Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический метод. В ходе исследуемой работы были апробированы результаты и сделаны соответствующие выводы для разработки логопедической работы для дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: коррекционно-логопедическая работа, дети 5–6 лет, развитие пространственных представлений
В дошкольном учреждении, у каждого отдельного ребенка 5–6лет, различный темп усвоения теоретических и практических знаний. От того, насколько хорошо воспитатели, учителя-логопеды, психологи и другие работники учреждения подготовят ребенка к школьному учреждению, зависит будущее дошкольника. Смогут ли взрослые, имеющие педагогическое образование, развить способности ребенка, развить интерес к игровой, а в последствие и к учебной деятельности.
В развитии речевой функции у детей приходится встречаться разным специалистам: логопедам, психологам, дефектологам. Одним из довольно распространенных речевых дефектов и наиболее тяжёлых является общее недоразвитие речи. Состояние нарушения характеризуется несформированностью всех компонентов речевой системы, имеет стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционно-логопедической работы. Эффективность коррекционно-логопедической работы будет зависеть от умения правильно оценивать структуру речевого дефекта, и степень выраженности нарушений, включающих в неё компонентов речевой системы.
Большой интерес представляют работы Р. Е. Левиной, в которых используется «системно-логопедический подход к анализу речевых нарушений у дошкольников. Каждое проявление аномального речевого развития рассматривается автором на фоне причинно-следственной зависимости» [1, с.77].
Пространственные представления имеют большое значение для всех сторон деятельности человека, включая различные стороны взаимодействия его с действительностью. В философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается и отмечается роль освоения социального и предметного пространства, в построении или создании ребенком целостной картины мира, понимании своего места в нём. Всестороннее развитие ребенка неосуществимо без включения развития у него способности к ориентировке в пространстве.
«Дезориентировка в пространстве — это одна из причин, которая вызывает затруднения в овладении детьми навыками рисования, лепки, вырезания картинок, и последующим овладении чтением и письмом. В связи с этим считается актуальным развитие у детей 5–6 лет реальных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и довольно прочных навыков ориентировки в пространстве» — по мнению Н. И. Панова [2, с. 258].
В. А. Ковшиковым, Т. А. Фотековой научно и экспериментально доказано, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается определённое своеобразие мыслительной деятельности, проявляющиеся в трудностях овладения анализом, синтезом, в том числе и пространственным сравнением, классификацией снижением уровня обобщений, недостаточным умением в построении умозаключений по аналогии.
Р. И. Лалаевой, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, экспериментально и практически выявлено, что дети 5–6 лет с общим недоразвитием речи с трудом устанавливают причинно-следственные связи, в частности, на уровне пространственно-временных ориентировок. Причина этого, по мнению исследователей, в том, что у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи затруднено понимание сложной словесной инструкции, вследствие того, что она сложна как по смысловому содержанию, так и по грамматическому оформлению. По данным исследования авторов, это объясняется комплексным воздействием ряда факторов: расстройствами перцептивного уровня восприятия, недоразвитием аналитико-синтетической деятельности, трудностью понимания сложных лексико-грамматических конструкций.
Становится понятным, что одним из проявлений нарушений познавательной деятельности у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи является несформированностью вербально-логического мышления, что в значительной степени обусловлено нарушением семантической стороны речи, проявляющимся, прежде всего, в нарушении понимания значения слова и в задержке формирования слова, как понятия.
Таким образом, существует тесная взаимосвязь вышеописанных функций нарушения речи. У детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи с большим трудом можно развить серию движений (общемоторные, артикуляционные, пальцевые), которые необходимы для формирования двигательных навыков, способствующих пространственной ориентировке. У дошкольников выражены трудности воспроизведения двигательного задания по пространственно-временным параметрам.
Л. С. Цветкова сообщает, что у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи, возникают трудности в определении сторон пространства (особенности правой и левой). Констатируются: несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами, что свидетельствует о недоразвитии вербального уровня развития пространственных представлений, неустойчивость. «Отмечаются разрывы между наглядным и словесным компонентами пространственного анализа, что обусловлено недоразвитием речемыслительных процессов, прямая зависимость между тяжестью речевой патологии и степенью выраженности оптико-пространственных нарушений» [1, с.75].
Общее речевое недоразвитие не позволяют ребенку в полноценной мере сформировать навыки пространственного ориентирования и вербализировать их в речевой среде.
Коррекционно-логопедическая работа по развитию пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи может быть более эффективной, если в коррекционно-логопедической работе будет применяться специально разработанная система коррекционно-развивающих заданий. Система занятий построена с учетом общих принципов коррекционно-педагогической работы. Система занятий построена с учетом общедидактических принципов и на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике.
Весьма эффективным коррекционным приемом на данном этапе будет проведение с детьми 5–6 лет с общим недоразвитием речи сюжетно-ролевых игр с речевым сопровождением, где снимается «зажим», напряжение, появляется доверчивость, желание общаться. Такие игры, как ««Чего не хватает?», «Кого не стало?», «Что изменилось?», «Кто лишний?», «У кого кто?»» — составленные А. В. Семинович [3, с.83].
Таким образом, для детей 5–6 лет, необходимо разработать систему логопедических занятий по развитию пространственных представлений.
Развитие пространственных представлений реализуется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, а также вне их — игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако обучение пространственным представлениям на специальных занятиях является одной из главных задач.
В основе развития пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи, лежит комплексный подход, направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе решение главной задачи — развития пространственных представлений.
«Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к развитию пространственных представлений у детей.
Как отмечал А. Ю. Петренко «коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений ребенка» [4, с. 76].
Система коррекционно-логопедических занятий:
Цель: предложенная система коррекционных занятий с использованием средств сюжетно-ролевых игр будет способствовать развитию пространственных представлений и формированию связного речевого высказывания у детей с нарушением речи.
Основная задача коррекционного воздействия на детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи — научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни с правильной последовательностью временных характеристик и логики.
Предлагаемая система занятий поможет педагогам выстроить работу с детьми с нарушением речи системно, в определенном логическом порядке. Однако использование предложенного материала предполагает, что педагоги могут вносить в него свои изменения, ориентируясь на детей, с которыми они работают и, исходя из собственных интересов и уровня подготовки.
Система коррекционно-логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи, реализовывалась в три этапа:
– Первый этап коррекционной работы (подготовительный) — налаживание социальных связей детей, установление эмоциональных контактов.
– Второй этап коррекционной работы (основной) — развитие пространственных представлений в специально организованной коррекционно-логопедической деятельности.
– Третий этап коррекционной работы (заключительный) — включение коммуникативных способностей в свободную, игровую, познавательную, творческую деятельность.
«В индивидуальной работе с детьми необходимо учитывать развитие наглядно-образного мышления» для этого был использован в коррекционно-логопедической работе с детьми 5–6 лет с общим недоразвитием речи альбом, созданный В. М. Минаевой [5, с.41].
Для систематизации и внедрения сюжетно-ролевых игр были изучены работы таких авторов как В. И. Селиверстова и В. В. Гоголевой [6, с.38].
Таким образом, работа должна быть направлена на развитие интереса к сюжетно-ролевым играм и развитие умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать; развивать логическое мышление и сообразительность. Коррекционно-логопедическая работа способствует развитию пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи.
Литература:
- Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии./Р. Е. Левина. — М., 2008. — 153с.
- Данильян, О.Г., Панов Н. И. Современный словарь по общественным наукам/ О. Г. Данильян. — М., 2009. — 528с.
- Гантимурова, О.П., Павалаки, И. Ф. Развитие оптико-пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи //А. Р. Лурия и психология XXI века. Вторая международная конференция. — М.: МГУ, 2002. -С. 32–33.
- Петренко, А. Ю. Особенности коммуникативно-познавательных способностей детей с общим недоразвитием речи / А. Ю. Петренко.// www.Logoped.ru. — 2011.- № 4. — С.75–78.
- Минаева В. М. Альбом «Все работы хороши» Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры./ В. М. Минаева. — М.: Аркти, 2013. — 85с.
- Гоголева, В. В. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4–7 лет/ В.