Творческий подход при формировании движений у детей с ДЦП | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 08.09.2020

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Заяц, О. В. Творческий подход при формировании движений у детей с ДЦП / О. В. Заяц, Л. В. Куликова, Е. В. Фадеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 40-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5505/ (дата обращения: 24.11.2024).



Физическое развитие и укрепление здоровья детей – важная задача дошкольного воспитания. Организация работы в этом направлении связана с психологическими и медицинскими аспектами коррекционно-воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Вся работа должна проводиться согласованно, системно. Лечебные и оздоровительные мероприятия обеспечивают благоприятные условия для работы, направленной для формирования двигательных функций и коррекцию недостатков их физического развития.

Детский церебральный паралич – патология, связанная с поражением центральной нервной системы. Большинство детей с ДЦП имеют сопутствующие симптомы, часто ДЦП отягощается задержкой психического развития, умственной отсталостью, психическими расстройствами, неврозами. Коррекционные занятия для детей с ДЦП – не просто необходимость, это тяжелый труд: обучение, самообучение для родителей, приобретение новых знаний, навыков и способностей, укрепление воли и дисциплины, общение и творчество.

Ужас, который охватывает людей, выпавших из жизненной колеи из-за болезни ребенка, трудно описать. Обычно за спиной у них остается расставание с любимой работой, с другим уровнем жизни, а нередко и с близкими людьми. Перед теми, кому удается научиться помогать ребенку не по долгу и не из чувства сострадания, а просто по желанию собственного сердца, открываются новые смыслы и новые ценности.

Ребенок – не рациональное существо. Идеи, пользы и необходимости его мало занимают, он готов добиваться результата тогда, когда сам чего-нибудь хочет. Он принимает себя и свою жизнь такими, какие они есть. Только мы, взрослые, можем направлять вперед его развитие. А нам это под силу тогда, когда у нас есть желание, когда мы занимаемся с ребенком охотно, когда нам доставляют удовольствие не только достижения ребенка, но и сами занятия.

Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы сильнее всего отражается на двигательном развитии детей. Это касается общей и мелкой моторики. Нарушения двигательного развития проявляются в моторной неловкости, в недостаточной координации движений. У детей страдает координация движений обеих рук, рук и ног, зрительный контроль при выполнении движений.

Задачи физического развития решаются:

– организованные занятия по развитию движений, утренняя гимнастика, прогулки, физкультурно-досуговые праздники.

– оздоровительные мероприятия: занятия ЛФК, массаж, закаливающие процедуры.

– музыкальные занятия (имитационные игры, выполнение музыкально-ритмических движений)

– игры с музыкальным сопровождением.

– изобразительные виды деятельности.

– индивидуальная коррекционная работа.

Для интеграции в общество маленькому ребенку с ДЦП требуются ежедневные занятия.

Словесный контакт продолжается с момента рождения ребенка в течение всего дня (мама общается с ребенком). Существуют тысячи песенок, присказок, поговорок на все случаи жизни! Мама произносит заветные слова, впервые прикладывая ребенка к груди, укладывая его в колыбельку, успокаивая захлебывающегося криком младенца, умывая его, играя с ним… Колыбельные песни, не только успокаивают и усыпляют детей, но и окружают атмосферой любви и нежности.

Процесс речевого сопровождения игр, бытовых и трудовых действий, пение песен, хороводы, праздники — прекрасное средство развития творческих способностей ребенка. Любая, даже самая простая, потешка-это интонационно насыщенный мини-спектакль, в котором ребенок играет роль.

При чтении стишков, потешек, повышается эмоциональный фон занятия. Веселые стишки, потешки превращают упражнение в увлекательную игру.

Речевое сопровождение движений головы, тела, ног, пальцев рук дает мощный импульс к восстановлению движений.

  1. Упражнение для формирования вертикального положения головы.

И.П. лежа на спине. Подъем и опускание головы стимулировать показом яркого мяча.

Речевое сопровождение:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не умчаться за тобой!

Мяч приближать к груди ребенка и удалять вдоль тела к ногам.

  1. Упражнение для укрепления мышц шеи.

Наклоны головы вперед-назад.

Речевое сопровождение.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон.

Добиваться, чтобы ребенок подбородком касался груди, а затылком- спины.

  1. Упражнение для укрепления мышц рук, спины, ног, пресса.

И.П. лежа на спине. Хаотичное сгибание и разгибание рук и ног (дрыганье)

Речевое сопровождение.

Жук упал и встать не может.

Ждет он — кто ему поможет?

Методические указания.

После проговаривания стихотворения помочь «жуку» ребенку приподняться.

  1. Упражнение для нижних конечностей.

И.П. лежа на спине. Взрослый выполняет потряхивания ног ребенка вверх-вниз, удерживая их за лодыжки.

Речевое сопровождение.

Прилетел к нам журавель

Из-за тридевять земель.

Опустился на порог,

Начал пыль сбивать с сапог.

Методические указания.

По возможности в дальнейшем ребенок выполняет упражнение самостоятельно. Занятия должны проводиться не от случая к случаю, а регулярно, в системе. Если ребенок научится управлять собой, что является самым сложным делом, то заниматься созиданием своего больного тела он уже точно сможет.

Ребенок с ДЦП – «нежный цветочек», чтобы он вырос, нужно приложить много усилий и умений, а в награду мы становимся свидетелями его роста. А это дорогого стоит.

Литература:

  1. Малюкова И. Б. Абилитация детей с церебральными параличами: Формирование движений. Москва Издательство ГНОМ 2014 г.
  2. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах-Киев: Вища школа, 1987 г.
  3. Левченко И. Ю. О. П. Приходько Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.-М.: Академия, 2001 г.
  4. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период-М.: Просвещение, 1989 г.
Задать вопрос