В статье рассматривается проблема развития коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. На основе применения комплекса психодиагностических методик выявлены такие особенности коммуникации детей с ОВЗ, как наличие трудностей в приеме и передачи информации, от воспитателя, сверстников, трудности в выражении мыслей, намерений, неготовность к взаимодействию с партнером по общению, ориентации на него. Практическая значимость и актуальность данной статьи заключается в возможности дальнейшего использования представленных эмпирических сведений в практике психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ, разработки на их основе коррекционно-развивающих программ.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, дошкольники с ОВЗ, психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ, инклюзивное образование, коммуникация, общение, коммуникативные навыки
В деятельности каждого человека важную роль играет общение. Общаясь, ребенок устанавливает контакт с людьми, обменивается опытом, сравнивает себя с другими, оценивает, передает сведения об окружающей его действительности. Одной из важных составляющих общения является коммуникативная сторона, которая, по мнению большинства исследователей (А. К. Хурматуллина [11], Т. Ю. Польникова и Н.Э Чалкина [6], Н. В. Куликова и А. К. Середенко [3] и др.), у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является недостаточно сформированной. При этом сложно недооценить значимость коммуникативного развития. Последнее во многом определяет успешность социально-психологической адаптации ребенка в обществе. Нарушения у дошкольников в рассматриваемом процессе могут привести к трудностям в общении со взрослыми и сверстниками, в обучении, что влечет за собой возникновение вторичных дефектов.
Особое внимание развитию коммуникативных навыков должно уделяться в инклюзивном образовании. Согласно ФОП ДО, инклюзивное образование должно обеспечивать равные условия и возможности для всех детей. Новые стандарты регламентируют создание условий, необходимых для интеграции детей, независимо от их потребностей и особенностей, в образовательный процесс. Стоит подчеркнуть, что в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования, согласно требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, отдельной областью выделено «Социально-коммуникативное развитие», включающее в себя в том числе необходимость развития у дошкольников навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; социального и эмоционального интеллекта; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и др. [10].
Опираясь на труды М. Ю. Коваленко [2], А. В. Мудрик [5], Е. О. Смирновой [8], Л. Я. Лозован [4] под коммуникацией мы понимаем процесс, возникающий в связи с потребностью участия в общем деле, представляющий собой установление и развития контактов между людьми, обмен информацией. В понятие «коммуникативные навыки» входит: желание вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение; умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать; разрешать конфликтные ситуации.
Дошкольники с ОВЗ испытывают ряд трудностей в общении и коммуникации со взрослыми и сверстниками к ним относятся: плохая ориентация в нравственно-этических нормах поведения, что связано с трудностями усвоения; речевые средства, которыми они владеют, зачастую не удовлетворяют необходимую потребность в общении; такие дети предпочитают играть в одиночку, нежели в группе сверстников. У рассматриваемой категории детей наблюдаются когнитивной сферы, препятствующие нормальному развитию коммуникативных навыков: замедленный темп восприятия, низкий уровень развития распределения внимания, трудности его переключения, преобладание непроизвольной памяти, недостаточный ее объем, снижены показатели познавательной активности, замедленный темп обработки информации. Дошкольники с ОВЗ испытывают трудности в принятии и поддержании сюжетно-ролевой игры, игровые роли и способы общения в ней достаточно бедны. Такие особенности были выявлены Л. Н. Галигузовой [1], Е. О. Смирновой [8], Л. Я. Лозован [4] и другие.
Следовательно, дети с ОВЗ испытывают трудности в приеме и передачи информации, концентрации внимания, а также понимания сообщений и заданий от воспитателя, сверстников, трудности в выражении мыслей, намерений, не готовы и не умеют взаимодействовать с партнером по общению, не могут совместно планировать дела, ориентироваться на партнера, испытывают трудности в понимании отношения другого к себя, понимании состояния другого, интерпретации эмоций, способностей к выделению личностных характеристик партнера. Все вышеописанное становится препятствием на пути к овладению и продуктивному использованию коммуникативных навыков, что, в свою очередь, препятствует полноценному, необходимому для всестороннего развития общению со сверстниками и взрослыми. Поэтому, необходимо изучать коммуникативные навыки, в частности, в инклюзивном образовании.
Цель эмпирического исследования — изучение коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 99 «Изумрудный город» г. Саратова. В исследуемую группу вошли 10 детей с нормальным психофизически развитием и 10 детей с ОВЗ, 5 из которых — с задержкой психического развития (ЗПР), 3 с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и 2 с умственной отсталостью (УО). Важно отметить, что все дети относятся к одной возрастной группе — 4–5 лет.
Нами были использованы следующие методы и методики исследования:
- Наблюдение по схеме Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой [9]
- Методика изучения контекстного общения со взрослым Е. Е. Кравцовой [7].
Наблюдение по схеме Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой осуществляется по следующим показателям: инициативность, отражающаяся в стремлении ребенка дошкольного возраста привлечь внимание сверстника, заинтересовать его к совместной игре; чувствительность к воздействиям, исходящих от сверстника, которая проявляется в том, что дошкольник воспринимает действия сверстника и откликается на его предложения; преобладающий эмоциональный фон — позитивный, нейтрально-деловой, негативный.
Результаты применения наблюдения по схеме Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой демонстрируют следующее: показатели по критерию «инициативность» среди детей с ОВЗ достаточно низкие: низкий уровень сформированности встречается у 4 (40 %) дошкольников (такие дети крайне редко проявляют активность и предпочитают следовать за другими детьми), отсутствует инициативность в общении со сверстниками у 3 (30 %) воспитанников (такие дети не проявляют никакой активности, предпочитают играть в одиночестве), а высокий уровень не выявлен ни у кого из этой группы. Среди детей с нормальным психофизическим развитием того же возраста по критерию инициативность преобладающими являются высокий (40 %) и средний (50 %) уровни сформированности, только у 1 (10 %) воспитанника обнаруживается низкий уровень и ни у одного не проявляется как отсутствующий навык.
По показателю «чувствительность к воздействию сверстников» среди дошкольников, имеющих ОВЗ, преобладают слабый 4 (40 %) и средний 4 (40 %) уровни сформированности, что свидетельствует от том, что такие дети не всегда откликаются на предложения сверстников о взаимодействии, совместной игре. В группе детей с ОВЗ чувствительность к воздействию сверстника отсутствует у 2 (20 %) (дошкольники совсем не откликаются на предложения сверстников) и слабо сформирована в 4 (40 %) дошкольников с ОВЗ (очень редко реагируют на инициативу сверстников и предпочитают индивидуальную игру). В то же время среди детей с нормальным психофизическим развитием показатели среднего 5 (50 %) и высокого 4 (40 %) уровня «чувствительности к воздействию сверстников» сформированности выступают на передний план, а показатели отсутствия сформированности рассматриваемого навыка и вовсе отсутствует.
В большинстве случаев у дошкольников с ОВЗ преобладающим эмоциональным фоном в процессе взаимодействия с окружающими является нейтрально — деловой — 5 (50 %), у детей с нормативным развитием — позитивный 6 (60 %), негативный фон настроения среди детей, имеющих ОВЗ выявлен у 3 (30 %), а среди дошкольников с нормальным психофизическим развитием всего у 1 (10 %) воспитанников.
Таким образом, для дошкольников с ОВЗ характерно снижение потребности в общении, неспособность слушать и слышать другого, дети малоинициативны, предпочитают игру в одиночестве, либо пассивно следует за другими, редко реагируют на инициативу сверстников, преобладают нейтрально-деловой и негативный эмоциональный фон. Дети с нормальным психофизическим развитием проявляют интерес к сверстникам, инициативу, с удовольствием отвечают на инициативу сверстников, активно подхватывают и поддерживают их идеи и действия.
Результаты по методике исследования контекстного общения со взрослым Е. Е. Кравцовой получились следующими. В группе детей с ОВЗ не было выявлено ни одного ребенка с показателями высокого уровня развития коммуникативных навыков, тогда как в группе дошкольников с нормальным психофизическим развитием они встречаются у 7 (70 %) воспитанников. Показатели низкого уровня не обнаруживаются среди участников с нормальным психофизическим развитием, в то время как наблюдаются среди 6 (60 %) воспитанников с ОВЗ (у таких детей обнаруживаются трудности в распознавании ситуации взаимодействия, они не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях).Средний уровень развития коммуникативных навыков встречается среди 4 (40 %) детей с ОВЗ и 3 (30 %) воспитанников с нормальным психофизическим развитием.
Подводя итоги анализа полученных эмпирических данных, можно сделать следующие выводы: дошкольники с ОВЗ испытывают следующие трудности, которые являются препятствием на пути к освоению коммуникативных навыков: отмечается неразвитость потребности в общении, неспособность слушать и слышать другого, дети малоинициативны, предпочитают игру в одиночестве, либо пассивно следует за другими, редко реагируют на инициативу сверстников, преобладают нейтрально-деловой и негативный эмоциональный фон. Дети с ОВЗ испытывают трудности в приеме и передачи информации, концентрации внимания, а также понимания сообщений и заданий от воспитателя, сверстников, трудности в выражении мыслей, намерений, не готовы и не умеют взаимодействовать с партнером по общению, не могут совместно планировать дела, ориентироваться на партнера, испытывают трудности в понимании отношения другого к себя, понимании состояния другого, интерпретации эмоций, способностей к выделению личностных характеристик партнера.
Перспективой исследования данной проблемы является разработка цикла занятий, направленных на повышение уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ в инклюзивном образовании.
Литература:
- Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет: Учеб. пособие / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова.- М.: Просвещение, 2005. — 44 с.
- Коваленко, М. Ю. Теория коммуникации / М. Ю. Коваленко, М. А. Коваленко. — М.:Юрайт, 2016. — 466 с.
- Куликова, Н.В., Середенко, А. К. Использование системы альтернативной коммуникации в работе с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс]: (на 27 июля 2024 года, версия 3.0.2) // [Электронный ресурс]: [сайт]. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49484684_45967538.pdf (дата обращения: 27.07.2024). — Загл. с экрана. — Яз. рус.
- Лозован, Л. Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Я. Лозован. — Кемеровский гос. ун-т. Кемерово, 2005. 181 с.
- Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников: Дис.... д-ра пед. наук. / А. В. Мудрик. — М., 1980,- 414 с.
- Польникова, Т.Ю., Чалкина, Н. Э. Коммуникативные навыки у детей с ОВЗ и возможности их формирования посредством альтернативной коммуникации [Электронный ресурс]: (на 27 июля 2024 года, версия 3.0.2) // [Электронный ресурс]: [сайт]. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_58653631_86546914.pdf (дата обращения: 27.07.2024). — Загл. с экрана. — Яз. рус.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель — Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
- Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. — М.: Академия, 2000. — 160 с.
- Смирнова, Е.О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекции / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.:Владос,2005.-119с.
- Федеральная образовательная программа основного общего образования от 18.05.2024 № 370. — URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-370/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego/ (дата обращения: 16.07.2024). — Режим доступа: удаленный доступ.
- Хурматуллина, А. К. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ [Электронный ресурс]: (на 27 июля 2024 года, версия 3.0.2) // [Электронный ресурс]: [сайт]. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_67968417_32972085.pdf (дата обращения: 27.07.2024). — Загл. с экрана. — Яз. рус.