Развитие связной речи у детей с ЗПР и ДЦП на уроках русского языка и литературы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.

Дата публикации: 27.01.2019

Статья просмотрена: 2200 раз

Библиографическое описание:

Сульберекова, А. А. Развитие связной речи у детей с ЗПР и ДЦП на уроках русского языка и литературы / А. А. Сульберекова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 49-54. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3819/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проблемы образования детей с ОВЗ сегодня являются одним из самых актуальных на сегодняшний день. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет.

Школа — главный этап социализации для детей с ограниченными возможностями. Здесь они получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.

Школьники с ОВЗ — это особая и чрезвычайно неоднородная группа детей. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, интеллекта. В статье 79. пункте 4 Закона РФ Об образовании в Российской Федерации говориться, что «образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Для того, чтобы обучать детей с ОВЗ, школа создает специальные условия обучения; утверждается необходимое штатное расписание; разрабатываются адаптированные образовательные программы. Особенностью нашей школы является то, что мы, имея статус общеобразовательного учреждения, обучаем также детей с ОВЗ (ДЦП, ЗПР, диабет и др). К таким детям нужен индивидуальный подход. При чем такие дети обучаются как в общем классе, так и на дому.

Вместе с детьми с ОВЗ обучаются, и дети с сохраненным интеллектом и различным уровнем развития. Это, конечно, существенно осложняет и совместную учебную деятельность детей, и подготовку педагога к уроку. Для работы в таком классе ведущим является принцип объединения коррекционных, обучающих, воспитательных и развивающих задач.

У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Значительные трудности испытывают учащиеся с ЗПР и ДЦП при изучении русского языка и литературы. Обучение русскому языку имеет практическую направленность, поэтому принцип коррекции является ведущим.

Анализ показал, что обучающимся с ОВЗ сложно воспроизводить тексты как письменного, так и устного характера. Поэтому предлагаю им заранее познакомиться с текстом изложения, при работе над сочинением предлагаю карточки сопорными словами, с планом, с возможным началом. При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей этой категории просчеты в действиях, необходимых для правильного выполнения задания. Для этого я использую карточки, в которых нужно выполнить упражнения, применяя правило. Очень нравится таким ребятам работать с перфокартами, где нужно вставить пропущенные буквы на пройденное правило. Изучая морфологический разбор той или иной части речи, учащиеся класса выполняют разбор по памяти, а у детей с ЗПР- перед глазами схема морфологического разбора слова.

В 7 классе, например, темы «Причастие», «Деепричастие» трудны для усвоения даже ученику среднего уровня развития. Для слабых учеников раздаю карточки со следующими заданиями: на какие вопросы отвечает причастие (деепричастие), найди по вопросу/суффиксу среди данных слов причастие (деепричастие). Изучая раздел «Лексика», часто приходится работать стекстом. Анализируя текст, класс прослушивает его, а перед ребятами с ЗПР на парте — текст. Например, задание при прослушивании: запомнить или записать несколько примеров лексически окрашенных слов (устаревшие слова, разговорные, диалектные, слова в переносном значении и т. д.). Использую различные тренажеры, перфокарты для отработки правил по орфографии и пунктуации. Такой вид работы помогает повысить уровень грамотности письма, в кратчайшие сроки исправить «двойки» и «тройки» по русскому языку, изучить и повторить правила орфографии и пунктуации, тщательно проверить знания и моментально восполнить пробелы. Такие ребята чувствуют себя успешными.

Приветствую при занятиях работу вгруппах. В каждой группе задания дифференцированы таким образом, что ребенок выбирает задание, с которым он справится. При этом более сильные учащиеся оказывают помощь слабым.

Непросто обстоит дело с запоминанием словарных слов. Существует особая методика изучения словарных слов сучащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать. Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и выполняем задание дома.

На уроке дети с ОВЗ постоянно нуждаются в помощи учителя. Выделяются три вида помощи: стимулирующая, направляющая, обучающая, поэтому учитель сам выбирает, что ему необходимо.

У учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому я применяю наглядность: схемы, опорные таблицы, памятки. Использование вспомогательных средств обучения оказывают благоприятное воздействие на запоминание.

На следующем уроке учащиеся с ОВЗ выполняют задания на повторение у доски. Когда ребенок успешно справляется с заданием, это придает ему уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

Важным считаю формирование умения работать с учебником, справочной литературой, приучаю обращаться к словарным статьям учебника, затем к словарям.

На уроках применяю приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников: задания с пропуском отдельных букв, слов, словосочетаний, нахождение лишнего слова, исправление ошибок.

Устойчивый интерес к учебной деятельности у детей с ОВЗ, в том числе и ДЦП, ЗПР формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Например, поможем сказочному герою посчитать буквы, звуки, помочь герою добраться к цели путем подбора пропущенных слов.

Информационно-коммуникативные технологии помогают решать практические задачи: формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать и расширять словарный запас, организовать работу по формированию, учету и коррекции знаний учащихся. Построение схем, таблиц с использованием ИКТ позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.

Чтобы отследить положительную динамику в продвижении ребенка и выявить пробелы в знаниях можно использовать диагностическую таблицу. Грамотно выстроенный образовательный маршрут для учащихся с ОВЗ позволяет обеспечить личностное развитие каждого школьника.

Работая с такими детьми, мы должны помнить, что все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять, так как снижение произвольной памяти у учащихся — одна из главных причин их трудностей в школьном обучении. Им свойственно и быстрое забывание выученного. Они редко замечают свои ошибки. Поэтому коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях: подбор индивидуальных заданий, предотвращение наступления утомления (физкультминутки), поощрять успехи детей, развивать веру в собственные силы и возможности, включать в содержание урока развивающие игры, занимательный материал, наглядность.

От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне. Не менее важным является эмоциональный климат урока, который во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Несомненно, хороший смех дарит здоровье и радость ребенку от общения.

Считаю, что без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. На каждом уроке проверяю выполнение домашней работы, провожу проверочную работу с аналогичными заданиями. Обязателен подробный анализ выполненных работ, коррекционные индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.

Система упражнений, заданий для детей с ОВЗ должна быть подобрана с постепенным увеличением сложности. Поэтапное усложнение соответствует особенностям мыслительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В целях обогащения словарного запаса и улучшения связной речи учащихся словарную работу на уроках русского языка можно проводить по тематическим группам. Каждая тематическая группа слов изучается в течение 5 уроков: 1 урок — знакомство с новыми словами, выяснение их лексического и грамматического значения, форм употребления в речи, подбор синонимов, антонимов и т. п.; 2 урок — учащимся предлагается задание — вставить пропущенные буквы в изученные накануне новые словарные слова + составить несколько словосочетаний; 3 урок- запись изученных слов под диктовку + составить простое предложение со словарным словом; 4 урок- запись по памяти изученных словарных слов + составить сложное предложение со словарными словами; 5 урок — словарный диктант из 20 последних изученных словарных слов + коллективное составление небольшого текста с данными словами. Такая система изучения словарных слов обеспечивает основательное запоминание их написания и правильного употребления в устной и письменной речи.

Диктант-«Молчанка» выполняется и оценивается молча. Показываю классу карточку со словом (или слово может быть написано на доске), в котором пропущена буква, а школьники показывают сигнальную карточку с буквой, которую необходимо вставить. Если всё правильно, показываю на доске отметку, которую ставлю классу.

Особое внимание уделяем работе над ошибками, заполняя таблицу:

Слово (предложение), вкотором допущена ошибка

Как янаписал слово (предложение)

Правильное написание слова (предложения)

Примеры слов на данную орфограмму

хлеб

хлеп

хлеб

Дуб, клуб, куб

Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений) позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы).

Даю задания такого типа:

  1. Подбери синонимы-антонимы (к отдельным словам текста)
  2. Найди слова, обозначающие действия (цвет, форму и так далее)
  3. Закончи взятое из текста предложение по памяти.
  4. Найди предложения, в которых заключен основной смысл.
  5. Придумай заглавие к данному тексту (отрывку) и так далее.
  6. Замени сочетание существительное + существительное на сочетание существительное + прилагательное: узоры мороза, королева снега, фигура льда и т. п.
  7. Закончи предложение, чтобы получилось, а) простое и б) сложное предложения:

Подул ветер и … (сразу закончился, начался дождь). В каком предложении нужна запятая?

  1. Сравни словосочетания и определи, в каких из них прилагательное употреблено в прямом значении, а в каких — в переносном: золотое украшение — золотое сердце, каменный дом — каменный взгляд, серебряная ложка — серебряный смех, придумай парные словосочетания со словами железный, алмазный, жемчужный.
  2. Работа со словарями. Объясни значение фразеологических оборотов мышиная возня, длинный язык, за каменной стеной. Составь с ними предложения.

На своих уроках я использую такие игровые упражнения- задания, как:

«Магазин». «Продаем» определенные предметы, представленные на картинках, «рекламируя» их по каждой букве: арбуз — а — ароматный, р — розовый, б — большой, у — укатить домой, з — звонкий. Мышь — М — маленькая, Ы — ы-ы! (кричат люди, когда видят мышь), Ш — шуршит, Ь — мягкая шубка.

«Шапка вопросов». Вид работы по учебному тексту, требующий общения и взаимосвязи учеников друг с другом. Дети бросают в шапку по 3 записки с вопросом по тексту. (Может быть вопрос, проверяющий знание текста, или вопрос, ответ, на который сами не знают ответ, но хотели бы узнать).

«Да — нет». Например, я загадываю что-нибудь. Ученики по вопросам пытаются найти ответ. На эти вопросы отвечаю только ответами «да или нет». Например, «Я задумала часть речи. По ее постоянным и непостоянным признакам отгадайте ее».

«Фантастическая добавка. Добавляю реальную ситуацию фантастикой. Можно перенести реального литературного героя во времени. Например, «Что бы вы сказали герою, встретив его в наше время?»

«Придумай родственников». К слову «домики» подберите родственные слова и выделите корень (Домик — дом, домовой, домашняя, домовничать, домишко, домовитый, надомный, бездомный; общий корень — дом).

«Догадайся». По определению определите слово.

— Какое время года, находится между зимой и летом? — … (весна).

Физкультминутка

Весна! Весна! Пришла весна! (хлопки в ладоши)

Тепло на крыльях принесла. (взмахи руками)

И вот на самом солнцепёке (ходьба на месте)

Расцвел подснежник голубой. (руки в стороны)

«Родственники». Учитель называет пары слов. Если слова родственные –

учащиеся хлопают в ладоши, а если нет, то приседают.

Весна — весенний, лужа — лужайка, подснежник — снеговая, река — ручей,

поле — полюшко, почка — почтовая, скворец — скворечник, апрель — апрельский, куст — лист.

Закрепление материала «Я самый внимательный».

На уроках литературы такие ребята чаще всего любят делать сообщения по той или иной теме, пользуясь планом или схемой. Таким детям я разрешаю выходить к доске с тетрадями. Слабые ребята читают плохо, речь у них несвязанная, вступают в беседу они неохотно, поэтому я заранее даю им вопросы, на которые должны ответить. Также часто на уроках они получают раздаточный материал свыбором ответа. Например, «Раздаточный материал к роману А. С. Пушкина «Дубровский».

На уроках литературы я стараюсь разнообразить формы изучения материала и расшить зону знакомства с ним. Ко многим произведениям дети выполняют рисунки и подписывают их отрывком из текста; составляют кроссворды, что намного более развивает речь, чем их разгадывание; придумывают рекламу к прочитанным произведениям; сочиняют сказки истихи; работают с дополнительной литературой исоставляют доклады. Результат работы есть — конкурс чтецов в классе, викторины.

В своей работе я также использую приемы иметод работы технологии развития критического мышления через чтение иписьмо, которые попробовала адаптировать для наших обучающихся. Цель данной образовательной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии (что следует из названия) — работа с информацией — чтение и письмо.

Чтение состановками. Чтение текста осуществляется по частям. Каждая часть разбирается, пробуем делать прогнозы о дальнейшем содержании. Материалом для использования приёма служит повествовательный текст, содержащий проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. Использование этого приёма открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Чтение спометками. Во время чтения текста делаем на полях пометки, разделяющие информацию на известную, новую, интересную, непонятную. Можно использовать разноцветные карандаши, что особенно нравится детям. Данный приём снимает проблему неосмысленного чтения и конспектирования. Например, при изучении темы «Причастный оборот» учащимся предлагается прочитать сказку и во время чтения сделать пометки (+ -уже знаю;! — новое; — думаю иначе;?- не понимаю, есть вопросы).

«Синквейн». Происходит от французского слова, которое означает «пять»

(в вольном переводе — «пять вдохновений» или «пять удач»).

Синквейн — малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Параметры синквейна.

1 строка — одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение), название стихотворения — тема синквейна, определяющая содержание.

2 строка — два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, выражающие главную мысль, слова можно соединять предлогами и союзами.

3 строка — три слова (глаголы или деепричастия), характеризующие действия, относящиеся к теме.

4 строка — четыре слова — предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты.

5 строка — одно слово (обычно существительное) — синоним или ассоциация, повторяющая суть темы, слово-резюме.

Синквейны — превосходный способ контроля. Для уроков литературы синквейны — это настоящее открытие. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно усвоение текста учеником, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 40 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время, чтобы всё обсудить.

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. Например, попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А этоименно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы. Например, Иван — царевич: добрый, умный, находчивый. Ищет, воюет, добивается. Персонаж русских сказок. Герой.

Хозяйка Медной горы. Идеальная, фантастическая, красивая. Колдует, дурманит, не отпускает. Образ уральского фольклора. Каменное сердце.

Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает прием «толстых» и «тонких» вопросов. Заданный ученикам вопрос по тексту художественного произведения является для меня способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. Я учу детей определять уровень сложности вопроса — относить его к «толстым» или «тонким». Прочитайте вопросы учебника. Какие из них требуют односложного ответа? Какие заставляют размышлять, анализировать?

Развивая критическое мышление учащихся, мне удалось достичь следующих результатов: повысить качество обучения по литературе и русскому языку, «справляться» с нормой чтения; участвовать и побеждать на олимпиадах и конкурсах; повысить познавательное отношение к прочитанному; изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно); возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца); продолжать создавать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс»; организовать диалог читателя и автора, стараться погрузить ребенка в мир художественного текста.

На уроках или внеурочной деятельности важно учить ребенка описывать предметы, явления, пересказывать текст и рассуждать. Для детей с сохранным интеллектом, порой, бывает нелегко выполнить задания без ошибок. Что же влияет на формирование речевых умений ребенка? Отечественным методистом М. Р. Львовым (1997) выделены следующие факторы:

– хорошая речевая среда, речевая активность взрослого,

– положительные эмоции, сопровождающие не только первые попытки говорения, но и говорение сознательное,

– потребность в самовыражении,

– потребность познавать окружающий мир,

– речевая активность,

– тренировка физиологических механизмов,

– обучение.

Стараюсь уделять внимание на уроках орфоэпии, дикции. Добившись от учащихся правильного, безошибочного чтения, можно переходить к следующему этапу — выразительному чтению. Начинаю с самого простого требования: соблюдать знаки препинания, которые расчленяют фразу на части. Внимание к знакам препинания закладывает основу для правильного понимания и воссоздания смысла читаемого. Проговариваем скороговорки и забавные выражения для отработки «непослушных» звуков и формирования кинестетического анализа. Скороговорки рекомендуются произносить как с опорой на написанный текст, так и с опорой на повторение. Например, «тощий немощный Кощей тащит ящик овощей», «по дороге бродил добрый бодрый крокодил» и др. Дети любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Можно самим придумывать скороговорки. «У Сани нос в сметане», «Отважный Миша бежит от мыши», «Испугали Люсю бабусины гуси» и др.

Можно предложить ребятам составить рассказ по картинкам. Я использую разрезную азбуку. Карточки переворачиваем рубашкой кверху. Заранее обговариваем тему и условия (рассказ должен быть фантастическим или реалистичным, смешным или серьезным), по очереди вытягиваем и по принципу «снежного кома» составляем рассказ.

Часто использую игру «Рифмочки инерифмушки». Игра помогает понять детям, что такое рифмы, учит сочинять простейшие стишки, облегчает заучивание стихотворений, формирует чувство ритма, тренирует глобальное чтение, помогает закрепить правильность ударений в словах, дифференцировать глухие и звонкие согласные на письме и при произнесении.

Для развития фразовой речи у детей с ОВЗ, для увеличения словаря и умения строить развернутые лексико-грамматические конструкции, можно использовать игру «Паровозик». Она также активно тренирует вербальную память ребенка. Игра может проводиться в устной и письменной форме и не требует специального материала. Первый игрок называет любое существительное, второй игрок должен сказать глагол-сказуемое, далее каждый имеет право добавлять по одному слову, относящемуся к любой грамматической категории, повторяя уже имеющиеся, чтобы предложение становилось длиннее и при этом не оказывалось бессмысленным.

В заключение я хочу отметить, что научить детей с ОВЗ связной правильной речи — большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка дает положительные результаты и обеспечивает содержательное и структурное единство устной и письменной речи школьников с ДЦП и ЗПР, выступает источником развития их словесно-логического мышления.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989.
  2. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку — М. 1980.
  3. Будкевич М. В. Картина на уроках русского языка. — М.,1970
  4. ВыготскийЛ. С. Мышление и речь — М., 1996.
  5. Горчак А. Н. Картина как средство развития речи — М., 1975
  6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения — М., 1980
  7. Донская Т. К. Работа над логическими ошибками при обучении русскому языку // Рус. яз в школе. 1983. № 2.
  8. Жинкин Н.И Речь как проводник информации — М.,1982
  9. Соболева А. Е., Кондратьева Н. Н. Русский язык с улыбкой. — М.:ТЦ «Сфера», 2007.
  10. Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика — М.1990.
  11. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся — М.,1991
  12. Федоренко Л. П. Развитие речи учащихся на уроках грамматики. М., 1955.
  13. Хромов Н. И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости: практ. пособие / Н. И. Хромов. — 2-е изд. — М.:
  14. Материалы сайта http://9schoolkam.ucoz.ru/index/igry_dlja_razvitija_rechi/0–49
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, задание, ограниченная возможность здоровья, работа, русский язык, текст, урок, урок литературы, учебная деятельность.

Похожие статьи

Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Развитие речи детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Развитие речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе русского жестового языка

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Формирование фрустрационной толерантности у студентов с ОВЗ и инвалидностью в условиях вуза средствами коммуникационных технологий

Похожие статьи

Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Развитие речи детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Развитие речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе русского жестового языка

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Формирование фрустрационной толерантности у студентов с ОВЗ и инвалидностью в условиях вуза средствами коммуникационных технологий

Задать вопрос