Организация работы специалистов детского сада с потенциально одаренными дошкольниками (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Захарова, И. Г. Организация работы специалистов детского сада с потенциально одаренными дошкольниками (из опыта работы) / И. Г. Захарова, Л. С. Малиновская, И. В. Старыгина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2879/ (дата обращения: 15.11.2024).



Природа детской одаренности, ее истоки и механизмы развития — проблема, привлекающая внимание широкого круга психологов и педагогов. Переход к новым образовательным стандартам сопровождается усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых рассматривается в качестве основной ценности государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных детей уже на этапе дошкольного образования.

Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное психологическое явление становления личности во всех ее проявлениях, значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных).

Под одаренностью понимается прежде всего высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющийся на протяжении его жизни.

Одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.

У одаренных детей наблюдается также высокая активность, повышенный интерес к той деятельности, которая связана с проявлением того или иного вида способностей. К характеристике одаренного ребенка дошкольного возраста следует также отнести высокий уровень овладения специфическими дошкольными видами деятельности (по крайней мере, некоторыми из них): игрой, конструированием, изобразительной и другими. Именно в них дошкольник может сам активно создавать замыслы, проявлять инициативу и способности.

Одарённых детей, как правило, отличает высокая любознательность. Доминирующая у ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах к новизне стимула и необычности ситуации. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Творческое мышление, характерное для одаренного ребенка, обладает целым рядом характерных свойств: беглостью (способностью в короткий временной период продуцировать множество идей), гибкостью (способностью применять различные подходы и стратегии), оригинальностью (способностью генерировать уникальные идеи и решения), детальностью разработки (способностью подробно разрабатывать концепции и сюжеты). Таких детей также отличает повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Раннее развитие способностей существенно сказывается на всем стиле поведения. Сравнительная легкость овладения учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, независимости в принятии решений от мнения окружающих.

Виды одаренности вдошкольном возрасте:

Музыкально одаренные дети

Дети с высокими творческими (художественными) способностями

Дети с литературными способностями

Дети с артистическими способностями

Дети, имеющие спортивный талант

Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими способностями

Дети с выраженными техническими способностями

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

Существует связь между возрастом, проявлениями одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее — в сфере изобразительного искусства, позднее — в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для любого ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Характерными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных организациях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Работа с одаренными детьми в ДОО является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.

В детском саду «Золотой ключик» постепенно складывается система выявления и поддержки одаренных и способных детей.

Цель: создание условий для выявления, гармоничного развития детей с высоким уровнем творческих способностей и их самореализации в различных видах деятельности при тесном взаимодействии с семьей.

Задачи:

  1. Создавать условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
  2. Развивать способности и задатки одаренных и высокомотивированных дошкольников;
  3. Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
  4. Преодолевать возможные проблемы личностного развития одаренных детей.

На первом этапе воспитатели и специалисты ДОО проводят наблюдение за детьми в разных видах детской деятельности, изучение продуктов детского творчества, беседы. Результаты наблюдений фиксируются педагогами в картах. Также происходит выявление детей, показавших в ходе мониторинга и планового психологического обследования результаты высокие и выше среднего. Кроме того, проводится анкетирование родителей и анализ результатов наблюдений педагогов.

Следующий этап представляет собой проведение психолого-педагогического консилиума ДОО в составе старшего воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования с целью выбора содержания и направлений работы с каждым ребенком как в детском саду, так и за его пределами.

Важной составляющей в выявлении и поддержке способностей детей является создание условий для проявления их интересов и склонностей, в том числе проведение занятий с детьми в рамках вариативной части образовательной программы детского сада; участие воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах; внедрение в работу с детьми педагогических технологий, признанных эффективными для развития нестандартного мышления и творческого потенциала (кейс-технологии, информационные технологии, триз-технология, технология проблемного обучения и т. д.)

Воспитанники нашего детского сада в соответствии со своими интересами и склонностями посещают такие кружки: по изодеятельности «Волшебная кисточка», экологический кружок «Юный натуралист», по робототехнике «От кубика до Лего», танцевально-вокальный ансамбль «Звездочки», математический кружок «Занимательная математика», хореографический «Бусинки» и театральный кружок «У лукоморья».

Задачи по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей, стоящие перед специалистами ДОО, такие как обеспечение эмоционального благополучия и психологического комфорта детей, выявление и развитие музыкальных и художественных способностей, создание условий для реализации творческого потенциала одаренного ребенка, не могут успешно решаться без непосредственного участия родителей дошкольников в образовательном процессе.

Понимая важность взаимопонимания и сотрудничества между специалистами детского сада и семьями талантливых воспитанников, мы регулярно проводим совместные мероприятия.

Тематический праздник «Палитра музыкальных красок», проведенный в старших группах, построен на основе единства эмоционального, эстетического и творческого начал музыкального и изобразительного искусства. В ходе игры-путешествия «Веселая Дымка» родители изготавливали костюмы, участвовали в играх и расписывали игрушки дымковскими узорами вместе с детьми. Познавательная сказка «Голубое чудо Гжели» для детей и родителей дала возможность погрузиться в атмосферу уникального народного промысла, проникнуться идеями творчества. Конкурс талантов «Минута славы» позволил проявить творческую индивидуальность не только детям, но и взрослым.

Систематическое проведение подобных мероприятий позволяет заинтересовать родителей в совместной работе и привлечь их к более активному и творческому участию в воспитательном процессе, тем самым способствуя созданию единого пространства развития ребенка в семье и ДОО.

Для выявления и развития талантов, способностей, склонностей детей чрезвычайно важным является настрой, готовность воспитателей, непосредственно работающих с группой детей. С целью повышения профессионального уровня педагогов по данной теме педагогом-психологом детского сада проводятся беседы, анкетирование, семинары и тренинги. Так, в ходе тренингового занятия с педагогами «Путешествие в страну Одаренность» воспитатели не только активизировали свои знания по особенностям детской одаренности, но и развивали свои творческие способности.

Подтверждением эффективности нашей работы могут считаться достижения детей: дипломы победителей и призеров в различных конкурсах международного, общероссийского и регионального уровней. Успешные выступления в концертных программах, фестивалях, смотрах-конкурсах районного и окружного уровней, открытые и выездные показы театральных постановок также можно отнести к достижениям детей.

Способности в отличие от задатков — приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в том числе одаренность, не получающие постоянного подтверждения, могут стереться со временем. Поэтому важным направлением работы детского сада является создание психологически комфортной среды для развития творческого потенциала детей с признаками одарённости.

Литература:

  1. Богоявленская, Д. Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. — М., 2005.
  2. Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками / авт.-сост. Ю. А. Афонькина, О. В. Филатова. — Волгоград: Учитель, 2016.
  3. Психология одаренности детей и подростков/ под редакцией Н. С. Лейтеса. 2000. М.
  4. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003.
  5. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение/ авт.-сост. Н. В. Алексеева. — Волгоград: Учитель, 2014.
  6. Савенков, А. И. Психология детской одаренности. — М., 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, способность, детский сад, детская одаренность, дошкольный возраст, одаренный ребенок, создание условий, творческий потенциал, изобразительное искусство, различный вид деятельности.

Похожие статьи

Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников в детском саду (из опыта работы)

Система работы педагога-психолога с одарёнными детьми

Построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми в общеобразовательной организации

Формирование компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Организация взаимодействия с семьями в условиях дошкольного учреждения

Особенности обучения математике детей с ДЦП (из опыта работы)

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы)

Организация воспитательной работы с кадетами (на примере 7 класса)

Организация взаимодействия специалистов с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями

Система педагогической работы с одарёнными детьми в общеобразовательном учреждении

Похожие статьи

Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников в детском саду (из опыта работы)

Система работы педагога-психолога с одарёнными детьми

Построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми в общеобразовательной организации

Формирование компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Организация взаимодействия с семьями в условиях дошкольного учреждения

Особенности обучения математике детей с ДЦП (из опыта работы)

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы)

Организация воспитательной работы с кадетами (на примере 7 класса)

Организация взаимодействия специалистов с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями

Система педагогической работы с одарёнными детьми в общеобразовательном учреждении

Задать вопрос