Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 17.03.2019

Статья просмотрена: 976 раз

Библиографическое описание:

Житняя, С. В. Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования / С. В. Житняя, Н. П. Хомутова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56820/ (дата обращения: 18.11.2024).



Каждый ребенок отчасти гений,

а каждый гений отчасти ребенок.

Артур Шопенгауэр

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий.

Высокие индивидуальные достижения способствуют самореализации личности и движут общество вперед. Поэтому главная цель — воспитание активной личности, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Задача образовательного учреждения — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Между тем, ситуация с обучением и развитием одаренных детей в нашей стране, когда считалось, что «талант пробьется сам», стала меняться только в последнее десятилетие. До этого времени исследования велись преимущественно в русле проблемы способностей и творчества (Э. А. Голубева, Н. С. Лейтес, К. К. Платонов, Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, С. Л. Рубинштейн и др.). Оставалась вне поля внимания большинства исследователей их связь с личностными и характерологическими особенностями человека [1, c. 231].

В настоящее время учеными и практиками стала осознаваться необходимость специально организованного обучения одаренных детей и целенаправленной работы по выявлению и развитию их потенциала. В итоге появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, занимающиеся выявлением и развитием одаренных детей (Целевая федеральная программа «Одаренные дети», лаборатория «Психология одаренности» в Психологическом институте РАО и пр.).

Одаренные дети — это особый мир детства. Они выделяются яркими, иногда выдающимися достижениями в том, или ином виде деятельности.

Для того, чтобы выявить творчески одаренных детей и создать педагогические условия для их развития, были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические подходы к пониманию творческой одаренности, выявить детерминанты ее развития.
  2. Теоретически обосновать педагогические факторы, обеспечивающие развитие творчески одаренных детей.
  3. Систематизировать педагогические условия развития творчески одаренных детей.

Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Отличительными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны — отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

Творческий вид одаренности проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи, сценической деятельности.

Для выявления детей с признаками творческой одаренности используем различные методы и методики. Прямые методы изучения интересов основаны на анализе высказываний детей. Косвенные методы представляют наблюдения за деятельностью детей, анализ предпочтений, изучение продуктов детского творчества.

Основные направления работы с одаренными детьми:

− интеграция основного и дополнительного образования;

− использование синтеза искусств;

− повышение педагогической компетентности педагогов и родителей по вопросам сопровождения одаренных детей.

Очень часто развивающие программы для одаренных детей не развивают способности ребенка, а только эксплуатируют их. Конкурсы, фестивали истощают одаренность ребенка так же, как ее истощают ожидания и надежда на взрослых, которым ребенок пытается соответствовать. Что же делать, чтобы детская одаренность не исчезла, чтобы не наступил кризис креативности?

Если ребенку предоставить возможность накапливать индивидуальный познавательный опыт, а также быть субъектом собственной деятельности, у него есть все шансы счастливо миновать этот кризис. Для этого необходимо использовать стратегию обогащения в обучении. Одаренный ребенок получает дополнительный материал к традиционной программе, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно.

Необходимо найти новый подход к творчеству детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.

Игровая технология «квест-игра» — одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка, как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания.

Квест — это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что есть некая цель, дойти до которой можно, только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка — это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков.

В «квест–игре» дети отправляются в путешествие (по детскому саду), опираясь на карту, выполняют творческие задания по музыке и рисованию. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.

Благодаря погружению в различные игровые ситуации побуждаем ребенка к познавательно-исследовательской деятельности. Повысить интерес и увлечь ребенка помогает использование интерактивной доски: ребусы, головоломки, логические задачи, показ и слушание произведений искусства для вдохновения. При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, т. к. предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности.

В ходе реализации «квест-игры» можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

«Квест-технология» обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.

С помощью игровой технологии «квест» дети успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные художественные техники; интересуются искусством.

Очень эффективным оказалось также применение арт-терапевтических техник. Они имеют неклиническую направленность. Первостепенная задача — это забота об эмоциональном сочувствии и психологическом здоровье ребенка [3, c. 24].

Изобразительное искусство и музыка имеют глубинные связи не только в истории художественной культуры, но и в арт-терапии.

Изотерапия — основное направление арт-терапии, позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Оказывается, рисовать можно не только красками, карандашами, мелками, но и с помощью мятой бумаги, верёвочки, манки, пены, пластилина, скотча, других необычных материалов.

Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Нетрадиционные методики стимулируют у детей познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы.

Ритмотерапия — это специфические упражнения под музыку с использованием лексического материала, танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность движений, пластичность движений, умение владеть своим телом [2, c. 37].

Интересна мысль о совместном использовании музыки и рисования. Маленькие дети свободно танцуют под ритмически-ударные инструменты, используя их удары как аккомпанемент. Они любят подражать движениям животных. Следуя настроению творческого танца, тут же берут в руки краски, и их творение приобретает больше свободы и пульсирующего ритма.

Занятия, на которых слушание музыки сочетается с рисованием, строятся следующим образом: детям предлагается для прослушивания музыкальное произведение, которое они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку, делятся впечатлениями, а затем рисуют настроение музыки, ее общий эмоциональный колорит, особенности ритма, тембра. Дети «проживали» ритм посредством собственного тела при воплощении музыки в творческом музыкальном движении, а затем он начинал «звучать» и в их рисунках.

Если представить, что звукам соответствуют определенные цвета, а сочетаниям звуков — определенные пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри.

Музыку можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хотел ею выразить композитор. Но если вслушаться в мелодию, можно понять, о чем эта музыка, какие чувства и настроения она передает.

Музыку можно не только послушать, но и нарисовать. Ведь музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета: они могут быть легкими и прозрачными, нежными, а могут быть яркими и насыщенными. Мелодичный рисунок можно изобразить в виде разнообразных линий — прямых, волнистых, зигзагообразных, тонких и толстых, свернутых в спираль. А можно нарисовать музыку красочными пятнами, цветовое решение которых будет зависеть от вашего отношения к музыкальному произведению.

Использование данных технологий позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В результате дети начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.

Результаты:

− создан банк данных «Одаренные дети»;

− разработаны программы дополнительного образования по знакомству дошкольников с миром искусства;

− систематизирована работа с педагогами и родителями по вопросам сопровождения одаренных детей.

Главное в работе с одаренным ребенком не акцентировать внимание других детей на их различия в плане способностей, а создавать все необходимые условия для реализации имеющихся возможностей каждого ребенка.

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогов, узких специалистов, родителей.

Литература:

  1. Бехтерев, В. М. Проблемы развития и воспитания человека.- МПСИ, МОДЭК, 2010, — 416 с.
  2. Домогацкая, И. Е. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей и здоровьесберегающие технологии каждый день». М., 2007, — 93 с.
  3. Панксенов, Г. И. Живопись: форма цвет изображение. М., Академия, 2008, -67 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыка, развитие, детская одаренность, дополнительное образование, дошкольное детство, дошкольный возраст, музыкальное произведение, развитие одаренности, творческая одаренность.


Похожие статьи

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала одарённых детей

Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Социально-педагогическая поддержка одаренных детей в ДОУ

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация инновационных форм осуществления психолого-педагогического сопровождения молодых родителей

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Выявление и развитие детской одарённости в условиях учреждения дополнительного образования

Похожие статьи

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала одарённых детей

Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Социально-педагогическая поддержка одаренных детей в ДОУ

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация инновационных форм осуществления психолого-педагогического сопровождения молодых родителей

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Выявление и развитие детской одарённости в условиях учреждения дополнительного образования

Задать вопрос