Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Уколова, Е. И. Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности / Е. И. Уколова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2202/ (дата обращения: 16.12.2024).



В Российской Федерации дошкольное образование с 2013 года официально признанно полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации», для всех дошкольных учреждений актуальностью является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС) [4]. Главную основу методологии ФГОС дошкольного образования составляет культурно-историческая диалектика, которая рассматривает уровень развития системы в контексте роста вариативности ее составляющих. Методологически важно положение, согласно которому дошкольное детство признается как уникальный и самоценный период развития личности. В процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками в этот период ребенок должен располагать необходимым уровнем свободы в самопознании, самовыражении и освоении культурных практик.

ФГОС дошкольного образования предусматривает как обновление содержания образования, так и реализацию комплексного подхода в развитии личности ребенка, в том числе и одаренного, поддержке субъективной позиции детей в разных видах деятельности [4].

В дошкольном возрасте музыка как наиболее эмоциональное и непосредственно переживаемое искусство становится одной из первых художественных форм выражения ребенком своей индивидуальности и ярких способностей. Как показывают многочисленные исследования отечественных ученых (Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугиной, М. А. Кононенко, Я. А. Пономарева, М. С. Старчеуса, К. В. Тарасовой, Ю. А. Цагарелли и др.), особенностью музыкальной одаренности является наличие особой восприимчивости ребенка к музыке и повышенной музыкальной впечатлительности. Чем младше ребенок, тем более он восприимчив к звучащему миру. В 2-3 года дети легко узнают мелодии; выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. С 4-5 лет наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте; пытаются сочинять и записывать свои сочинения. Одаренные дети способны всецело сконцентрироваться на музыкальных занятиях, исключая другие виды деятельности.

Одним из важных аспектов в развитии одаренной личности ребенка является детское музыкальное творчество, которое находит выражение во всех видах музыкально-художественной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения (танец, ритмопластика), игра на детских музыкальных инструментах (импровизация, сочинительство, экспериментирование со звуками), музыкальная игра. Как отмечает О. П. Радынова «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность. Однако критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощение, оригинальности и вариативности» [3, с. 168-182].

Н. А. Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе [1, с. 34].

По мнению А. Г. Гогоберидзе особенности детского музыкального творчества заключаются в относительной новизне продукта творчества; в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей [2, с. 116-120].

Мы обращаемся к названным характеристикам, так как именно эти составляющие отличают творчество детей от творчества взрослых. Следовательно, все это позволяет говорить о правомерности распространения понятия творчества на деятельность ребенка, ограничив словом «детское» и отметив условный характер его применения.

Важным условием жизнетворчества музыкально одаренных детей дошкольного возраста является грамотная организация музыкально-творческой деятельности в зоне ближайшего развития, что в свою очередь способствует психическому развитию, переходящее в саморазвитие, а в дальнейшем в самореализацию.

Рассмотрим особенности организации музыкально-творческой деятельности одаренных детей. Высокая познавательная мотивация и творческая активность ребенка выражаются в максимальной открытости для действенного включения в творческие продуктивные процессы, что составляет основу развития специальных способностей. Вследствие чего, нужно создавать среду, наполненную звуками, цветами, формами, предметами и материалом (в том числе, и музыкально-дидактическим), обеспечивающими детское музыкальное творчество в избранном поле ребенка. Например, в старшем дошкольном возрасте пяти – семи лет отмечается полная погруженность в восприятие музыки, ребенок называет любимые произведения; чисто интонирует в пении; самостоятельно подбирает мелодии на детских музыкальных инструментах. Дети выразительно двигаются под музыку, точно передавая метр и ритм; с увлечением импровизируют.

Организуя музыкальное детское творчество одаренного ребенка в избранном поле (или нескольких избранных полях), важно понимать, что качество детского творчества может быть не высоким, но сама деятельность должна быть обязательно эмоционально окрашена, значима для ребенка. В детском музыкальном творчестве важна не цель – важен сам процесс, обеспечивающий смелость идей и выбора средств, свободу действий, нахождение новых вариантов решения творческих заданий.

На успешность проявления детского музыкального творчества, кроме индивидуальных особенностей (ярко выраженные музыкально-творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, неординарность мышления, восприятия и воображения, вера в собственные силы и т.п.) влияют и социальные факторы (способность к общению, эмпатия, осознание других как ценность, учет духовно-нравственных ценностей общества), которые могут стимулировать или, наоборот, тормозить процесс творческого развития одаренной личности ребенка.

В основе организации детского музыкального творчества детей в ДОО лежит субъект-субъектное взаимодействие, внутреннее (взаимное понимание) или внешнее (совместная творческая деятельность, общение). Во взаимодействии происходят изменения в каждом из субъектов, раскрывается возможность не только обмена информацией, но и совместных действий в музыкально-художественной деятельности, что позволяет планировать и общую деятельность.

Следовательно, у одаренных детей дошкольного возраста необходимо развивать коллективную музыкально-творческую деятельность, которая на последующих этапах развития личности будет постепенно переходить в индивидуальную. В коллективном детском музыкальном творчестве взаимодействие педагога и ребенка, детей друг с другом объединено диалогом, действием в нечто целое. Диалог представляет собой сложную форму общения, в которой переплетаются прямые и обратные связи, идущие от партнеров. Обратная связь является обязательным условием взаимодействия ребенка и взрослого, ее анализ дает педагогу возможность правильно строить взаимодействие с дошкольником, изменять характер общения с ним, включать его в разные виды музыкально-художественного творчества и гармонично вести к созданию индивидуального музыкально-творческого продукта.

Таким образом, сотворчество детей и педагога выступает как процесс совместной образовательной деятельности, общения, развития, что способствует формированию духовно богатой, эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе, раскрытию неповторимых индивидуальностей его членов [7].

В педагогике музыкального воспитания детей дошкольного возраста субъективность ребенка старшего дошкольного возраста принято рассматривать в контексте перехода от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности.

Опираясь на исследования Л. В. Трубайчук, О. П. Радыновой, Н. А. Ветлугиной, А. Г. Гогоберидзе и др., определим условия, способствующие принятию положения субъекта детской музыкальной деятельности одаренного ребенка:

- Свободное выражение своего «Я» в дошкольном возрасте;

- Способность делать свой свободный выбор в проявлениях детского музыкального творчества в доступных и интересных видах музыкально-художественной деятельности;

- Самопрезентация «Я» в группе сверстников;

- Стремление к взаимоотношениям и взаимодействию;

- Результат музыкально-художественной деятельности является способом социализации.

Следовательно, продуктами детского музыкального творчества одаренного ребенка может выступать его отношение к творчеству, осознание себя как личности, собственное отношение и адекватность выразительно-изобразительных средств воплощения образа, представленного в песне, танце, игре.

На наш взгляд, существенными показателями качества личного музыкально-творческого продукта одаренного ребенка в детском музыкальном творчестве являются:

- Индивидуальность стиля музыкально-творческого продукта, которая проявляется в оригинальности и неординарности способов выполнения и характера выражения своего отношения к образу, творческому процессу и результату;

- Нахождение креативных средств реализации творческого замысла в музыкально-художественной деятельности, сочинительстве, импровизации, танце, игре, разыгрывании музыкально-театральных сюжетов и т.д.; направленность личного творческого продукта на созидание.

Таким образом, творческий потенциал, заложенный в ребенке от рождения, проявляется и развивается в раннем и дошкольном возрасте. И чем одареннее ребенок, тем выше его творческий потенциал. Грамотно выстроенная музыкально-художественная деятельность дает дошкольникам широкие возможности для проявления и развития музыкальной одаренности в детском музыкальном творчестве.

Литература:

  1. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. М.: АСТ, 2010. – 112 с.
  2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие. М.: Академия, 2005. – 320 с.
  3. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия Москва, 1998. – 240 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. 2013. 25 ноября.
Основные термины (генерируются автоматически): детское музыкальное творчество, дошкольный возраст, музыкально-художественная деятельность, ребенок, дошкольное образование, одаренный ребенок, детское творчество, Российская Федерация, музыкальная одаренность, музыкально-творческая деятельность.
Задать вопрос