Кинезотерапия в лечении детей с церебральным параличом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы медицины и здравоохранения

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Медицина: вызовы сегодняшнего дня» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 18.05.2017

Статья просмотрена: 3389 раз

Библиографическое описание:

Куртанова, Д. К. Кинезотерапия в лечении детей с церебральным параличом / Д. К. Куртанова. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/252/12458/ (дата обращения: 16.11.2024).



Детский церебральный паралич развивается, по разным данным, в 2–3,6 случаях на 1000 живых новорожденных и является основной причиной детской неврологической инвалидности в мире. Хотя термин «детский церебральный паралич» и не отражает полностью имеющихся при этом заболевании нарушений, его широко используют в мировой практике, другого понятия, которое бы всесторонне характеризовало эти патологические состояния, до настоящего времени предложено не было [1, 2]

Детский церебральный паралич (ДЦП) — группа непрогрессирующих нарушений позы тела и движений, вызванных повреждением центральной нервной системы (ЦНС), произошедшим в антенатальном, интранатальном или неонатальном периоде. Двигательные нарушения, характерные для ДЦП, часто сопровождаются интеллектуально–мнестическими, речевыми, пароксизмальными расстройствами [3]. Детский церебральный паралич (ДЦП) приводит к глубокому нарушению двигательных функций. Для детей с ДЦП характерна мышечная слабость и аномально высокая спастичность мышц в пораженных конечностях, которые приводят к задержке моторного развития [4].

ДЦП изменяет жизнь ребенка, создает ограничение и дезадаптацию, в большей степени к условиям жизни, к окружающей среде. Возникают барьеры для движения, перемещения [5]. В основе клинической картины ДЦП лежат двигательные расстройства, формирующиеся по типу параличей и парезов, реже гиперкинезов, атаксии, а так же различные нарушения речи и психики [6].

Реабилитация больных с детским церебральным параличом является одной из актуальных и социально значимых проблем не только в нашей стране, но и за рубежом [7]. Цель реабилитации пациентов с ДЦП — минимизировать развитие вторичных проблем путем уменьшения или нормализации тонуса мышц, облегчением адекватного растяжения мышц, увеличением активного объема движений, укреплением слабых мышц и, наконец, воспитанием нового стереотипа стояния и ходьбы, достигаемого длительными тренировками, в процессе которых происходит автоматизация двигательного навыка. [8]. Один из множества методов реабилитации детей с ДЦП, одним из таких методов является кинезотерапия. Кинезотерапия — форма лечебной физической культуры, в которой произвольные осознанные активные движения пациента исправляют нарушения моторных функций [9]. Метод кинезотерапии (KT) — сравнительно новая методика, применяемая в реабилитационных программах КП. Большинство последовательных выводов показало, что метод КТ как часть программы мультимодальной терапии может быть эффективным в реабилитации детей с ДЦП для улучшения двигательной функции и динамической активности, особенно на более высоких стадиях развития и двигателя. [10].

Существует большое количество методик кинезотерапии, самыми распространенными среди них являются Войта, Боата и Кабата. Несмотря на эффективность всех методик наиболее часто применяемой является Войт-терапия [11]. После проведенных исследований к концу курса практически у всех пациентов основной группы отмечено существенное улучшение клинических показателей. Подростки самостоятельно правильно выполняли упражнения, что свидетельствует в пользу положительного изменения поддержания осанки. [12]. Влияние данной методики на стабилизацию мышц туловища и диафрагмы показали положительные результаты у детей раннего возраста. [13]. Были найдены доказательства уровня II для эффективности функционального обучения по полной двигательной функции. Целенаправленная терапия и функциональное обучение были эффективными с точки зрения достижения функциональных целей и участия [14].

В ходе проведенного исследования с применение ботулинического токсина после его применения необходимо проводить адекватное и интенсивное физическое лечение с регулярным мониторингом эффектов. Были использованы две методики кинезотерапии Войта и Боата. После реабилитации с использованием данных методик и проведения определенных физических процедур ботулинический токсин вводится в мышцы нижних конечностей, и кинезотерапия усиливается. Отмечается значительное функциональное улучшение после введения ботулинического токсина совместно с кинезотерапией [15]. С использованием принципа Шеррингтона о взаимной иннервации и постепенной индукции был разработан метод Кабата (США). В методе применяется механизм: чем сильнее активное движение агонистов, тем сильнее последующее движение антагонистов Два клинических испытания показали положительные тенденции в терапии с использованием ограничения, в качестве лечения детей с гемиплегическим церебральным параличом [17, 16]. Сочетание техники Кабата, массаж соединительной ткани и кинезотерапии с домашними упражнениями эффективно в восстановительном лечении функций лицевого отдела. Это комбинированное лечение может привести к частичному восстановлению открытия рта, является более эффективным, чем простая домашней программа упражнений. Необходимы дальнейшие исследования для оценки долгосрочных последствий этой комбинированной программы [18].

Зарекомендовали себя занятия ЛФК с применением декомпрессионных тренажеров (Гросса, Бубновского), но они достаточно дороги и не каждый зал ЛФК располагает ими. Данная методика позволяет поддерживать вертикальную позу у больных ДЦП со спастической диплегией, формированию естественных статокинетических рефлексов и развитие движений ребенка на самых ранних стадиях развития [19]. Кинезотерапия является методом применяющимся в комплексе с другими видами восстановления двигательных нарушений. Исследования показали, что значительно влияет на функционирование икроножной мышцы у детей со спастичностью оказывает кинезотерапия совместно с иглоукалыванием. Чтобы избежать гипермиотонии икроножной мышцы после иглоукалывания должна применяться кинезитерапия [20].

Исследования у детей спастическим гемиплегическим церебральным параличом по поводу сгибательных и разгибательных движений в локтевом суставе показало положительный результат [21]. Рекомендовано исследование воздействия физических упражнений конкретным потребностям физических лиц. [22]. Выяснили, что вмешательство на беговой дорожке может привести к более раннему началу самостоятельной ходьбы по сравнению с отсутствием беговой дорожки [23]. Элементы повседневного движения, упражнения могли иметь положительный эффект. [24]. Однако показали эффективность только при принудительном лечении [25]. Необходимо тщательно планировать подход и технику реабилитации [26].

Воздействие дыхательных упражнений на жизненную емкость и форсированный выдох объем у детей с церебральным параличом показывают положительные результаты. [27]. Лечебный результат зависел от выраженности ограничений, возраста, адаптации к проводимым процедурам [28]. Несмотря на разнообразие применяемых в Реабилитационном центре коррекционных методик и методов по социально — бытовой адаптации детей с диагнозом ДЦП, необходимо признать, что эффективность реабилитации недостаточна, что обусловлено тяжестью неврологической патологии [29]. Педагогический эксперимент показал, что эффективность обеспечения развития двигательных функций у детей трех-пяти лет с ДЦП была достигнута при создании совокупности педагогических условий [30]. Таким образом исходя из проведенного обзора следует сделать вывод, что данный вид лечения детского церебрального паралича требует дальнейшего исследования и разработки новых подходов в реабилитации.

Литература:

  1. Cахарова Е. В., Конова О. М, Поляков С. Д. и др. Применение интерактивной кинезотерапии в комплексной реабилитации подростков с дефектами осанки. Москва 2012.
  2. Jung M. W., Landenberger M., Jung T. и др. Войта-терапия и нейроиндустриальное лечение у детей с инфантильной постуральной асимметрией: рандомизированное контролируемое исследование.Pub Med 2017.
  3. Ha S. Y., Sung Y. H. Влияние метода Войта на стабильность туловища у здоровых людей. 2016.
  4. Franki I., Desloovere K., De Cat J. и др. Доказательная база концептуальных подходов и дополнительных методов лечения нижних конечностей у детей с церебральным параличом. 2012.
  5. Meholjić-Fetahović A., Bosn J. Лечение спастичности у детей с церебральным параличом. 2007.
  6. Солопова И. А., Мошонкина Т. Р., Умнов В. В. Нейрореабилитация пациентов с детским церебральным параличом. 2015 г.
  7. Kabat H., Mcleod M., Holt G. Влияние техники «Кинезио» на ленту для детей с церебральным параличом. (2010).
  8. Shamsoddini A., Rasti Z., Kalantari M. и др. Влияние техники «Кинезио» на ленту для детей с церебральным параличом 2016.
  9. Союза педиатров России на XVII Съезде педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» 15 февраля 2013г.
  10. Батышева Т. Т., Виноградов А. В. Регулярные выпуски «РМЖ» № 8 от 10.04.2012 ст.
  11. Brian J. Hoare, Jason Wasiak, Christine Imms. Ограниченная двигательная терапия при лечении верхней конечности у детей с гемиплегическим церебральным параличом. 18 April 2007.
  12. Maddali-бонги С., Ланди G., Галлуксио F. и др. Восстановление участия лица в системном склерозе: эффективность комбинации массажа соединительной ткани, техники Кабата и кинезотерапии: рандомизированное контролируемое исследование. 18 марта 2010.
  13. Gage J. R. Междисциплинарный подход и адаптивные методы физической реабилитации детей с ДЦП.2007.
  14. Малыгина В. И., Страшко Е. В. Физическая реабилитация детей 2-4 лет, больных гиперкинетической формой ДЦП, в условиях санатория 27.11.2008 г.
  15. Рогов А. В., Барабаш Р. З., Коршунов С. Д. Результаты комплексной реабилитации больных ДЦП в виде спастической диплегии. Забайкальский медицинский вестник № 2/2015.
  16. Чжунго Чжэнь Цзю. Воздействие на кинезотерапии на икроножную мышцы у детей с ДЦП.2012.
  17. Clin Biomech (Бристоль, Эйвон). Сенсомоторная функция шейного отдела позвоночника у здоровых добровольцев. 2015.
  18. Волкова Е. А., Уханова Т. А., Поддубнова Е. В. ДЦП. Применение новой медицинской технологии и ацетиламиноянтарной кислоты для восстановления речи. Новосибирск: Сибак, 2012.
  19. Парк E. Y., Ким W. H. Мета-анализ влияния усиления вмешательства у лиц с церебральным параличом. Исследования в области пороков развития. 2014.
  20. В. Н. Кривобоков, Л. М. Бабина. Восстановительное лечение детей, оперированных по поводу детского церебрального паралича, с применением курортных факторов. 2009.
  21. Булекбаева Ш. А., Байдарбекова А. К., Хамадиева А. Ф. Внедрение методики по улучшению акта жевания и глотания у детей с ДЦП. 2013.
  22. Valentin-Gudiol M., Mattern-Baxter K., Girabent-Farrés M. Беговые дорожки с частичной поддержкой массы тела у детей в возрасте до шести лет с риском задержки нейромотора. Cochrane Database of Systematic Reviews 2011.
  23. Рогов А. В. Тренажёры в реабилитации больных с ДЦП. 2013.
  24. Ryan J. M., Cassidy E. E., Noorduyn S. G., O’Connell N. E. Упражнения для взрослых и детей с церебральным параличом. Cochrane Database of Systematic Reviews 2015.
  25. Байдарбекова М. Ж., Артыкбаева А. К., Кенжебекова Н. С. Роботизированная кинезотерапия в условиях специализированного реабилитационного центра. 2011.
  26. Скурлатова И. С. Развитие двигательных функций у детей 3–5 лет с диагнозом ДЦП. 2007.
  27. Shin J. W., Song G. B. Эффекты упражнений на шею и туловище на верхней конечности у детей с церебральным параличом. 2016.
  28. Реабилитация. Обучение функциональной силе при церебральном параличе: экспериментальное исследование групповой схемы. 2008.
  29. Pediatr Rehabil Med. Влияние ортопедии голеностопного сустава на междоузлий туловища и нижней конечности. 2012.
  30. Физическая теория. Воздействие дыхательных упражнений на жизненную емкость и форсированный выдох. Объем у детей с церебральным параличом. 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): детский церебральный паралич, церебральный паралич, беговая дорожка, икроножная мышца, методика, ребенок, упражнение.