В статье рассматривается история возникновения адаптивной физической культуры, актуальная проблема адаптивной физической культуры. В нашей стране насчитывается 10 млн. человек с ограниченными возможностями. И всем им нужна реабилитация. К сожалению, не у всех есть возможность оплатить дорогостоящие аппараты и приборы. Поэтому наиболее значимыми являются мероприятия, проводимые по адаптивной физкультуре. Занятия со специалистами помогают человеку обрести такое качество, как самоуверенность и надежда на лучшие исходы.
Ключевые слова: адаптивная физкультура, спорт, инвалиды, люди с ограниченными возможностями, решение, реабилитация, практика.
Понятие «адаптивная физическая культура» близко стоит к понятиям «инвалид» и «инвалидность». К инвалидам относятся лица с устойчивыми, физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному образу жизни наравне с другими. Защита, поощрение и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства зафиксировано в «Конвенции о правах инвалидов».
Адаптивная физическая культура — это вид воспитания людей с ограниченными возможностями с помощью физических нагрузок на все мышцы тела [1].
Адаптивная физкультура — это часть применения эффективных средств физической нагрузки реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями [1].
Основная цель АФК заключается в приспособлении инвалидов к нормальной жизни. Многим инвалидам встречаются такие моменты в жизни, в которые им трудно действовать как нормальному человеку, но некоторые физические упражнения помогают преодолеть такие препятствия в жизни.
Основным направлением адаптивной физкультуры является развитие и приведение в тонус мышц тела и умственных способностей, которые не могу функционировать у инвалидов. Знание природы этого явления является методологической основой адаптивной физкультурой.
Попытка приобщить инвалидов к таким физическим упражнениям и спорту была предпринята в 1888 году, когда в Берлине был открыт первый спортивный клуб для людей с нарушениями звука-речевого общения. В России такая организация по работе с инвалидами появилась в конце ХVII- начале ХVIII века, тогда в Москве в 1830 году и в Санкт-Петербурге в 1834 году были открыты первые кабинеты лечебной физкультуры. С того времени адаптивная физическая культура и спорт показали свою эффективность в повышении общей физической подготовки, удовлетворение социальных и природных потребностей инвалидов и приобрели широкую популярность среди жителей.
На федеральном уровне серьёзный шаг в развитии адаптивной физкультуры и поддержки инвалидов был сделан в 2007 году, когда был принят Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», который предусматривал собой создание в России учреждений адаптивной физкультуры как для старшего, так и для младшего поколения.
А уже в 2008 году был принят модельный Закон «О паралимпийском спорте», который позволяет инвалидам участвовать в соревнованиях. Развитие паралимпийского спорта не стоит на месте, оно постоянно совершенствуется, улучшается, чтобы инвалиды смогли открыть для себя новые возможности. В результате развития спорта интерес к адаптивной физкультуре появляется у многих, количество желающих принять участие в играх со временем становится больше. Географический разброс принимающих стран также привел к тому, что Паралимпийские игры проводятся не только лето, но и зимой. Таким образом, современная паралимпийская программа включает в себя 20 летних и 5 зимних видов спорта [2].
Зимние виды зимних Паралимпийских игр предлагают участникам с физическими и интеллектуальными ограничениями возможность посоревноваться с другими людьми в различных видах спорта. Официально признанные спортивные дисциплины на зимних играх включают горнолыжный спорт, биатлон, керлинг для инвалидов, лыжные гонки, сноуборд и санная спортивная эстафета. И это всего лишь малая часть того, что может быть представлено в программе зимних игр.
Также в Паралимпийских играх есть и летние виды спорта, в которых участвуют спортсмены с ограниченными физическими возможностями:
- Легкая атлетика: бег, прыжки и метания, а также соревнования на колясках для атлетов с нарушением подвижности нижних конечностей;
- Плавание: различные стили плавания на различные дистанции;
- Баскетбол на колясках: этот вид спорта предназначен для атлетов с ограниченной подвижностью нижних конечностей. Такие команды состоят из пяти игроков на каждой стороне поля;
- Теннис на колясках: атлеты играют на специально адаптированных колясках и соревнуются на закрытом или открытом теннисном корте;
- Волейбол на колясках: этот вид спорта предназначен для атлетов с ограниченной подвижностью нижних конечностей, которые играют на колясках.
Значительной трудностью теории АКО считается оценка потребностей, целей, интересов, ценностных ориентаций лиц с ограниченными возможностями и уникальность их личности; сложность изучения формирования и изменения концепции жизни категории «инвалидов» населения страны, сделан большой шаг над внутренними психологическими комплексами с помощью адаптивной физкультуры.
Но основной сложностью, к сожалению, теории адаптивной физкультуры является отсутствие высококвалифицированных, грамотных и обученных специалистов в этой сфере, обладающих богатым опытом в сфере работы с инвалидами. В целом это можно связать с ограниченным количеством высших учебных заведений, предоставляющих подготовку по данному направлению.
Адаптивная физкультура является важнейшим компонентом всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех её видов [3]
— адаптивное физическое образование,
— адаптивный спорт,
— адаптивная двигательная рекреация,
— адаптивная физическая реабилитация,
— экстремальные виды двигательной активности,
— креативные телесно-ориентированные практики адаптивной физкультуры и форм.
В процессе занятий адаптивной физической культурой проявляются такие моменты жизнедеятельности как: воспитание личности в процессе адаптивной физкультуры, использование методов формирования нравственного сознания и практического обучения к жизни в обществе. Помимо во время занятий особое внимание уделяется нравственному, эстетическому, трудовому, волевому, экологическому воспитания внутреннего мира категории людей с ограниченными возможностями. Взаимодействие тренера с его подопечными зацикливается на их взаимопонимании и уважении. Тренер воспитывает в своих учениках самостоятельность и независимость.
Непрерывная цепочка развития адаптивной физкультуры и деятельность в этом направлении расширяет свои возможности и масштаб задействования людей, она идет вперед и непрерывно совершенствуется, внедряя в свою деятельность разнообразные идеи и новшества.
В связи с развитием IT-технологий в XXI веке они нашли место для применения их в данной сфере деятельности. Кто-то занимается научным исследованием парадоксальных явлений, случившихся с людьми, который занимались адаптивной физкультурой. С помощью исследовательских и практических работ ученых смогли спустя время определить направления: модернизация подходов к определению аксиологии (-изучение ценностей) адаптивной физической культуры, спортивной анимации, интеграция в физической культуре, организация консультационных пунктов, прикладные аспекты интегрирования всевозможных видов спорта в едином спортивном мероприятии, возможности включения в адаптивные физические практики народных спортивных игр и другие.
Евсеева Ольга Эдуардовна и Томилова Марина Владимировна выделяют такую специфику работы, которая дает понять о дальнейшем развитии адаптивной физкультуры в области туризма для людей с ограниченными возможностями. Они считают, что специально запрограммированные IT-технологии смогут с помощью определённых методик организовать выездные поездки и туры для людей с серьёзными заболеваниями с целью дать им возможность поверить в лучшее, чтобы они продолжали развиваться и жить, чтобы их социально-досуговый дух не падал вниз. Поэтому, такую возможность людям нужно всегда давать дабы их чувственный нрав не подкосил их и без того плохое состояние здоровья [4, с. 106].
Занятия адаптивной физкультурой с детьми, которые имеют различные тяжелые нарушения здоровья в рамках коррекционно-развивающего обучения и реабилитации базируются на многообразных двигательных действиях детей, незаменимых в быту. Основная характерная особенность таких занятий проявляется в содействии максимальной адаптации детей к окружающей миру через развитие у них стойких практически необходимых навыков и способов деятельности, позволяющих благополучнее приспособиться к дальнейшей жизни в социуме. Наращивание двигательной активности помогает повысить общую выносливость и дает возможность успешнее адаптироваться к различной, повторяющейся каждодневно бытовой деятельности.
Нагрузка на слабые мышцы во время одновременного выполнения упражнений в течении определенного времени показывает, что занятия успешно и даже хорошо влияют на организм. Происходит стимулирующее укрепление сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной, дыхательной, опорно-двигательной и других систем, а также повышается иммунитет и снижается риск заражения другими различными заболеваниями [5, с. 10].
Литература:
- Иванов И. В. Оздоровительная профессионально-прикладная физическая культура: учеб. пособие / И. В. Иванов, А. И. Чистотин; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Новосиб. гос. архит.- строит. ун-т (Сибстрин) — Новосибирск: Новосиб. гос. архитектурно-строит. ун-т, 2006. — 56 с.
- Кирпиченков А. А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного применения физических упражнений. — Смоленск, 2012. — 21 с.
- Литвинова О. П. Влияние оздоровительной аэробики на развитие двигательных качеств // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. — 2009. — № 10. — С. 118–121
- Малкина-Пых И. Г. Возможности формирования позитивного самоотношения личности методами ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры // Вестн. Балтийского федер. ун-та им. И. Канта. — 2010. — № 5. — С. 101–108