В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера дошкольника и проблемы ее недоразвития. Предлагаются способы преодоления проблем недоразвития с применением психолого-педагогического инструментария. Дается описание мероприятий, направленных на преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в ДОО.Дается описание психологического праксиса, включающего исследование, интерпретацию результатов и методические рекомендации. Доказано, что использование в образовательной деятельности психологических игр и упражнений благотворно влияет на личностное развитие дошкольников.
Ключевые слова: мотивация, потребность, психологические игры, диагностика, коррекция, психолого-педагогическое сопровождение.
Введение. В современном образовательном пространстве актуальной становится ориентация на индивидуальность ребенка и специфику его развития. В свете реализации ФГОС ДОО психолого-педагогическим сообществом отмечена ведущая роль мотивационно-потребностной сфере, однако исследований этого базиса личностного развития дошкольников проводится недостаточно.
Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается в течение всей жизни. Многими авторами отмечено, что именно с этими изменениями в мотивационной сфере связывают начало становления личности [1], [2], [3], [6]. Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие. Начинает складываться индивидуальная мотивационная система [7].
А. Н. Леонтьев определяет мотивкак материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы мотивов выступают потребности [3].
Выделяются биологические, социальные и идеальные группы потребностей.
Биологические потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование и развитие человека.
Социальные потребности характеризуются потребностью принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих.
Идеальныепотребности — это потребности познания окружающего мира, создания картины мира и своего места в нем.
При планировании образовательной деятельности по преодолению проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей достижения требований ФГОС ДОО, необходимо определить направления деятельности:
- Диагностика мотивационно-потребностной сферы дошкольника. (Подбор диагностических средств осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка и образовательных программ) [2].
- Развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольника.
В качестве основных условий развития можно назвать следующие:
а) максимальная реализация возрастных возможностей ребенка;
б) развитие индивидуальных особенностей ребенка;
в) создание благоприятного, эмоционального положительного фона, который определяется, прежде всего, продуктивным общением;
г) психолого-педагогическое сопровождение детей.
Праксис. Методы исследования и исследуемые
Исследование проходило в сентябре-октябре месяце 2017 года в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93» г. Воронежа. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 40 человек. Среди них 17 девочек и 23 мальчика.
Первая методика — изучение самооценки. Практическая значимость изучения самосознания и самовосприятия, включая различные аспекты осознания своего места в системе социальных связей, настолько велика, что предопределила необходимость использования этой методики для диагностики самооценки ребенка.
Ребенку предлагалось шесть вертикальных отрезков одинаковой длины. Детей просили отметить крестиком на каждом отрезке свое место «среди всех людей» по уровням соответственно «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты» [5].
Отмеченные детьми значения характеризуют общую удовлетворенность, которая стоит под названием «счастье» и частные самооценки — «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта». Для дошкольника более благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый...). Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка.
После выполнения этого задания дети отмечали условным обозначением (кружочком, галочкой) свое место по уровням с точки зрения мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку, то это считается хорошим показателем. Ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен. Методика использовалась для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей детского сада.
Были получены следующие данные. Из 40 испытуемых у 31 ребенка высокая самооценка. Это так оценили они себя по всем шести параметрам. У семи детей самооценка выше среднего уровня. Возможно, связано с тем, что они не совсем поняли задание. Например, не могли оценить свой характер. Скорее всего, даже для детей старшей группы это понятие абстрактное. И два ребенка показали низкую самооценку. Но нужно учесть то, что один ребенок из них нуждается в особых образовательных условиях. А у другого ребенка перед дорогой в детский сад произошел конфликт с бабушкой, которая требовала надеть теплую шапку, а ребенок сопротивлялся.
Проведение экспресс-анализа личностных качеств исследуемых, связанных с мотивационно-потребностной сферой, выявление особенностей и направления их изменений. Использована методика «Метаморфоза». Тест предложен Е. Ю. Семеновой, доработан, модифицирован и адаптирован применительно к дошкольному возрасту кандидатом психологических наук Д. Г. Сороковым [5].
Методика является оригинальной модификацией ассоциативного эксперимента. Она объединяет в себе достоинства проективного метода в исследовании личности с методом опроса. Методика содержит инструкции и тестовый материал, включающий 15 вопросов. Ребенку предлагалась игра в превращения, в которой воспитатель выполняет роль доброго волшебника. В ходе организованной образовательной и диагностической деятельности воспитатель зада ребенку вопросы различной тематики. Первые три вопроса объединены общей задачей — выявить неосознаваемые процессы психики, направление развития дошкольника в каждой из сфер его личности. Ребенок, попавший в игровую ситуацию методики «Метаморфозы» обозначает те качества личности и особенности поведения, которыми хочется овладеть в будущем.
Пятый, шестой, седьмой вопросы — практически неосознаваемая оценка собственных негативных качеств, т. к. рефлексивные способности не развиты. А четвертый и восьмой вопросы связаны с областью эмоций. Ответы на девятый, десятый, одиннадцатый, двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый вопросы определяют характер и уровень развития потребностно-мотивационной сферы ребенка.
Подводя итог интерпретации данных, полученных с помощью методики «Метаморфоза», следует заметить, что полученный результат не имеет статуса точности, так как проективные методики имеют достаточно широкий объем обрабатываемой информации. Были получены следующие данные:
‒ мотивационно-потребностная сфера не имеет четких граней у детей старшего дошкольного возраста;
‒ выраженные мотивы у детей не отмечены, так как функциями мотивов является функции побуждения к действию и функция смыслообразования. А дети дошкольного возраста не могут сознательно мотивировать некоторые сложные психические состояния;
‒ потребности и мотивы тесно переплетены в структуре личности дошкольника и понять эти компоненты можно только во взаимосвязи.
В связи с полученными данными были разработаны и реализовываются следующие образовательные события, направленные на преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей достижения требований ФГОС ДОО:
‒ игра «Тропинка», где дети преодолевают воображаемые препятствия, проявляют креативность;
‒ квест-игра, развивающая мышление, восприятия, пространственную ориентацию, удовлетворяющая потребность в одобрении и признании;
‒ психологическое занятие «Сочини сказку или рассказ». Является диагностическим материалом и корригирующим одновременно.
‒ игра «Кто есть кто? Что есть что?». Дети вспоминают, что некоторые слова можно по определенному признаку отнести к какому-либо классу (группе). Необходимо выяснить, какие группы знают дети (дикие и домашние животные, овощи, фрукты, деревья и т. д.).
В игре проявляется мотивация к познанию;
‒ игра «Комплимент по кругу». Дети говорят комплименты или называют лучшие качества детей своей группы. Проводится в подгруппах.
‒ игра-путешествие, проводимая вместе с инструктором по физической культуре. Дает возможность проявить свои сильные стороны, личностные качества;
‒ музыкальная игра «Отгадай детскую песню». Развивает музыкальные способности;
‒ логоритмика, проводится вместе с логопедом и музыкальным работником;
‒ образовательное событие «Путешествие по разным странам».
Таким образом, преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей достижения требований ФГОС ДОО возможно при создании специальных психолого-педагогических условий. Эти условия обусловлены необходимостью психолого-педагогического сопровождения дошкольников, которые включают: следование за естественным развитием детей, развивая их инициативу и индивидуальность; диагностика педагогическая; диагностика психологическая; корригирующие занятия по итогам диагностики.
Важную роль в развитии мотивационно-потребностной сферы имеет самооценка ребенка, за формирование которой отвечают взрослые. Самовосприятие ребенка будет позитивным, если педагогами будут использованы ситуации успеха. Доказано, что в своих первичных биологических формах потребности — это состояние организма, выражающее объективную нужду в чем-то, что находится вне его. По мере становления и развития личности происходит изменение и развитие потребностей от биологических к духовным, социальным, материальным.
Литература:
- Беспаленко Е. М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека // Молодой ученый. — 2017. — № 46. — С. 178–181. — URL https://moluch.ru/archive/180/46493 / (дата обращения: 21.01.2018).
- Валявко С. М., Аверьянова Е. В. Методика изучения ценностных ориентаций: опыт конструирования // Экспериментальная психология, 2012, т.5, № 2, с.83–95.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: [Текст]. Классическая учебная книга.- «Академия».- 2005.- 352 с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: [Тексты] / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М., 1982. –С. 108–117
- Методика «Метаморфоза». [Электронный ресурс] URL: http://practic.childpsy.ru/konsultant/detail.php?methodic=22804 (дата обращения: 21.01.2018).
- Мотивационная сфера личности. Потребности / [Текст] Ф. Р. Филатов. –Р-на /Д., 2003. — С. 416–420
- Эльконин Д. Б. Детская психология: [Текст]. Классическая учебная книга. — «Академия».- 2011.- c.246–267. ISBN: 978–5-7695–8389–6