Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
Авторы: Попова Галина Борисовна, Жданова Надежда Михайловна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 14.11.2021
Статья просмотрена: 64 раза
Библиографическое описание:
Попова, Г. Б. Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду / Г. Б. Попова, Н. М. Жданова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6775/ (дата обращения: 21.11.2024).
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Ключевые слова: ребенок, нарушение слуха, воспитательно-образовательный процесс, продуктивная деятельность, психологическая разгрузка, всестороннее развитие ребенка.
Мир, в котором живет и воспитывается ребенок с нарушением слуха, динамичен и изменчив. В таких условиях маленькому человеку необходимо видеть свои цели, проявлять инициативу, уметь проектировать. Но главная проблема современного дошкольного образования — потеря познавательного интереса у детей и нежелание идти в школу.
Исходя из этого, целью нашей работы является всестороннее развитие и социализация ребенка с нарушением слуха дошкольного возраста с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. И нам, педагогам, необходимо помочь детям сформировать этот интерес к познанию и обучению, применяя в воспитательно-образовательном процессе инновационные педагогические технологии.
Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения, дети с нарушением слуха имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
Принципиально важной стороной в педагогических технологиях является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Цель взрослого — позитивно социализировать ребенка, содействовать становлению его как личности, поэтому современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом новых технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
В своей педагогической практике мы широко используем различные инновационные технологии, но более значимая для становления личности ребенка с нарушением слуха — личностно ориентированная образовательная технология.
Личностно ориентированные технологии обеспечивают условия для всестороннего развития ребенка с нарушением слуха через учет его индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и состояния.
Данная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. В нашем центре образования имеются:
— уголки психологической разгрузки и продуктивной деятельности;
— уголки музыкальных и физкультурных занятий.
Уголок психологической разгрузки оборудован мягкой мебелью, книжками для детей, игрушками, способствующими индивидуальным играм такие, как мозаика, пазлы, шнуровка, пирамидки, матрешки, вкладыши.
Уголки продуктивной деятельности оснащены различными пособиями для индивидуальных и групповых занятий. Здесь наши дети могут самостоятельно выбрать себе деятельность по интересу (лепка, рисование, моделирование), поиграть.
В уголке физкультуры имеются детские тренажеры, сенсорные дорожки, физкультурно-оздоровительное оборудование, сделанное совместно с детьми и родителями для индивидуального и группового использования в соответствии с физическими возможностями каждого ребенка.
Оборудование музыкального уголка позволяет развивать слуховые возможности (магнитофон с аудиозаписями звуков окружающего мира, разнообразные музыкальные инструменты), расширять диапазон голоса и умение детей владеть им.
В праздничные выступления детей включаем некоторые элементы и целые музыкально-ритмические композиции (танцы, игры и др.).
Неотъемлемой частью личностно ориентированных технологий является технология сотрудничества, реализуемая через принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагоги нашей группы вместе с детьми и родителями создают условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком с нарушенным слухом дошкольного детства. Для развивающей предметно-пространственнойсреды изготавливают пособия: кукольный театр, наборное полотно для демонстрации речевого материала и книжки — малышки по лексическим темам, игровые пособия для развития мелкой моторики. Также совместно определяют разнообразную творческую деятельность: праздничные мероприятия, онлайн концерты для родителей, акции «Добра».
Для каждого обучающегося мы создаем условия для индивидуальных и дифференцированных занятий. Выявление темпов развития позволяет нам поддерживать каждого ребенка на его уровне.
Все это способствует всестороннему развитию ребенка, улучшению слухового восприятия, увеличению словарного запаса и более внятного произношения с учетом его возможностей. У детей развиваются коммуникативные навыки, самостоятельность, уверенность в собственных силах, ощущение собственной значимости в группе сверстников. Дети доверяют педагогу, с удовольствием участвуют в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. В группе царит позитивный психологический микроклимат.
Результатом нашей деятельности считаем то, что дети с удовольствием работают на занятиях, получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость.
Литература:
- Пенин Г. Н., Кораблева Л. В., Понамарева З. А., Красильникова О. А. «Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»/ СПб: КАРО, 2006
- Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со сверстниками и взрослыми»/ Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002г.
- Ягяджик, С. С. Виды инновационных технологий и их характеристики / Молодой ученый. 2016. № 23 (127). С. 548–551. URL: https://moluch.ru/archive/127/35057/
Ключевые слова
ребёнок, продуктивная деятельность, нарушение слуха, воспитательно-образовательный процесс, психологическая разгрузка, всестороннее развитие ребенкаПохожие статьи
Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...
Исследование коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития
Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов проблемы общения и коммуникативных навыков у дошкольников. А также представление методов исследования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР в общении со взрослыми и сверстниками.
Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте
В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Условия развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детском церебральном параличе
В статье охарактеризованы проблемы подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в школе. Определены целевые ориентиры и направления в деятельности тьютора. Проанализированы нормативно-правовые особенности организации образовательной д...
Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения
Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.
Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности
В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности
В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.
Похожие статьи
Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...
Исследование коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития
Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов проблемы общения и коммуникативных навыков у дошкольников. А также представление методов исследования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР в общении со взрослыми и сверстниками.
Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте
В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Условия развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детском церебральном параличе
В статье охарактеризованы проблемы подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в школе. Определены целевые ориентиры и направления в деятельности тьютора. Проанализированы нормативно-правовые особенности организации образовательной д...
Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения
Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.
Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности
В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности
В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.