Экспериментальное исследование развития пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом в раннем возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 07.04.2020

Статья просмотрена: 462 раза

Библиографическое описание:

Альмухамбетова, М. Б. Экспериментальное исследование развития пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом в раннем возрасте / М. Б. Альмухамбетова, О. В. Завалишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68506/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с ДЦП в раннем возрасте. Обосновывается необходимость коррекционного обучения детей раннего возраста с ДЦП. Выявляются основные закономерности становления сенсорных, познавательных способностей детей раннего возраста. А также приведены результаты экспериментальной работы по выявлению особенностей развития пространственных представлений, опираясь на современные представления о генезисе, психофизиологических механизмах освоения пространства. На основе анализа литературы и практики работы определяются условия и пути коррекционной работы по развитию пространственных представлений у детей с ДЦП раннего возраста.

Ключевые слова: дети раннего возраста, дети раннего возраста с церебральным параличом, развитие пространственных представлений, коррекционно-развивающая работа

Научно-методическое обеспечение ранней коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями представляет собой важный уровень государственной системы ранней коррекционно-педагогической помощи, задачами которой являются усовершенствование системы ранней диагностики и раннего вмешательства, поиск наиболее эффективных путей оказания коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями.

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, рождающихся с церебральной патологией, при этом детский церебральный паралич занимает первое место в структуре детской инвалидности по неврологическому профилю. Все больше входит в практику ранняя клиническая диагностика ДЦП. Но, к сожалению, изучение опыта работы различных учреждений показывает, что стимуляция развития и коррекция нарушений познавательной деятельности, в частности пространственных представлений, у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3−5 лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный период развития пространственных представлений, который приходится на первые года жизни ребенка. Необходимость проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с церебральным параличом в раннем возрасте подчеркивается многими авторами (Е. Ф. Архипова, Р. Д. Бабенкова, Е. Н. Винарская, Л. А. Данилова, М. В. Ипполитова, Э. С. Калижнюк, И. Ю. Левченко, Н. Н. Малофеев, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко, О. Г. Приходько, Н. В. Симонова, И. А. Смирнова, Г. В. Туторская, Л. Б. Халилова, М. Б. Эйдинова и др.) [1,2,3].

Во всех исследованиях (М. В. Ипполитова, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова и др.) детей с ДЦП значительное место отводится несформированности пространственных представлений, связанных с недостаточной сформированностью высших корковых функций), без которых невозможно овладение счетом, письмом, чтением и более сложными навыками. У детей с ДЦП в первую очередь поражается двигательный анализатор, в результате чего дети слабо осознают собственный двигательный опыт, у них нарушается восприятие, произвольная регуляция движениями, не формируется полноценное представление о них. Для них характерна недостаточная осознанность позиций собственного «я» в пространстве, затрудненность ориентировки в системе координат, в которой точкой отчета является сам ребенок [4,5].

Многими исследователями доказана уникальность младенческого и раннего возраста для эффективной коррекции и предупреждения вторичных отклонений развития (М. Г. Блюмина, А. А. Катаева, Э. И. Леонгард, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Рау и др.). Таким образом, очевидна актуальность проблемы ранней диагностики нарушений пространственных представлений, а также комплексной педагогической работы, направленной на их предупреждение и коррекцию у детей с церебральным параличом от года до 3-х лет [6.7].

В отличие от нормативных сверстников, у детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения в развитии двигательных, психических, речевых функций. ДЦП характеризуется повреждением всех структур двигательного анализатора мозга, при этом ведущими нарушениями в клинической картине являются задержка и патология в развитии двигательных функций. Трудности произвольного захвата, удержания предметов, выполнения различных манипуляций свидетельствуют о нарушении моторной сферы. Наличие гипертонуса мышц, как правило, сочетается с эмоциональной нестабильностью у детей, гипотонуса — с замедленной переключаемостью нервных процессов, что проявляется астенией, быстрой утомляемостью, пониженной мотивацией к разным видам деятельности.

Для детей с ДЦП характерен ряд особенностей в развитии, относящихся не только к двигательной сфере. Так, нарушение моторных функций сопровождается нарушениями в формировании сенсорных процессов, зрительно-моторной координации, ориентировке в пространстве. Нередко у детей наблюдаются пространственные и оптико-пространственные нарушения, которые выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами; нарушением целостного образа предметов; искаженном выполнении копирования изображений, неверном восприятии местоположения и удаленности предметов в пространстве; затруднением дифференциации правой и левой рук; недоразвитием представлений о схеме собственного тела. Однако часто патология двигательных функций сочетается со зрительными нарушениями, такими как косоглазие, отсутствие бинокулярного зрения, сужение поля зрения. У детей отмечаются недостатки глазодвигательных функций, характеризующиеся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, затрудняющие зрительное восприятие и влияющие на формирование представлений о предметах и окружающем мире. Суженность поля зрения затрудняет целостность, динамичность восприятия, отражается на правильности оценки пространственных отношений, пространственной ориентировки.

В работах К. А. Семеновой и Е. М. Мастюковой [7,8,9].определены принципы и направления коррекционной работы по преодолению психических нарушений у детей раннего возраста с церебральным параличом.

Предлагаю, опираясь на эти основные положения разработать систему работ по развитию пространственных представлений в раннем возрасте. Основными положениями которой являются:

  1. Пространственное развитие является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов деятельности детей.
  2. Формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с отсутствием конкретного анализатора, абстрактностью, относительностью знаний, недостаточностью жизненного опыта и т. д.
  3. Образование элементарных пространственных знаний строится на большом количестве представлений об окружающих предметах, их взаимосвязях. Имеется тесная связь с жизнедеятельностью самих детей, познанием схемы собственного тела.
  4. Для успешного формирования пространственных представлений необходима деятельность всех анализаторов. Важнейшим для пространственной ориентировки является двигательно-кинестетический анализатор. Поэтому имеющиеся врожденные двигательные нарушения детей с ДЦП оказывают существенное негативное влияние на представления ребенка о схеме собственного тела, на своих движениях и на направлениях движений окружающих предметов и лиц. Происходит искажение самого механизма восприятия пространства.

Комплексная коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений должна строиться с учетом выявленных особенностей детей раннего возраста с ДЦП и включать следующие направления:

− развитие крупной моторики, стимуляция и формирование двигательных навыков, нормализация тонуса мышц,

− развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, развитие мелкой моторики

− формирование действий с предметами (использования предметов по функциональному назначению, способности произвольно включаться в деятельность)

− развитие и стимуляция сенсорной активности (зрительного восприятия, дифференцированного слухового сосредоточения, тактильной чувствительности)

− формирование пространственных представлений (представлений о себе — собственном теле, представлений о предметах, находящихся в пространстве, пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела).

Перед началом коррекционно-развивающей работы проводилось обследование детей раннего возраста.

Экспериментальная работа проводилась в Реабилитационном центре, Научно-исследовательского центра коррекционной педагогики (Алматы). В эксперименте принимали участие 30 детей раннего возраста.

До начала эксперимента была изучена следующая документация (медицинская и документация ПМПК), проведена беседа с родителями и педагогами раннего развития.

Проведены методики для изучения и оценки уровней формирование пространственных представлений у детей раннего возраста с ДЦП. Проведены методики для обследования сенсомоторной сферы ребенка раннего возраста с ДЦП

При подборе и обосновании комплекса методик, мы опирались на психолого-диагностические принципы, разработанные в отечественной специальной психологии и коррекционной педагогике (Выготский Л. С., Семенович А. В., Стребелевой Е. А.). При этом нами использовались следующие методы: беседа, наблюдение, обследование при помощи диагностических методик.

Для изучения и оценки уровня формирование пространственных представлений у детей раннего возраста с ДЦП использовалась методикаисследования пространственных представлений Семаго Н. Я., Семаго М. М. [10]. Для изучения и оценки сенсомоторного развития использовались методики О. В. Баженовой, А. В. Семенович Е. А. Стребелевой [11,12].

− Методика «Исследования пространственных представлений Семаго Н. Я., Семаго М. М.», целью которой является определение уровня ориентировки в схеме собственного тела, пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу), пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов друг с другом (обследование восприятия пространственных отношений между предметами).

− Методика «Оценки сенсомоторного развития» (О. В. Баженовой, А. В. Семенович, Е. А. Стребелевой), целью которой является выявление уровня развития моторики (крупной моторики-двигательных навыков и мелкой моторики, манипулятивных действий) и уровня сенсорного развития (развитие зрительного восприятия, развитие слухового восприятия, развитие тактильно-кинестетического восприятия) детей раннего возраста.

По первой методике необходимо найти части лица и тела, показать предмет находящегося спереди-сзади, вверху-внизу, далеко-близко относительно своего тела, а также относительно предметов друг к другу. Дается 3 блока в каждом блоке 3 задания. Всего 9 заданий. Обработка данных оценка каждого заданий 4х бальная: 3-балла ребенок показывает правильно, 2-балла показывает, но может допускать ошибки, 1-балл ребенок не показывает или показывает ошибочно,0-баллов ребенок не показывает. Баллы суммируются и определяется уровень развития: низкий, средний и высокий. Низкий уровень-0–9 баллов. Средний уровень-10–18 баллов. Высокий уровень- 19–27 баллов.

В ходе эксперимента были получены следующие результаты из 30 детей высокий уровень-0, средний уровень-12 детей, низкий уровень-18 детей.

По второй методике «Оценки сенсомоторного развития» необходимо оценить развития крупной и мелкой моторики и уровня сенсорного развития. Дается 2 блока (моторика и сенсорика) каждый из которых разделен на 3 раздела. Моторика разделена на крупную моторику, мелкую моторику, манипулятивных действий, а сенсорное развитие — на зрительное восприятия, развитие слухового восприятия, развитие тактильно-кинестетического восприятия. В каждом разделе даются показатели уровня развития. Каждому уровню соответствуют баллы. Высокий уровень — 3 балла, средний уровень — 2 балла, низкий уровень — 1–0 баллов. Далее суммируются баллы по всем 6 разделам. И определяется уровень развития сенсомоторики: низкий, средний и высокий. Низкий уровень — 0–6 баллов. Средний уровень — 7–12 баллов. Высокий уровень 13–18 баллов.

В ходе эксперимента были получены следующие результатыиз 30 детей: высокий уровень-0, средний уровень-13 детей, низкий уровень-17 детей.

В ходе эксперимента были получены следующие результаты:

Таблица 1

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Методика исследования пространственных представлений

0 %

40 %

60 %

Методика оценки сенсомоторного развития

0 %

43.3 %

56,7 %

Рис. 1. Процентный показатель результатов по методике «Исследования пространственных представлений»

Рис. 2. Процентный показатель результатов по методике «Оценки сенсомоторного развития»

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что по методике «Исследования пространственных представлений» преобладает низкий уровень развитости. По второй методике «Оценки сенсомоторного развития» так же низкий уровень преобладает. Что доказывает прямую связь между развитием пространственных представлений и сенсомоторным развитием. И то, что для успешного формирования пространственных представлений необходима деятельность всех анализаторов.

Таким образом, следует отметить, что анализ научной литературы и опыта практической работы показал, что для определения содержания и этапов коррекционной работы для развития пространственных представлений необходимо включить и развитие сенсомоторики. Также при разработке методов обучения, необходимо исходить из современных представлений о генезисе, психофизиологических механизмах освоения пространства, основных закономерностей становления сенсорных, познавательных способностей детей раннего возраста. Эффективность коррекционной работы по развитию пространственных представлений у детей с ДЦП раннего возраста обеспечивается созданием условий для максимального использования ребенком своих двигательных возможностей.

Комплексная коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений должна строиться с учетом выявленных особенностей детей и включать следующие направления: развитие крупной моторики, стимуляция и формирование двигательных навыков, нормализация тонуса мышц, развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, развитие мелкой моторики, формирование действий с предметами (использования предметов по функциональному назначению, способности произвольно включаться в деятельность),развитие и стимуляция сенсорной активности (зрительного восприятия, дифференцированного слухового сосредоточения, тактильной чувствительности),формирование пространственных представлений (представлений о себе — собственном теле, представлений о предметах находящихся в пространстве, пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела).

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) — М.: Просвещение, 1989.
  2. Мастюкова, Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст — М.: Просвещение, 1991.
  3. Приходько О. А. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплекстной реабилитации. Санкт-Петербург, 2008
  4. Иполитова М. В. Бабенкова Р. Д. Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М: OZON.RU
  5. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006.
  6. Левченко, И. Ю. Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом. Под ред.К. А. Семеновой. — М.: ЦНИИТЭТИН, 1991
  7. Семенова К. А. Детский церебральный паралич (патогенез, клиника, лечение). М.1991
  8. Мастюкова Е. М., Журба Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина. — 1982
  9. Левченко И. Ю., Киселева Н. Л. Психологическое изучение детей с нарушением развития. — М.: «Книголюб», 2007
  10. Семаго, Н. Я. Пространственные представления ребенка. Школьный психолог. — 2000. — № 34.
  11. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте — М.: Академия, 2002.
  12. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2–3 лет): Ранняя диагностика умственного развития. Е. А. Стребелева «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва, 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, представление, ребенок, развитие, собственное тело, церебральный паралич, высокий уровень, зрительное восприятие, коррекционная работа, мелкая моторика.


Ключевые слова

коррекционно-развивающая работа, дети раннего возраста, развитие пространственных представлений, дети раннего возраста с церебральным параличом

Похожие статьи

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Создание условий для формирования пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы дефектологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития по выявлению и коррекции нарушений формирования пространственной ориентировки.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития

В статье представлен обзор приемов и методов коррекционно-развивающей работы по развитию пространственных функций у детей с нарушениями речи. Рассматриваются основные виды геометрических головоломок. Описываются варианты их использования в работе с д...

Условия развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детском церебральном параличе

В статье охарактеризованы проблемы подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в школе. Определены целевые ориентиры и направления в деятельности тьютора. Проанализированы нормативно-правовые особенности организации образовательной д...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Особенности формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта

В статье рассматривается проблема формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта. В публикации раскрываются такие понятия, как «умственная отсталость» и «рефлексивные умения и навыки». В работе отмечается, что сформированн...

Похожие статьи

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Создание условий для формирования пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы дефектологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития по выявлению и коррекции нарушений формирования пространственной ориентировки.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития

В статье представлен обзор приемов и методов коррекционно-развивающей работы по развитию пространственных функций у детей с нарушениями речи. Рассматриваются основные виды геометрических головоломок. Описываются варианты их использования в работе с д...

Условия развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детском церебральном параличе

В статье охарактеризованы проблемы подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в школе. Определены целевые ориентиры и направления в деятельности тьютора. Проанализированы нормативно-правовые особенности организации образовательной д...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Особенности формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта

В статье рассматривается проблема формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта. В публикации раскрываются такие понятия, как «умственная отсталость» и «рефлексивные умения и навыки». В работе отмечается, что сформированн...

Задать вопрос