Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Перспективы адаптивной физической культуры

Научный руководитель
Физическая культура и спорт
12.12.2025
3
Поделиться
Аннотация
Развитие адаптивной физической культуры и спорта с каждым годом становится все более востребованным в обществе. Каждый человек, независимо от состояния здоровья, хочет жить полноценно, иметь возможность общения, развития, реализации. Ограниченные возможности бывают разными: опорно-двигательного аппарата, органов зрения, слуха. При этом они в разной степени мешают человеку в его жизнедеятельности. Немаловажным фактором становится реабилитация с использованием адаптивной физической культуры и спорта. Даже самый замечательный протез не поможет человеку ходить без специальной тренировки. Поэтому адаптивные физические нагрузки в совокупности с современными методами лечения могут привести к существенному улучшению качества жизни инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографическое описание
Смирнов, Н. С. Перспективы адаптивной физической культуры / Н. С. Смирнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 714-716. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131380.


Особенности адаптивной физической культуры и спорта

Адаптивная физическая культура — понятие, определённое статьей 31 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 24.06.2025) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» — это часть физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации и абилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этой же статьей вводится понятие адаптивного спорта: «Спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию и абилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ребенок-инвалид — инвалид в возрасте до 18 лет (ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени утраты функций организма присваивается соответствующая группа инвалидности.

Понятие «ограниченные возможности здоровья» дано в ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 15.10.2025) «Об образовании в Российской Федерации»: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Привлечение к занятиям физической культурой и спортом лиц с ОВЗ и инвалидов имеет существенные отличия от спорта и физической культуры здоровых людей. Недаром наряду с Олимпийскими существуют и Паралимпийские игры (параолимпийские игры) — международные спортивные соревнования для людей с инвалидностью. Для людей с ОВЗ и инвалидов естественные человеческие функции и навыки — самостоятельное движение, перемещение тела в пространстве, зрение являются трудно достижимыми или абсолютно невозможными. Поэтому для них приобретение дополнительных навыков не только актуально, но и жизненно необходимо.

В настоящее время развитие адаптивной физической культуры и спорта инвалидов востребованы, в том числе в связи с возросшей потребностью для реабилитации инвалидов, получивших увечья в зоне проведения СВО. Адаптивная физическая культура и спорт у лиц с ОВЗ и инвалидов помогает приспособиться к условиям жизни, приобрести утраченные или не развитые физические навыки, преодолеть стресс, способствует развитию общения и минимизации изоляции.

Цели и задачи адаптивной физической культуры и спорта

Цель адаптивной физической культуры — максимально возможное развитие способностей человека, имеющего отклонения в состоянии здоровья.

Общими задачами адаптивной физкультуры являются: укрепление здоровья, обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых навыков, развитие двигательных способностей, воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, двигательной активности и самостоятельности, умению преодолевать боль и стресс при физических нагрузках. К специфическим задачам адаптивной физической культуры относятся коррекционные (исправление техники основных движений и координации), компенсаторные (формирование новых видов движений за счет сохраненных функций в случае невозможности коррекции) и профилактические (профилактика осложнений основных заболеваний).

Основная цель занятий адаптивным спортом — обеспечение возможности участия в спортивных соревнованиях людей с инвалидностью или ОВЗ.

Задачи адаптивного спорта — приобщение инвалидов и лиц с ОВЗ к здоровому образу жизни, социализация и коммуникация, повышение уровня жизни, а так же преодоление психических и психологических проблем, особенно актуальных в настоящий период времени для участников СВО, ставших инвалидами.

Особенностями физической культуры и спорта являются индивидуальный подход с учетом их физических возможностей и медицинских противопоказаний, использование специальных методик и оборудования для проведения тренировочного процесса.

Перспективы адаптивной физкультуры и спорта

Президент Российской Федерации В. В. Путин поставил задачу существенно повысить доступность спорта для людей с инвалидностью. В конце мая 2025 года Владимир Путин на заседании Совета по физической культуре и спорту призвал обеспечить доступность спорта «для всех людей с ограничениями по здоровью вне зависимости от их места жительства, достатка, возраста и уровня физической подготовки». Дано поручение Министерству спорта разработать концепцию развития адаптивного спорта и адаптивной физической культуры на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, а также план соответствующих мероприятий. Поддержка государства позволит развивать адаптивный спорт комплексно в масштабах страны, с привлечением необходимых ресурсов. По оценке Всероссийского общества инвалидов спортом занимается около 1,8 млн. человек из 11 млн. человек с инвалидностью, то есть 16,36 %. В разрабатываемых программах планируется увеличение до 75 % инвалидов и лиц с ОВЗ, кто не имеет противопоказаний для занятий спортом. Для реализации данных целей нужен комплексный подход: наличие и доступность специализированных спортивных сооружений и объектов, наличие развитой приспособленной транспортной инфраструктуры. Особенно важна разработка безопасных и эффективных методик тренировочного процесса, составленных с учетом возможностей здоровья и противопоказаний. Необходимы специалисты — врачи спортивной медицины, осуществляющие постоянное наблюдение за тренировками, устанавливающие допустимые урони нагрузок и готовые оперативно оказать необходимую медицинскую помощь. Подготовка таких специалистов крайне необходима и перспективна. Адаптивные физическая культура и спорт критически важны для реабилитации бойцов СВО, поскольку позитивно восстанавливает не только физические функции организма, но и психические. Необходимость развития адаптивных физкультуры и спорта признаны на государственном уровне и для их реализации выделяются средства бюджета. Они широко поддерживаются в обществе, о чем свидетельствует широко развитое волонтерское движение.

Практические примеры

Пример: Студентами был проведен опрос детей с ОВЗ — участников зимней спартакиады среди лиц с ограниченными возможностями здоровья. В качестве мотивов, определивших ориентацию подростков на спортивную деятельность, были выявлены такие как: укрепление здоровья и повышение физических показателей организма; воспитание целеустремленности, выносливости и внимания; расширение круга общения, чтобы появились друзья; стремление добиться высоких результатов, завоевать первое место в соревнованиях; для развлечения, удовольствия. Можно сделать вывод, что занятия спортом помогают людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью адаптироваться в обществе, гармонично развиваться.

Заключение

Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, как показал многолетний зарубежный и отечественный опыт, являются одними из основных средств их физической, психической и социальной реабилитации. Включение в общественную жизнь человека с ограниченными возможностями здоровья сегодня означает предоставление ему реальных возможностей участвовать в различных видах и формах жизни общества, включая занятия адаптивной физической культурой и спортом наравне с другими членами общества в условиях, благоприятных и безопасных для его развития или реабилитации. Для многих из них спорт стал коммуникативным звеном с жизнью здоровых людей, средством борьбы со своей болезнью или увечьем и изолированностью. Для реализации программы развития адаптивной физической культуры и спорта нужен комплексный подход, объединение усилий государства и общества.

Литература:

  1. Основные положения адаптивной физической культуры: учебно-метод. пособие / А. С. Самыличев [и др.]. — Нижний Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2022–88 с.
  2. Основы адаптивной физической культуры: Учебное пособие. — М.: Физкультура и спорт, 2007 –192 с.
  3. Веневцев, С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: метод. пособие / С. И. Веневцев.– М.: Советский спорт, 2004–90 с.
  4. Основы адаптивного спорта: учебное пособие для студентов всех форм обучения направлений подготовки: «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»; «Физическая культура» / В. А. Оринчук, Е. Н. Фомичева, М. В. Курникова — Нижний Новгород: ООО «Цветной мир», 2015–293 с.
  5. Потехин Л. Д., Коновалова Н. Г., Майер Ф. О. Физкультурно-оздоровительная работа с инвалидами. — Новокузнецк, 1988. — 165 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 714-716):
Часть 10 (стр. 653-721)
Расположение в файле:
стр. 653стр. 714-716стр. 721

Молодой учёный