношений в условиях единой образовательной среды.

− Осуществляется работа по методическому сопровождению обучения и воспитания детей с ОВЗ, апробируются дидактические материалы, методы и технологии работы.

− Активно проводятся занятия и игровые сеансы в единой образовательной среде.

IV этап. Заключительный

− Оценка эффективности применения инклюзивного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

− Обобщение опыта работы по теме.

− Распространение опыта: выступления на профессиональном методическом объединении учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Организация коррекционно-образовательной деятельности детей посещающих СРП носит вариативный характер и четко не регламентирована, что позволяет организовать параллельность работы учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога и родителей (законных представителей). Специалисты СРП направляют деятельность ребёнка и подбирают адекватные методы и приемы обучения, обеспечивают ребёнку возможность ориентировки и адаптации в новой среде, обсуждают с родителем эффективность стратегий, совместных действий по реализации индивидуально-ориентированной программы, обучают техникам стимуляции и поддержки развития ребенка.

Работа с инклюзивным ребенком охватывает различные направления развития детей раннего возраста: здоровьесбережение (развитие движений), сенсомоторное развитие (познавательное развитие), речевое развитие, развитие в изобразительной и музыкальной деятельности через организацию детско-родительские мероприятий с использованием эффективных, инновационных форм, таких как:

  1. Практические занятия, игровые сеансы «Мама-рядом» — это непосредственные практические занятия и игровые сеансы с ребёнком и его родителями, организуемые специалистами.
  2. Педагогический интерактивный городокэто пространство, где функционируют интерактивные площадки, в каждой из которых работает специалист.
  3. Родительский флеш — это работа с родителями в условиях специально созданного информационного веб — пространства, в котором каждый из участников может самостоятельно, в удобное время познакомиться с успешными и перспективными практиками в системе раннего развития ребенка, со стилями, техниками, методами работы с малышами, с коррекционными программами и методиками, а так же с различным развивающим оборудованием.
  4. Минутки родительского взаимообучения «Академия успешных мам», дают возможность поделиться опытом семейного воспитания, рассказать о необычных педагогических находках. Данные мероприятия проводятся в различных формах. Это практические занятия, беседы в кругу, фотоальбомы или видеоуроки.

Перечисленные детско-родительские мероприятия предполагают совместную деятельность родителя и педагога, основанную на свободном выборе и сотрудничестве, в процессе которой происходит передача родителям практических приемов коррекции и профилактики нарушений в развитии. Работа организовывается специалистами в различных центрах активности.

Рассматривая положительные аспекты внедрения инклюзивного образования в рамках взаимодействия СРП и ЦРРР можно отметить, что в первую очередь возрастает эффективность коррекционно-образовательного процесса. В процессе взаимодействия со сверстниками особый ребенок быстрее овладевает различными видами деятельности и может развиваться в личном темпе. Нормативно развивающиеся дети тоже получают опыт общения со сверстниками с ОВЗ и с раннего детства учатся их принимать.

Педагогическая практика показала, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, включенный в сообщество здоровых сверстников, воспитываясь и развиваясь вместе с ними, достигает более высокого уровня социализации, а ресурсы, вложенные в раннее развитие, дают в три раза больший (хоть и отложенный) эффект для успешной социальной мобильности, чем ресурсы, потраченные на профессиональное образование.

Особо значимым результатом внедрения инклюзивного образования во взаимодействии двух служб, является обеспечение перехода в 2018 году 2 детей в группы полного дня пребывания, в 2019 году осуществление перехода в группы общеразвивающей направленности (полного дня) 5 детей. В 2020 году запланирован переход в группы полного дня пребывания 2 ребенка.

Мы уверены, произошедшее слияние служб не только способствует увеличению качества и количества услуг психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ОВЗ, но и минимизации социально-экономических затрат. Инклюзивное образование в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка» положительно отразилось на востребованности услуг, оказываемых сегодня детским садом, возрос интерес со стороны родителей, повысился статус ДОУ и педагогов. Самым главным результатом такого взаимодействия является полная социальная адаптация ребенка в окружающем мире.

Литература:

  1. Азизова Д. Б., Найяр О. Г. Инклюзивное образование. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции.
  2. Богатая О. Ф., Повалаки И. Ф. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях. — Тюмень. Аксиома. 2013 г.
  3. Дорохова, Е. С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД / Е. С. Дорохова // Дополнительное образование и воспитание. — 2010. — № 1. — С. 27–33.
  4. Лопатина, В. И. Широкие аспекты инклюзивного образования/ В. И. Лопатина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 6. — С. 11–15.
  5. Методические рекомендации по организации инклюзивного процесса в детском саду. М. Центр «Школьная книга», 2010
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, ранняя помощь, раннее развитие ребенка, воспитание детей, единая образовательная среда, рамка взаимодействия, родитель.


Ключевые слова

инклюзивное образование, педагогическая практика, игровые сеансы, родительский флеш, интерактивные площадки

Похожие статьи

Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи

В статье представлен опыт внедрения и реализации комплекса нейрокоррекционных игр и упражнений в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи.

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Проект по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Первые встречи»

В статье описана технология взаимодействия с родителями и их детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Использование современных технологий во внеурочной деятельности в условиях дистанционного обучения

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения

В данной статье рассматривается проблема инклюзивного сопровождения детей с ЗПР в образовательное пространство ДОУ.

Готовность современной школы к реализации инклюзивного подхода в образовании

В статье представлен опыт исследования круга проблем, с которыми сталкивается современное образовательное учреждение, реализующее инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Похожие статьи

Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи

В статье представлен опыт внедрения и реализации комплекса нейрокоррекционных игр и упражнений в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи.

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Проект по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Первые встречи»

В статье описана технология взаимодействия с родителями и их детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Использование современных технологий во внеурочной деятельности в условиях дистанционного обучения

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения

В данной статье рассматривается проблема инклюзивного сопровождения детей с ЗПР в образовательное пространство ДОУ.

Готовность современной школы к реализации инклюзивного подхода в образовании

В статье представлен опыт исследования круга проблем, с которыми сталкивается современное образовательное учреждение, реализующее инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Задать вопрос