Лечебная физическая культура как метод социализации детей с ДЦП | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 20.02.2021

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Боровая, Е. Л. Лечебная физическая культура как метод социализации детей с ДЦП / Е. Л. Боровая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78732/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одну из главнейших ролей в жизни человека играет спорт. Мы все знаем поговорку: «Береги платье снову, а здоровье смолоду». Мы имели в виду то, что физической культурой нужно заинтересовывать и приучать людей с молодости. Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. Аристотель сказал: «Движение — это жизнь!» А жизнь — это здоровье, состояние здоровья является проблемой современного человека. Не только недостаток движения вызывают проблемы, но и другие аспекты жизни человека — экология, инфраструктура и т. д. Доказано, что человек, следящий за своим здоровьем, активно двигающийся, меньше болеет и посещает больницы. Но не все люди рождаются с идеальным здоровьем. Существуют случаи рождения детей с отклонениями в здоровье.

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

Дети с нарушением речи (логопаты);

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Дети с умственной отсталостью;

Дети с задержкой психического развития;

Дети с нарушением поведения и общения;

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Такие дети не могут заниматься обычным спортом, физической культурой им нужна специальная лечебная физическая культура (ЛФК).

Задачи ЛФК

Лечебные. Способствовать устранению проявлений болезни;расширению физиологических резервов организма, ослабленного болезнью;восстановление биомеханики поз движений, нарушенных болезнью.

Воспитательные . Воспитание сознательного отношения к использованию упражнений; дисциплины

Гигиенические . Прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию естественными факторами природы.

ЛФК использует комплекс современных исследовательских методов: физиологические, биомеханические, клинические, педагогические, статистические

Средства ЛФК:лечебная гимнастика, механотерапия, трудотерапия, плавание, гидрокинезотерапия, малоподвижные, подвижные и спортивные игры, дозированная ходьба, терренкур, ближний туризм, лыжные прогулки, езда на велосипеде, работа на тренажерах.

Наиболее характерной особенностью метода ЛФК является использование физических упражнений, которые вовлекают в ответную реакцию все структуры организма и избирательно влияют на его разные функции. Регулярные физические тренировки стимулируют, тренируют и приспосабливают весь организм студентов к возрастающим физическим нагрузкам. В итоге занятия ЛФК приводят к функциональной адаптации занимающегося. В данном случае ЛФК можно рассматривать как метод функциональной терапии.

По степени активности выделяют активную и пассивную лечебную физкультуру. В процессе активной ЛФК упражнения полностью выполняются самими больными. В случае если упражнения выполняются больным с нарушением двигательных функций организма с помощью здоровой конечности или с помощью методиста, то имеет место пассивная лечебная физкультура [1].

Для того чтобы достичь определенных результатов, в лечебной физкультуре применяются определенные упражнения, нацеленные на восстановление функций той или иной части организма. Например, для укрепления мышц спины лечебная гимнастика включает в себя системный комплекс физических упражнений, в положении стоя, сидя и лежа. В результате успешного прохождения курса ЛФК организм занимающегося адаптируется к возрастающим нагрузкам и корректирует вызванные заболеванием нарушения [2].

Физическая тренировка оказывает стимулирующее влияние на обмен веществ. Имеются также указания на способность физических упражнений стимулировать функции эндокринных желез (гипофиз, эпифиз, надпочечники, щитовидная железа и др.), которые с помощью выделяемых ими гормонов во взаимодействии с нервной системой регулируют все функции организма. Регулярные физические упражнения повышают свойства организма и увеличивают скорость адаптации [1].

Так как в нашей работе мы часто встречаемся с детьми с ДЦП, мы решили тщательней изучить детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Детские церебральные параличи (ДЦП) — термин, объединяющий группу хронических, не прогрессирующих, симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном (околородовом) периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. Примерно у 30–50 % людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллекта. Затруднения в мышлении и умственной деятельности более распространены среди пациентов со спастической квадриплегией, чем среди страдающих от других видов церебрального паралича. Повреждение мозга может повлиять также на освоение родного языка и речи. ДЦП не является наследственным заболеванием. Но при этом показано, что некоторые генетические факторы участвуют в развитии заболевания [3].

На 1 января 2013 годасдиагнозом детский церебральный паралич, установленным впервые в жизни, зарегистрировано 6991 тыс. детей в возрасте от 0–14 лет (т. е. 31,5 на 100 тыс. детского населения: частотность 3,15 на 1000 рожденных) и 657 детей (в возрасте от 15–17 лет) с диагнозом Церебральный паралич и другие паралитические синдромы (т. е. 15,5 на 100 тыс. населения такогоже возраста. Частотность: 1,55 на 1000 человек в возрасте от 15–17 лет) [2].

По статистическим данным в г.Новокузнецке проживает 551 253 человека, из них 16,6 % (91507чел.) — дети от 0–17 лет. Мы можем предположить, что в Новокузнецке примерно 200 детей с ДЦП в возрасте от 0–17 лет.

По статистике мы видим, что детей с ДЦП наберется на целую небольшую школу, но напомню: не все эти дети могут даже ходить, и все эти дети нуждаются в социализации. Некоторым детям ЛФК может помочь встать на ноги и даже устроиться на работу в будущем. Так как эти дети нуждаются в социализации, как и государство нуждается в здоровых гражданах. Государство должно играть непосредственную роль в поддержке развития средств и методов ЛФК.

Таким образом, можно сделать вывод, что занятия ЛФК имеют большое значение для восстановления здоровья детей больных ДЦП, занимающихся в специальной медицинской группе, позволяя им улучшить уровень своего здоровья. ЛФК расширяет у детей с ДЦП возможности двигательной активности и дает доступ к новым физическим упражнениям, дает мотивацию к будущему развитию, это одно из важных качеств детей с ограничеными возможностями, так как очень много времени им приходится тратить на развитие того, что здоровый человек делает даже без подготовки и трудностей. ЛФК воспитывает волю к жизни ребенка, раскрывает «глаза» на то, что он в силах сделать. ЛФК — основа благополучия человека с заболевание ДЦП в современном мире.

Литература:

  1. Ефименко, Н. Н. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом / Н. Н. Ефименко, Б. В. Сермеев. — М.: Советский спорт, 1991.- 55с.
  2. Статистика ДЦП. — http://www.roboi.ru/whatdcp/statics/ -статистикаДЦП
  3. Численность населения. — http://sibdepo.ru/news/novokuznetsk-vpervye-ustupil-kemerovu-po-chislennosti-naseleniya.html
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, возраст, здоровье, опорно-двигательный аппарат, пассивная лечебная физкультура, психофизическое развитие, умственная отсталость, физическая культура, Церебральный паралич.


Похожие статьи

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей

Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ

Лекотека как новая форма социализации и образования детей с задержкой психического развития

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект духовно-нравственного воспитания

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс формирования их нейропсихологического пространства

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения

Похожие статьи

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей

Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ

Лекотека как новая форма социализации и образования детей с задержкой психического развития

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект духовно-нравственного воспитания

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс формирования их нейропсихологического пространства

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения

Задать вопрос