Творческий подход при формировании движений у детей с ДЦП
Авторы: Заяц Ольга Владимировна, Куликова Лариса Владимировна, Фадеева Елена Владимировна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 08.09.2020
Статья просмотрена: 43 раза
Библиографическое описание:
Заяц, О. В. Творческий подход при формировании движений у детей с ДЦП / О. В. Заяц, Л. В. Куликова, Е. В. Фадеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 40-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5505/ (дата обращения: 27.12.2024).
Физическое развитие и укрепление здоровья детей – важная задача дошкольного воспитания. Организация работы в этом направлении связана с психологическими и медицинскими аспектами коррекционно-воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Вся работа должна проводиться согласованно, системно. Лечебные и оздоровительные мероприятия обеспечивают благоприятные условия для работы, направленной для формирования двигательных функций и коррекцию недостатков их физического развития.
Детский церебральный паралич – патология, связанная с поражением центральной нервной системы. Большинство детей с ДЦП имеют сопутствующие симптомы, часто ДЦП отягощается задержкой психического развития, умственной отсталостью, психическими расстройствами, неврозами. Коррекционные занятия для детей с ДЦП – не просто необходимость, это тяжелый труд: обучение, самообучение для родителей, приобретение новых знаний, навыков и способностей, укрепление воли и дисциплины, общение и творчество.
Ужас, который охватывает людей, выпавших из жизненной колеи из-за болезни ребенка, трудно описать. Обычно за спиной у них остается расставание с любимой работой, с другим уровнем жизни, а нередко и с близкими людьми. Перед теми, кому удается научиться помогать ребенку не по долгу и не из чувства сострадания, а просто по желанию собственного сердца, открываются новые смыслы и новые ценности.
Ребенок – не рациональное существо. Идеи, пользы и необходимости его мало занимают, он готов добиваться результата тогда, когда сам чего-нибудь хочет. Он принимает себя и свою жизнь такими, какие они есть. Только мы, взрослые, можем направлять вперед его развитие. А нам это под силу тогда, когда у нас есть желание, когда мы занимаемся с ребенком охотно, когда нам доставляют удовольствие не только достижения ребенка, но и сами занятия.
Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы сильнее всего отражается на двигательном развитии детей. Это касается общей и мелкой моторики. Нарушения двигательного развития проявляются в моторной неловкости, в недостаточной координации движений. У детей страдает координация движений обеих рук, рук и ног, зрительный контроль при выполнении движений.
Задачи физического развития решаются:
– организованные занятия по развитию движений, утренняя гимнастика, прогулки, физкультурно-досуговые праздники.
– оздоровительные мероприятия: занятия ЛФК, массаж, закаливающие процедуры.
– музыкальные занятия (имитационные игры, выполнение музыкально-ритмических движений)
– игры с музыкальным сопровождением.
– изобразительные виды деятельности.
– индивидуальная коррекционная работа.
Для интеграции в общество маленькому ребенку с ДЦП требуются ежедневные занятия.
Словесный контакт продолжается с момента рождения ребенка в течение всего дня (мама общается с ребенком). Существуют тысячи песенок, присказок, поговорок на все случаи жизни! Мама произносит заветные слова, впервые прикладывая ребенка к груди, укладывая его в колыбельку, успокаивая захлебывающегося криком младенца, умывая его, играя с ним… Колыбельные песни, не только успокаивают и усыпляют детей, но и окружают атмосферой любви и нежности.
Процесс речевого сопровождения игр, бытовых и трудовых действий, пение песен, хороводы, праздники — прекрасное средство развития творческих способностей ребенка. Любая, даже самая простая, потешка-это интонационно насыщенный мини-спектакль, в котором ребенок играет роль.
При чтении стишков, потешек, повышается эмоциональный фон занятия. Веселые стишки, потешки превращают упражнение в увлекательную игру.
Речевое сопровождение движений головы, тела, ног, пальцев рук дает мощный импульс к восстановлению движений.
- Упражнение для формирования вертикального положения головы.
И.П. лежа на спине. Подъем и опускание головы стимулировать показом яркого мяча.
Речевое сопровождение:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не умчаться за тобой!
Мяч приближать к груди ребенка и удалять вдоль тела к ногам.
- Упражнение для укрепления мышц шеи.
Наклоны головы вперед-назад.
Речевое сопровождение.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Добиваться, чтобы ребенок подбородком касался груди, а затылком- спины.
- Упражнение для укрепления мышц рук, спины, ног, пресса.
И.П. лежа на спине. Хаотичное сгибание и разгибание рук и ног (дрыганье)
Речевое сопровождение.
Жук упал и встать не может.
Ждет он — кто ему поможет?
Методические указания.
После проговаривания стихотворения помочь «жуку» ребенку приподняться.
- Упражнение для нижних конечностей.
И.П. лежа на спине. Взрослый выполняет потряхивания ног ребенка вверх-вниз, удерживая их за лодыжки.
Речевое сопровождение.
Прилетел к нам журавель
Из-за тридевять земель.
Опустился на порог,
Начал пыль сбивать с сапог.
Методические указания.
По возможности в дальнейшем ребенок выполняет упражнение самостоятельно. Занятия должны проводиться не от случая к случаю, а регулярно, в системе. Если ребенок научится управлять собой, что является самым сложным делом, то заниматься созиданием своего больного тела он уже точно сможет.
Ребенок с ДЦП – «нежный цветочек», чтобы он вырос, нужно приложить много усилий и умений, а в награду мы становимся свидетелями его роста. А это дорогого стоит.
Литература:
- Малюкова И. Б. Абилитация детей с церебральными параличами: Формирование движений. Москва Издательство ГНОМ 2014 г.
- Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах-Киев: Вища школа, 1987 г.
- Левченко И. Ю. О. П. Приходько Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.-М.: Академия, 2001 г.
- Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период-М.: Просвещение, 1989 г.