Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 28.04.2021

Статья просмотрена: 8540 раз

Библиографическое описание:

Чернова, Л. Н. Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП / Л. Н. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 380-383. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80417/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается понятие адаптивной физической культуры, применимое к детям, имеющим диагноз ДЦП. Акцентируется внимание на том, что занятия адаптивной физической культурой являются эффективным средством двигательной реабилитации детей. Подробно описывается методика проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми, имеющими ДЦП. Приведен комплекс физических упражнений для детей с ДЦП.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, ограниченные возможности здоровья, детский церебральный паралич, ребенок, физические упражнения.

Введение

В настоящее время проблема инвалидности среди детей во всем мире носит крайне острый характер. К одной из часто встречающихся форм детской инвалидности относится заболевание детским церебральным параличом (далее — ДЦП). Для разрешения данной проблемы многие страны миры, включая Российское государство, ведут работу по организации оптимальных условий для жизнедеятельности детей с ДЦП. Так, в России принимаются нормативно-правовые акты, направленные на урегулирование проблем данного характера. Одним из основных таких законов выступает Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [1]. Кроме того, создаются специализированные программы и проводятся мероприятия, оказывающие непосредственную помощь детям инвалидам для интеграции в социальную среду.

В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, и с государственной программой РФ «Развитие физической культуры и спорта» к 2020 г. планируется увеличить число лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые будут на постоянной основе заниматься физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения до 2,5 миллионов человек [3]. Кроме того, был издан Приказ Министерства здравоохранения РФ от 16.06.2015 г. № 349н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при детском церебральном параличе (фаза медицинской реабилитации)», который структурирует и устанавливает порядок и правила оказания медицинской помощи детям с ДЦП [2]. Наиважнейшим документом в работе с данной категорией детей выступает изданный в 2013 году Союзом педиатров России документ «Федеральные клинические рекомендации по оказанию помощи детям с детским церебральным параличом» [4]. В документе указывается, что наиважнейшую роль в лечении детей с ДЦП играет адаптивная физическая культура (далее — АФК).

Адаптивная физическая культура представляет собой одну из форм общей физической культуры, которая включает в себя комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий и упражнений, ориентированных на работу по реабилитации и адаптации детей с ДЦП в современном обществе и общем укладе их самостоятельной жизнедеятельности.

Основной целью адаптивной физической культуры выступает укрепление здоровья, коррекция и дальнейшее развитие двигательной и коммуникативной деятельности у детей с ДЦП, а также оказание помощи в их самореализации и социализации.

Таким образом, целью исследования является анализ методики занятий по адаптивной физической культуре и составление на ее основе комплекса упражнений для детей с ДЦП.

Для понимания сущности диагноза ДЦП, рассмотрим его сущностную характеристику. Детский церебральный паралич является заболеванием нервной системы, поражающим структуру головного мозга. ДЦП может иметь разные формы, но каждую форму объединяет то, что все они сопровождаются двигательными нарушениями рефлекторного характера, другими словами у детей с этим диагнозом наблюдается нарушение координации, повышение тонуса мышц и движения. [8, с.17].

Основная часть

На сегодняшний день проведено большое число исследований, посвященных проблеме занятий адаптивной физической культуры детей с ДЦП. Существует многообразие позиций, рассматривающих дефиницию «адаптивная физическая культура» в контексте работы с детьми, имеющими диагноз ДЦП.

Согласно методическому пособию «Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья», авторами, которого выступают Т. В. Насибуллина и И.Д Новикова, адаптивная физическая культура является областью общей физической культуры. По их мнению, главная цель АФК заключается в максимально допустимом развитии жизнеспособности ребенка, у которого имеются отклонения устойчивого характера в состоянии здоровья, посредством организации оптимального режима функционирования данных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизацию для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта [7, с.4].

Ученые-исследователи И. Н. Андреева, И. А. Покровская под понятием «адаптивная физическая культура» для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе ДЦП, понимают целенаправленный педагогический процесс, а также методику активной терапии. Исходя из этого, они считают, что физическое сопровождение должно органично сочетаться с иными коррекционными мероприятиями и приниматься во внимание при определении режима деятельности учащегося. Связано это, в первую очередь, с тем, что за последние годы значительно возрос интерес к вопросам обучения детей, имеющих ту или иную форму инвалидности, в частности, нарушения двигательного аппарата. Импульсом, который вызвал текущую ситуацию, послужила гуманизация специального образования в России и изменения в законодательной системе.

Дети, имеющие множественные нарушения развития, в том числе дети с диагнозом ДЦП, обрели право обучаться в общеобразовательных и коррекционных школах. Тем не менее, рабочее взаимодействие с такими детьми и, в особенности организация занятий адаптивной физической культурой (АФК), сопровождается рядом специфических сложностей [5, с.7].

В свою очередь, ряд таких исследователей, как Л. Н. Кравцова, Е. А. Мускаева, С. В. Чечетина в своих «Методических рекомендациях для занятий с детьми в домашних условиях» делают акцент на том, что АФК выступает самым эффективным средством двигательной реабилитации детей, которые страдают церебральным параличом. Основными целями АФК у детей с ДЦП, с их точки зрения, выступают: расширение и развитие способности к произвольному торможению движений, снижение мышечного гипертонуса, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах. Для того, чтобы реализовать эти цели, необходимо разрешение определенных задач АФК при ДЦП. Данные задачи предусматривают обучение детей с ДЦП бытовым навыкам, составным компонентам трудовых процессов, обучение самостоятельному обслуживанию без участия какой-либо помощи со стороны. Благодаря занятиям физической культурой у ребенка появляется возможность для приобретения новых навыков, способностей и правильных движений, координации [6 с.3].

По результатам проведенного анализа можно заключить вывод о том, что понятие «адаптивная физическая культура» является с одной стороны — подсистемой физической культуры, а с другой — наиважнейшей сферой социальной деятельности, ориентированной, в первую очередь, на удовлетворение потребностей детей с ограниченными возможностями в двигательной активности, реабилитации, укреплении и поддержании здоровья, внутреннего личностного развития и роста, самореализации физических и морально-нравственных сил для того, чтобы улучшить качественный уровень жизни, социализации для интеграции в современное общество.

Стоит отметить, что методика занятия адаптивной физической культурой существенно отличается от основополагающих занятий физической культурой, что обуславливается аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Благодаря этим базовым факторам, которые имеют прямое отношение к медико-физиологическим и психологическим аспектам детей разных нозологических групп, типичным и специфическим нарушениям двигательной области, к специально-методическим критериям взаимодействия с этой категорией детей, к коррекционной направленности педагогического процесса, можно установить концепции для разработки и состава частных методик АФК [8, с. 13].

Методика занятий с детьми, имеющими диагноз ДЦП, опирается на такие принципы, как регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальные физические упражнения, учитывающие общее состояние здоровья и степень заболевания занимающегося ребенка, включая его возраст, общее психическое развитие, его двигательные навыки. Также при проведении занятий для детей с ДЦП важным критерием выступает постепенное наращивание физических нагрузок.

Помощь детям с ДЦП проходит по нескольким направлениям:

— социальная адаптация;

— устранение неврологических нарушений;

— снятие или уменьшение интенсивности двигательных нарушений;

— коррекция дефектов зрения и слуха;

— исправление нарушение речевого аппарата;

— развитие навыков правильного мышечного стереотипа;

— коррекция психического и умственного развития;

Главные средства адаптивной физической культуры представлены в виде физических упражнений, природных и гигиенических факторов, составляющими которых выступают артикуляционная, дыхательная гимнастика, логопедический массаж и пр.

На сегодняшний день по праву можно говорить о том, что физическое упражнение — это основное средство АФК, благодаря которому возможна реализация целенаправленного воздействия на ребенка с диагнозом детский церебральный паралич. Именно за счет физических упражнений можно решить лечебные, коррекционно-развивающие, компенсационные и профилактические, образовательные, оздоровительные, а также воспитательные задачи.

Благодаря регулярной повторяемости физических упражнений можно добиться улучшения основных показателей движений, благоприятного освоения двигательных умений, общего развития физических качеств. Вместе с тем важно отметить, что двигательной деятельности сопутствует широкий круг изменений биологических структур и функциональных задач. Физические упражнения положительно отражаются на организме человека с ограниченными возможностями вне зависимости от его возраста, главным образом на растущем организме ребенка, у которого присутствуют какие-либо нарушения в развитии.

Отметим, что физические упражнения для детей с ДЦП:

1) способствуют укреплению и развитию опорно-двигательного аппарата, стимулированию роста костных тканей, укреплению суставов и связок, усилению и укреплению силы, общего тонуса, а также эластичности мышц;

2) способствуют улучшению улучшают крово- и лимфообращения, обмену веществ;

3) оказывают благоприятное воздействие на центральную нервную систему (ЦНС), способствуют повышению работоспособности коры головного мозга и развивают устойчивость к сильным раздражителям;

4) способствуют улучшению аналитико-синтетической работы ЦНС и взаимосвязанного функционирования двух сигнальных систем;

5) способствуют улучшению работы сенсорных систем.

В качестве методики занятий приведем комплекс общеразвивающих упражнений для детей с ДЦП.

Для начала обозначим, что комплекс физических упражнений для детей с ДЦП состоит из общеразвивающий упражнений, дыхательных упражнений, а также упражнений на координацию, растягивание, проводимых в игровой форме. Повторяемость исполнения упражнений должна быть уменьшена, а период отдыха — увеличен. Между упражнениями, в паузах, рекомендуется проводить массаж (который состоит из разминания, потряхивания, поглаживания спазмированных мышц). Основные рекомендации заключаются в том, чтобы осуществлять занятия 3–4 раза в неделю по 2 раза в день. Также по окончанию занятий, 2 раза в неделю следует посещать сауну (баню), делать 1–2 захода не более 3–5 мин., лежа на полке [6, с.8].

Итак, комплекс общеразвивающих упражнений для детей с ДЦП состоит из трех этапов:

І этап. Подготовительная часть. Упражнения на расслабление (ритмическое пассивное встряхивание конечностей), дыхательные упражнения.

II этап. Основная часть.

— И.п. (исходное положение) — лежа на спине. Круговые движения правой кистью ребенка вправо, влево. Аналогичное выполнить с левой кистью.

— Сгибание и разгибание правой руки в области запястья. Аналогичное действие выполнить с левой рукой.

— Одновременное сгибание и разгибание рук ребенка в локтевых суставах.

— Одновременное и попеременное движение прямых рук вверх и вниз.

— Прямые руки в стороны. Одновременное сгибание и разгибание рук в локтях к плечевым суставам.

— Одновременные и попеременные круговые движения рук в плечевых суставах по часовой стрелки и против.

— Сведение и разведение прямых рук в стороны.

— Правая рука вдоль туловища согнута в локтевом суставе. Поднятие руки вверх и выпрямление. То же самое выполнить с левой рукой.

— Круговые движения правой и левой стопы ребенка по часовой против часовой стрелке.

— Сгибание и разгибание правой и левой стопы (попеременно) в голеностопном суставе. То же с левой ногой.

— Одновременное и попеременное сгибание и разгибание ног ребенка в коленных и тазобедренных суставах.

— Упражнение: «Лодочка». Ноги согнуты в коленных суставах, стопы сведены вместе и стоят на полу. Инструктор размещает в горизонтальном положении свою руку между коленями ребенка. Отведение ног в правую и в левую стороны.

— Упражнение: «Лягушка». Одновременные и попеременные круговые движения ног в тазобедренных суставах.

— Левая нога прямая, правая согнута в коленном суставе, пятка упирается в пах. Инструктор (родитель), захватив колено, делает полукруговые движения ногой ребенка (попеременное выполнение с правой и левой ногой).

— Ноги согнуты в коленных суставах, колени прижаты друг к другу. Отведение колен до пола.

— Плавное разведение и сведение прямых ног ребенка.

— Ноги согнуты в коленных суставах. Большой палец инструктора придерживает голень, а четыре пальца сбоку обхватывают таз ребенка. Повороты таза в стороны.

— Одновременное подтягивание правого локтя к левому колену. То же самое выполнить с левым локтем и правым коленом.

— И.п. — лежа на животе. Одновременное и попеременное сгибание и разгибание ног в коленных суставах.

— Сгибание и разгибание правой ноги в коленном суставе. При сгибании ноги стопа прижимается к голени (попеременное выполнение с правой и левой ногой).

— Правая нога согнута в коленном суставе. Инструктор захватывает ногу ребенка за голень и делает круговые движения в коленном суставе по часовой стрелке и против. То же самое выполнить с левой ногой.

— Правая нога согнута в коленном суставе. Инструктор захватывает ногу ребенка за голень и прижимает пятку к ягодице так, чтобы поднять бедро от пола. Аналогично с левой ногой.

— Обе ноги согнуты в коленных суставах. Инструктор (родитель) захватывает стопы ребенка и пытается прижать их к полу.

— Ноги ребенка согнуты в коленных суставах. Одной рукой инструктор (родитель) захватывает обе ноги за голень, вторую кладет на спину ребенка. Отводит ноги вправо, влево прогибая в области поясницы.

— И.п. — сидя. Ноги прямые и разведены в стороны. Инструктор (родитель) садиться сзади ребенка, придерживая его колени своими ногами. Держа руки ребенка, наклоняет его вперед, затем в правый и левый бок.

— И.п. — стоя. Инструктор (родитель) сидит сзади, удерживая ребенка за коленные суставы. Ребенок наклоняется вперед, руки касаются пола. Вернуться в исходное положение.

Каждое упражнение необходимо повторить 7–10 раз.

III этап. Заключительная часть.

Упражнения, направленные на расслабление и релаксацию.

В процессе применения способов релаксации необходимо соблюдать технику постепенного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется делать в сопровождении приятной и спокойной музыки.

  1. Принять удобное лежачее положение и расслабиться.
  2. Ощутить и окинуть мысленным взглядом своё тело, призывая к себе ощущение легкого тепла. Постепенно «оглядев» каждую часть своего тела: голову, руки, ноги, туловище. Рекомендуется, чтобы во время данной процедуры глаза были закрыты.
  3. Прочувствовать приятное тепло, ощутить наслаждение, спокойствие, комфортность от своего тела, которое находится в расслабленном состоянии.

При регулярном выполнении физических упражнений детьми с детским церебральным параличом можно достигнуть достаточно хороших результатов. Регулярные физические упражнения способствуют овладению определенными видами двигательно-моторной деятельности детей с ДЦП, укреплению их костно-мышечной системы, исправлению нарушения речи, а также направлены на формирование навыков ориентации в пространстве, духовному развитию (с применением дополнительных дидактических материалов, музыки и т. д.) и др. [6, с.23–24].

Заключение

В заключении следует отметить, что дети с диагнозом детский церебральный паралич остро нуждаются в адаптивной физической культуре и делают большие успехи при правильном и регулярном использовании комплексного подхода в лечении.

Важно учитывать тот факт, что работа с детьми, имеющими ДЦП, организация занятий адаптивной физической культурой сопровождается рядом специфических сложностей. В первую очередь, это нехватка специалистов, работающих в этой области, и финансирование данной деятельности. На сегодняшний день адаптивная физическая культура играет наиважнейшую роль в лечении детей с ДЦП, поскольку она повсеместно признана самым эффективным средством, направленным на улучшения их здоровья и адаптации в современном мире.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.11.1995 (ред. от 18.07.2019) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 27.11.1995. — № 48. — ст. 4563.
  2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 16 июня 2015 г. «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при детском церебральном параличе (фаза медицинской реабилитации)» № 349н [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71021848/ (дата обращения: 29.11.2019).
  3. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации № 1101-р от 07 августа 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 33. — ст. 4110.
  4. Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с детским церебральным параличом [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vodkb.ru/wp-content/uploads/2017/03/dcp.pdf (дата обращения: 6.12.2019).
  5. Андреева И. Н., Покровская И. А. Адаптивная физическая культура для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью в сочетании с двигательными нарушениями: методические рекомендации. –СПб., — 2014. — 44 с.
  6. Кравцова Л. Н., Мускаева Е. А., Чечетина С. В. Методические рекомендации для занятий с детьми с ДЦП в домашних условиях. –Екатеринбург, 2017. — 45 с.
  7. Насибуллина Т. В., Новикова И. Д. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья: Методическое пособие. — Сыктывкар: Коми республиканский институт развития образования, 2016. — 61 с.
  8. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.
Основные термины (генерируются автоматически): адаптивная физическая культура, ребенок, детский церебральный паралич, упражнение, левая нога, физическая культура, коленный сустав, сустав, Правая нога, часова стрелка.


Похожие статьи

Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья

В статье рассмотрены теоретические аспекты адаптивного физического воспитания и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В частности, уделено внимание особенностям методической подготовки, дифференцированному подходу, индивидуализации за...

Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики

В данной статье рассматривается один из современных подходов к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), рассмотрены позитивные характеристики дистанционного обучения математике. Проанализированы педагогические условия эффекти...

Применение циклических аэробных упражнений в физической реабилитации лиц молодого возраста с дисфункцией желчного пузыря

В статье рассмотрена проблема применения циклических аэробных упражнений в форме езды на велотренажёре в физической реабилитации лиц молодого возраста с дисфункцией желчного пузыря.

Влияние секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей с нарушением слуха

В статье проведен теоретический анализ влияния секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Известно, что школьники с нарушением слуха по уровню развития физических качеств отстают,...

Влияние коррекционной гимнастики в воде на психомоторное развитие детей с ОВЗ

В данной статье обоснована актуальность изучения проблемы влияния коррекционной гимнастики в воде на психомоторное развитие детей с ОВЗ. Описаны этапы обучения плаванию детей, использование различных подходов и методов обучения. Наглядно отражена дин...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос использования инновационных образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применя...

Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде

В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Музыка как язык общения детей с особенностями

В статье описывается опыт музыкально-коррекционной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения в развитии. Рассказываются основные принципы воздействия, приводится пример ребенка с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), разработка специальной...

Похожие статьи

Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья

В статье рассмотрены теоретические аспекты адаптивного физического воспитания и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В частности, уделено внимание особенностям методической подготовки, дифференцированному подходу, индивидуализации за...

Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики

В данной статье рассматривается один из современных подходов к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), рассмотрены позитивные характеристики дистанционного обучения математике. Проанализированы педагогические условия эффекти...

Применение циклических аэробных упражнений в физической реабилитации лиц молодого возраста с дисфункцией желчного пузыря

В статье рассмотрена проблема применения циклических аэробных упражнений в форме езды на велотренажёре в физической реабилитации лиц молодого возраста с дисфункцией желчного пузыря.

Влияние секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей с нарушением слуха

В статье проведен теоретический анализ влияния секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Известно, что школьники с нарушением слуха по уровню развития физических качеств отстают,...

Влияние коррекционной гимнастики в воде на психомоторное развитие детей с ОВЗ

В данной статье обоснована актуальность изучения проблемы влияния коррекционной гимнастики в воде на психомоторное развитие детей с ОВЗ. Описаны этапы обучения плаванию детей, использование различных подходов и методов обучения. Наглядно отражена дин...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос использования инновационных образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применя...

Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде

В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Музыка как язык общения детей с особенностями

В статье описывается опыт музыкально-коррекционной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения в развитии. Рассказываются основные принципы воздействия, приводится пример ребенка с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), разработка специальной...

Задать вопрос