Особенности обучения математике детей с ДЦП (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)

Дата публикации: 06.11.2018

Статья просмотрена: 4549 раз

Библиографическое описание:

Антропова, Т. В. Особенности обучения математике детей с ДЦП (из опыта работы) / Т. В. Антропова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14645/ (дата обращения: 17.12.2024).



В последнее время в России наметилась тенденция роста числа детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Причин этому много, от биологических до социальных, и нельзя рассматривать их отдельно друг от друга, так как они являются взаимообусловленными. Система общего образования с проблемами, связанными с особенностями развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не справляется. Вследствие чего педагогическая адаптация и интеграция таких детей проходит очень медленно. Имеется лишь локальный, почти «точечный» опыт отдельных специалистов, родителей, учреждений, которые эту проблему пытаются решать. Второй год, а это шестой класс, я обучаю такого особенного ребенка математике, в текущем учебном году у меня появился еще один ребенок-инвалид, обучающийся в 7 классе. Двигательные расстройства у таких детей характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничением их объема и силы они приводят к невозможности осуществления движений скелетно-мышечной системы во времени и пространстве. Часто наблюдается дрожание пальцев рук и языка, что наиболее выражено при целенаправленных движениях (например, при письме). Дети с ДЦП нуждаются в адаптированных учебных программах по математике, необходимо создать оптимальные условия для занятий в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Очень часто нарушения опорно-двигательного аппарата являются следствием детского церебрального паралича (ДЦП). Прежде чем начинать обучение детей с таким диагнозом, учителю нужно узнать, что же такое ДЦП.

ДЦП — заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела. Оно возникает в результате поражения мозга до рождения ребенка, во время родов или в младенческом возрасте. Поражается не весь мозг, а главным образом отделы, управляющие движением.

Дети с последствиями ДЦП двигаются либо слишком медленно, либо слишком быстро. Их лица перекашиваются из-за слабости лицевых мышц или затруднения с глотанием, на них появляются гримасы. Поэтому ребенок, обладающий нормальным умственным развитием, может показаться умственно отсталым. [1] Как же помочь ребенку-инвалиду с ДЦП?

При обучении такого ребенка, необходимо продумать программу преподавания и методы обучения. Каждый урок должен включать в себя не только программный материал, но и элементы психотерапии.

В своей статье я подробнее хочу остановиться на преподавании математики детям 6–7 класса с диагнозом ДЦП.

Дети с двигательными нарушениями испытывают ряд трудностей в процессе обучения математике. Для успешной организации учебной деятельности на уроках математики мне, как учителю, важно владеть знаниями особенностей их психического развития, а также типичных трудностей, возникающих при овладении учебным материалом, обусловленным ведущим дефектом. У детей, страдающих заболеваниями ДЦП наблюдаются различные тяжелы нарушения движения рук, ног, головы, туловища, обусловленные спазмом мускулатуры, что приводит к задержкам общего развития. Моторные нарушения ограничивают способность к освоению предметно практической деятельности. Это приводит к тому, что формирующиеся знания и навыки являются непрочными, поверхностными, фрагментарными, не связанными в единую систему. Без специального педагогического воздействия эти проблемы не устраняются. У детей с ДЦП обнаруживаются трудности в формировании пространственных и временных представлений, счетных операций, работе с тетрадью, учебником, способах записи примеров в столбик, соблюдением орфографического режима. При общении с такими детьми учитель должен помнить об их повышенной чувствительности.

Проблемы организации педагогического процесса обучения математике детей с ДЦП связаны, прежде всего, с отсутствием адаптированных программ для обучения таких детей, недостаточной методической базой.

Необходимо чтобы содержание математики как учебного предмета и его структура для различных категорий детей с ограниченными возможностями были ориентированы с учетом не только диагноза, но и динамики общего и математического развития каждого ребенка в процессе обучения. Адаптированная программа по математике соответствует содержанию обучения математике общеобразовательной школы с учетом индивидуальных способностей детей, имеющих нарушения развития вследствие ДЦП. В соответствии с медицинскими требованиями к учебной нагрузке в программе определены следующие задачи:

– дать учащимся доступные, количественные пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

– развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией;

– использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития и корректировать недостатки в познавательной деятельности и личностных качествах.

Вторая трудность данного процесса — это физиологические особенности ребенка. При ДЦП может быть нарушена координация, речь, зрение, слух, пространственные представления. Эти особенности развития влияют на темп учебной деятельности и заставляют учителя тщательно продумывать каждый этап урока, осуществлять индивидуальный подход, учитывая уровень подготовленности учащегося и его психологические особенности. На уроках математики учащиеся с ДЦП испытывают особенные трудности при выполнении рисунков, чертежей, графиков, так как им трудно одновременно держать карандаш и линейку — пальчики к этому не готовы. Особую трудность для учеников с ДЦП представляет процесс овладения материалом по геометрии. Если у учащегося есть нарушения функций рук, то геометрический материал можно рассмотреть обзорно, задачи, связанные с построением, опустить. Большое внимание необходимо обращать на практическую направленность, а именно: а) измерение периметров и площадей; б) вычислительные навыки, в том числе и с помощью калькулятора. Учет особенностей развития диктует необходимость применения разнообразного наглядного материала, чертежей, схем, рисунков. Очень облегчает занятия использование мультимедийных средств. Во время занятий можно использовать презентации, готовые программы для построения графиков и чертежей. Обучающиеся могут самостоятельно составить презентацию, построить с помощью готовых шаблонов фигуры и устно описать их свойства. Ребёнку с ДЦП проще нажатием клавиш выполнить чертёж на компьютере, чем это сделать с помощью карандаша и линейки. Их деятельность характеризуется зависимостью от учителя, медленным темпом работы, неустойчивостью внимания, повышенной утомляемостью.

Многие из учащихся не могут решать задачи, много писать, быстро устают. Для них необходимо выработать индивидуальный темп работы, выделить больше времени на обдумывание ответов, на осмысление нового материала. Обучающиеся с ДЦП более охотно работают устно, способны воспроизводить теоретический материал. Многие темы приходится адаптировать к особенностям здоровья и возможностям обучающихся.

Для формирования математических умений и навыков часто использую устные вычисления, обсуждаем готовые решения, используем правила и формулы по опорным конспектам, в виде схем, рисунков и таблиц, многократно повторяем правила и свойства. Одной из особенностей работы с учащимися с ДЦП является то, что им необходимо больше времени для выполнения заданий, чем здоровым детям, поэтому для контроля знаний лучше использовать задачи на готовых чертежах, задачи, в которых уже напечатано условие и начало решения, а ученики остаётся его только закончить или выполнить тестовые задания.

Перед контрольными работами проводим обобщающие уроки по теме, так как учащихся имеют ослабленную или кратковременную память и урок дает возможность сконцентрировать внимание на основных упражнениях, введенных в контрольную работу. Для уменьшения нагрузки учащихся, связанной с очень большим объемом материала, рекомендуется перенести тему «Координатная плоскость и графики» в 7 класс. Если учащийся наряду с расстройством членораздельной речи имеет нарушения функций рук, то геометрический материал можно рассмотреть обзорно; задачи, связанные с построением, опустить. Возможна корректировка планирования учебного материала в течение года из-за особенностей детей, связанных с ДЦП. Особенности усвоения математики детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Ребенку-инвалиду очень важно создавать на уроках ситуацию успеха, наладить контакт учителя и ученика, чтобы учитель передал знания и опыт ребенку. Следует помнить, что больной ребенок очень остро реагирует на критические замечания, очень тяжело переживает неудачи. На занятиях надо давать ребенку больше самостоятельности в выборе методов решения и ответов — это способствует развитию самостоятельности.

Для создания благоприятного психологического климата на уроках (занятиях)рекомендуется:

– находиться поближе к ребенку; прибегать к сенсорным контактам: подержать руку, дотронуться до плеча, погладить по голове; взглядом ободрять ребёнка; находиться в позиции лицом к лицу и на уровне глаз детей;

– улыбаться каждому ребенку; создавать ему ситуацию успеха; использовать ласковые, ободряющие интонации; говорить не слишком громко и быстро;

– внимательно относиться к инициативным высказываниям учеников, к проявлению симпатии, желания помочь, милосердия. Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках математики необходимо:

– не совершать около ребенка резких движений;

– приближаться к ребенку тихими шагами и сообщать заранее о своих действиях по отношению к нему; не разговаривать громко возле ребенка, отказаться на уроке от окрика;

– оказывать содействие в выполнении задания, в случае необходимости садиться рядом с учеником пока тот работает. Для того, чтобы повысить учебную деятельность необходимо:

– использовать приемы дополнительного объяснения и стимулирования активности ребенка;

– включать в работу с ребенком алгоритмы, схемы, образцы выполнения заданий;

– использовать в работе варианты заранее написанных заданий, когда ученику остается подставить ответ, вписать нужное слово, добавить предложение, продолжить высказывание и т. д.

– использовать при выполнении письменных работ толстые карандаши, маркеры, мелки для письма на дощечках, гладких поверхностях;

– обозначать (по необходимости) начало строки, увеличивать сроки с помощью прочерчивания увеличенных строк;

– учитывать речевые особенности ребенка при устных ответах (недостаточная интонационная выразительность, замедленный темп речи, отсутствие плавности и т. д.), давать возможность высказаться ребенку, учить сверстников не перебивать ответ и ни в коем случае не снижать при словесном оценивании ответов отметки;

– учитывать моторные нарушения ребенка и не снижать отметку за неправильное написание элементов цифр, букв, за недержание строки при письме, за нарушение пространственного расположения материала в тетради и т. д.;

– использовать вариант письма печатными буквами или же письмо на компьютере;

– проверять контрольные и самостоятельные работы с учителем-дефектологом с целью определения ошибок и определения путей их преодоления.

Итак, я считаю, что в основном математический материал ребенку-инвалиду вполне доступен, но некоторые темы приходится адаптировать к особенностям его здоровья и возможностям. Необходимо составить адаптированную программу по математике, соответствующую содержанию обучения математики общеобразовательной школы с учетом индивидуальных способностей конкретного ребёнка, имеющего нарушения развития вследствие ДЦП.

Литература:

  1. Конвенция ООН о правах инвалидов. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН A/RES/61/106, 24 января 2007 г. [Электронный ресурс] // ООН [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
  2. Тихонова С. А. Организационно-экономический механизм реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Альманах «Наука. Инновации. Образование». Выпуск 10. — М.: Языки славянской культуры, 2011.
  3. Детский церебральный паралич Хрестоматия /составители Л. М. Шипицына и И. И. Мамайчук. — СПб., «Дидактика Плюс», 2003.
  4. Сошникова Т. В. Обучение детей с ДЦП математике в условиях интегрированного (инклюзивного) образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 13. — С. 4181–4185. — URL: http://e-koncept.ru/2015/85837.htm.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, опорно-двигательный аппарат, нарушение, процесс обучения, урок математики, учебная деятельность, геометрический материал, общее развитие, общеобразовательная школа, учебный материал.

Похожие статьи

Особенности раздельного обучения мальчиков и девочек (из опыта работы)

Сотрудничество ДОУ с семьей в подготовке детей к школьному обучению (из опыта работы)

Практика развития математических способностей у детей с ОВЗ

Организация работы специалистов детского сада с потенциально одаренными дошкольниками (из опыта работы)

Этапы обучения дошкольников пересказу (из опыта работы)

Организация воспитательной работы с кадетами (на примере 7 класса)

Подготовка обучающихся к ЕГЭ по физике (из опыта работы)

Использование опорных схем при обучении старших дошкольников с ОНР составлению рассказа о профессии взрослого

Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников в детском саду (из опыта работы)

Формирование компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Похожие статьи

Особенности раздельного обучения мальчиков и девочек (из опыта работы)

Сотрудничество ДОУ с семьей в подготовке детей к школьному обучению (из опыта работы)

Практика развития математических способностей у детей с ОВЗ

Организация работы специалистов детского сада с потенциально одаренными дошкольниками (из опыта работы)

Этапы обучения дошкольников пересказу (из опыта работы)

Организация воспитательной работы с кадетами (на примере 7 класса)

Подготовка обучающихся к ЕГЭ по физике (из опыта работы)

Использование опорных схем при обучении старших дошкольников с ОНР составлению рассказа о профессии взрослого

Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников в детском саду (из опыта работы)

Формирование компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)