В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.
Ключевые слова: одаренные дети, система образовательно-воспитательной деятельности, способности, индивидуальность.
Современные дети. Какие они? Такие разные: со своими непростыми характерами, склонностями, а ведь среди них встречается много талантливых детей с неординарными способностями. Детство — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, время первоначального становления и развития личности ребенка, и задача педагога — помочь каждому индивидуально раскрыться.
В настоящее время наконец-то начали обращать внимание на личность каждого маленького человечка, в том числе и на талантливых, одаренных детей. Психологами и педагогами создаются образовательные программы для развития одаренности, психолого-педагогические карты сопровождения.
В России востребованы талантливые, успешные, неординарные личности для развития современного общества, современной экономики государства. Лучшие российские ученые, олимпийские чемпионы, музыканты, певцы — ими гордится страна!
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования зафиксирована «задача по созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». В п.1.4. «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования», в п.3.2.3. «индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построение его образовательной траектории)».
Дошкольный период — самый важный и благоприятный этап для максимально возможного уровня развития личности ребенка.
Для развития одаренных детей необходимо создавать условия. Важно включить и тех детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Образовательная программа дошкольного образования направлена на развитие у дошкольников таких качеств, как любознательность, активность, интерес к новому и неизвестному, умение экспериментировать, самостоятельно действовать в различных ситуациях, задавать вопросы взрослым, принимать заинтересованное участие в образовательном процессе. Для этого в возрастных группах создается такая предметно-пространственная среда, в которой ребенок может исследовать, сравнивать, обобщать, спрашивать.
В дошкольном учреждении есть дети, которые отличаются от сверстников повышенной познавательной активностью, задают много вопросов, ставят в тупик педагога, придумывают необычные истории и сказки, приносят в детский сад увлекательные энциклопедии, экспериментируют, конструируют великолепные постройки. Эти дошкольники более внимательны и чувствительны к окружающей действительности, могут одновременно наблюдать за несколькими событиями. Возможно, это одаренные дети.
Одна из главных задач совершенствования системы дошкольного образования — ранее выявление таких детей, их обучение и воспитание. Воспитатели выявляют путем методом наблюдения за детьми, также выполнениями специальных заданий, тестирование. Чем раньше проявляется и выявляется одаренность дошкольника в какой-либо области, тем лучше с ребенком можно ранее начать заниматься, развивать его способности, чтобы в дальнейшем он смог достичь успеха, иначе талант может просто исчезнуть. Известно, что с трех лет маленький ребенок способен освоить иностранные языки. Существует мнение, что научить маленького гения можно практически всему. Главное, чтобы рядом был талантливый, креативный педагог. Но педагогу не только важно вовремя выявить талантливых детей, но и постоянно сопровождать их, то есть уделять много внимания.
Дошкольников необходимо приучать к труду и усидчивости, к принятию самостоятельных решений, как бы он ни был талантлив, и образовательное учреждение может поддержать и развить их способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
В системе дошкольного образования, к сожалению, не всегда хватает возможностей и учебного времени для развития одаренности каждого ребенка в отдельности. Однако в учреждениях дополнительного образования созданы все условия для этого, что могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных объединениях или творческих мастерских. Дополнительное образование дает возможность каждому дошкольнику выбрать такую свободную образовательную область, к которой у ребенка имеются способности, к какому из родов деятельности лежит душа. Именно свобода выбора ребенком желаемого вида деятельности является эффективной возможностью проявления одаренности. Взрослым необходимо уважать мнение ребенка, быть к нему более чутким и внимательным.
Дошкольное и дополнительное образование должны быть единой и слаженной работой всей педагогической системой, а не существовать по отдельности. Педагогам важно знать и понимать проблемы друг друга. Основой для создания целостного образовательного пространства могут стать совместные продуманные действия и взаимопомощь.
Для раскрытия творческого потенциала, индивидуальных способностей дошкольников, в нашем образовательном учреждении организованы занятия по дополнительному образованию во второй половине дня, способствующие развитию ребенка как целостности личности. Обучающиеся детского объединения «Родничок» занимаются по общеобразовательной общеразвивающей программе «Эколята» с целью развития познавательного интереса, наблюдательности, развитию практических умений и навыков. С дошкольниками работает педагог дополнительного образования, который занимает должность и воспитателя структурного подразделения «детский сад». Этим педагогом разработана система образовательно — воспитательной деятельности по развитию детских способностей, которая включает в себя:
– преемственность (сотрудничество педагога дополнительного образования воспитателя, родителями);
– индивидуальный подход;
– своевременное выявление способностей;
– понимание личностных потребностей в ожидании дошкольника;
– комплексный подход;
– рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка.
Руководитель уделяет огромное внимание развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования навыков исследовательской деятельности и развитии исследовательских способностей.
Обучающиеся детского объединения «Родничок» участвуют в исследовательских работах и творческих проектах с целью научиться наблюдать за явлениями природы, формулировать проблемы, ставить эксперименты, строить гипотезы, делать выводы. Здесь важная задача педагога дополнительного образования — выделить из группы обучающихся тех, кто обладает следующими признаками: упорство в достижении цели, достаточное речевое развитие, хорошая память, повышенная инициатива, логичность и последовательность рассуждений. Воспитанников данного объединения отличает развитие интеллектуальных способностей у детей, формирование основ экологически ориентированного сознания, экологической культуры, творческого воображения, любознательности, потребности приобретать новые знания. Задача руководителя — помочь таланту состояться.
В дополнительном образовании в работе с детьми является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка. Большое значение для умственного воспитания дошкольников имеет продуктивная деятельность. При планировании образовательной деятельности по развитию творчества одаренных детей педагог использует принцип интеграции, предусматривает взаимосвязь познавательно речевой и художественно-эстетической деятельности: восприятие природы, словесное творчество, музыка, изобразительное искусство, художественная литература. Поэтому систематически организуются конкурсы детских работ, при проведении которых создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, самостоятельность, инициатива.
В процессе работы, помимо традиционных методов обучения, на занятиях используются групповые методы обучения, креативные методы (мозговой штурм, метод придумывания, групповая дискуссия и другие). Дети учатся обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение; говорить и слушать; принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы. Такие приемы у дошкольников вызывают активное включение в работу, положительные эмоции.
Педагогами дошкольного учреждения широко используется театральная деятельность как импровизационная игра с элементами научности, которую дети могут донести, выполнить при посторонних, показать зрителям. Это некая тренировочная среда для многих навыков, умений и способностей. Театральная деятельность способствует развитию фантазии и воображения, отработки речевых и поведенческих навыков. Театрализованные игры — прекрасный способ раскрепостить ребенка и раскрыть его творческий потенциал.
На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей, которым нужно помочь определить, в какой области у ребенка имеются способности. Бывают случаи, когда родители, зацикливаясь на гениальных способностях своего ребенка, не придают значения общечеловеческим ценностям и моральным качествам. Чтобы найти золотую серединку в воспитании развитии необычного ребенка, родителям должны помочь педагоги.
Формы работы с родителями одаренных детей:
– Организация совместной практической деятельности одаренного ребенка и родителей;
– Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей (беседы, консультации, наглядная информация);
– Поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
Сами педагоги в ходе работы с одаренными детьми должны обладать рядом специальных качеств. Это, прежде всего, высокий уровень собственного интеллектуального развития, позволяющий общаться с детьми, отвечать на их многочисленные вопросы.
При организации работы с одаренными детьми педагоги следуют правилам:
– Помоги, но не навреди.
– Заинтересуй, но не настаивай.
– Учитывай индивидуальность.
Приобретенный опыт работы в организации дошкольного и дополнительного образования позволяет утверждать, что использование современных педагогических форм и методов в организации образовательной деятельности одаренных обучающихся необходимо. Применение единой педагогической системы способствует повышению уровня социализации личности ребенка, так как они развивают необходимые личностные качества, как любознательность, активность, самостоятельность и коммуникативность.
Литература:
- Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобр. организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. — М.: Просвещение, 2013. — 175 с.
- Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития / И. О. Загашев. — СПб.: Алетейя, 2012. — 212 с.
- Ляшко, Л. Ю. Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская // Одаренный ребенок. — 2011. — № 1. — С.8–15. 4. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова, И. И. Комарова, А. В. Туликов. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — 128 c.