Психоэмоциональное развитие детей с задержкой психического развития
Авторы: Шабельникова Елена Николаевна, Криуля Анна Юрьевна, Домнич Валерия Алексеевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.
Дата публикации: 01.11.2020
Статья просмотрена: 213 раз
Библиографическое описание:
Шабельникова, Е. Н. Психоэмоциональное развитие детей с задержкой психического развития / Е. Н. Шабельникова, А. Ю. Криуля, В. А. Домнич. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5661/ (дата обращения: 15.11.2024).
Статья посвящена проблемам психоэмоционального развития дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Авторы описывают системный подход в реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Описан сравнительный анализ результатов коллаборации воспитателя, учителя — логопеда и педагога-психолога.
Ключевые слова: дошкольники, психоэмоциональное развитие, задержка психического развития.
В современном мире реформирование системы воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется активным внедрением интегрированной и инклюзивной практик. Содержание и условия образования детей с ОВЗ определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором акцентируется внимание на том, что даже внутри каждой нозологии наблюдается неоднородность состава детей, предполагающей индивидуальное содержание образовательных программ и объемов психолого-педагогической помощи.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) являются наиболее многочисленной группой в сравнении с другими категориями детей с ОВЗ. Неоднородность состава таких детей определена и неоднородностью их психоэмоционального развития. Особенности формирования психоэмоциональной сферы в дошкольном возрасте давно признаны психологами важной проблемой, так как эмоции объединяют ребенка с социальным окружением, через эмоции ребенок формирует картину мира, в эмоции осуществляется симбиоз модели органического и модели психического. Л. С. Выготский считал, что влияние окружающей среды меняется в процессе развития ребенка, определяясь его эмоциональными переживаниями.
Д. Б. Эльконин подчеркивал важность положительного эмоционального фона вокруг ребенка как фактора благополучного психического и физического развития. Он полагал, что децентрация мышления ребенка осуществляется постепенно и сопровождается эмоциями, а пик этого процесса приходится на возраст 6–7 лет.
Современные исследования подтверждают тот факт, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. В исследованиях П. К. Анохина отмечено отставание в развитии эмоций у дошкольников с задержкой психического развития. Наиболее выраженными проявлениями недоразвития эмоциональной сферы являются эмоциональная лабильность, слабость волевых качеств, внушаемость, перепады настроения от агрессии к унынию, отмечается состояние беспокойства, личностная незрелость.
Степень изученности проблемы . Положение о законах развития нормального и аномального ребенка обосновано в исследованиях П. К. Анохина, М. Арнольда, Н. В. Бордовской, Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, К. С. Лебединской, A. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна, П. В. Симонова и др. Концепция Л. С. Выготского о различных по степени дефектах реализована в трудах Н. В. Бабкиной, Н. Ю. Боряковой, Т. Н. Князевой, В. И. Лубовского, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, Е. С. Слепович, Р. Д. Триггер и др. Исследование психики ребенка по принципу системного подхода предложено А. В. Карповым, Б. Ф. Ломовым, B. Д. Шадриковым и др.
Учеными выявлены физиологические феномены, свидетельствующие о наличии у детей с ЗПР выраженной незрелости механизмов формирования основного ритма электрической активности головного мозга. Такое недоразвитие приводит к диффузной несформированности высших психических функций, что может является одной из причин психоэмоционального недоразвития.
Изучение научных трудов подтвердило актуальность настоящего исследования. Была определена цель — разработка условий и содержания психоэмоционального развития дошкольников с ЗПР.
Задачи: изучить особенности эмоциональной сферы дошкольников, посещающих образовательную организацию, связанные с феноменом ЗПР; выявить структуру психологических и эмоциональных нарушений дошкольников с ЗПР для структуризации и коррекции программы развития; разработать принципы организации развития психоэмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Объект исследования — психоэмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования — структурные связи психологического, логопедического и эмоционального развития, специфичные для дошкольников с ЗПР.
Гипотеза исследования . дошкольники с ЗПР имеют специфические особенности психоэмоциональной сферы, отличаются особыми когнитивными характеристиками, которые необходимо учитывать при системном планировании корригирующей деятельности.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие воспитанники группы № 5 МБОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 12» г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области. Начало исследования — 2018 год. Исследуемые имеют в анамнезе задержку психического развития. Группа разновозрастная. Для проведения исследования разработана программа, направленная на развитие психоэмоциональной сферы дошкольников с ЗПР. В структуру программы включены логопедические занятия, занятия с педагогом-психологом (индивидуальные и групповые), образовательная деятельность с воспитателем.
Для реализации программы требовалось практическое оснащение, в которое вошли следующие развивающие игры и оборудование: книжка из фетра на липучках «Умная черепашка», игрушки развивающая «Тактилики» сортеры «Бабочки», «Геометрические фигуры», «Логопедическое лото», психологическая игра «Домик настроения», игры — «Кирпичики эмоций» и «Лексика эмоций», психологическое оборудование «Подсвечиваемый песок», упрощенный интерактивный пол и др. Это оборудование помогает педагогам организовывать психоэмоциональное развитие в системе воспитатель — учитель-логопед — педагог-психолог.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенное исследование показало, что особенности формирования мозговых структур (например, лобных отделов левого полушария, отвечающих за эмоциональное развитие) требуют принципиально иного сочетания вербальных и невербальных методов обучения детей с ЗПР.
Для анализа эффективности использованных методов проведена диагностика эмоциональной сферы дошкольников с ОВЗ и полученные данные сравнили с результатами 2018 года. Методы использовались те же, но содержание заданий менялось. Оценка — бальная. 1 — низкий; 2 — средний; 3 — высокий.
Таблица 1
Сравнительный анализ развития психоэмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР
Название методики |
2018 |
2020 |
Разница |
Корректурная проба «Смайлики» |
1,38 |
1,77 |
0,39 |
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо» |
1,43 |
1,65 |
0,22 |
Методика «Паровозик» (Велиева С. В.) |
1,57 |
1,75 |
0,18 |
Карта оценки психоэмоциональной сферы дошкольников. Автор Осипенко Т. Н. |
|||
Понимание инструкции |
1,02 |
1,34 |
0,32 |
Общий фон настроения |
2,01 |
2,13 |
0,12 |
Уровень произвольности в выполнении заданий. |
1,42 |
1,65 |
0,23 |
Контактность. |
2,05 |
2,47 |
0,42 |
Полученные данные свидетельствуют об эффективности использованных методик и системного подхода в психоэмоциональном развитии дошкольников с ЗПР.
Вывод . Психоэмоциональная сфера дошкольников с ЗПР имеет следующие особенности: низкая степень осознанности эмоциональных переживаний, что подтверждено анализом исследования, проявление агрессии, сниженный фон настроения. Разработанные условия и программное содержание психоэмоционального развития дошкольников с ЗПР показали, что снизилось число протестных реакций у детей, уровень контакта стал выше.
Литература:
- Анохин, П. К. Эмоции [Текст] // Психология эмоций. — М.: Просвещение, 1993. — 209с.
- Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства [Текст] / Л. С. Выготский // Проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1995. — С. 200–263.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
Похожие статьи
Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии
В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...
Развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Представлено эмпирическое изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием. Приведено качественн...
Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития
В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.
Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития
Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Создание условий для формирования пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития
В статье представлен опыт работы дефектологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития по выявлению и коррекции нарушений формирования пространственной ориентировки.
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции
Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...
Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации
Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.
Социализация детей с расстройством аутистического спектра в пространстве дошкольной образовательной организации
Анализируются теоретические основы, воспитания, образования и социализации дошкольников с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации. Описаны методы с детьми с РАС. Анализируется эффективность используемых способов д...
Формирование познавательной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика предупреждения проблем в обучении у детей с задержкой психического развития
Статья посвящена изучению состояния познавательной сферы детей с задержкой психического развития, а также её изменений у выборки испытуемых посредством проектной деятельности.
Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи
В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.
Похожие статьи
Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии
В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...
Развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Представлено эмпирическое изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием. Приведено качественн...
Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития
В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.
Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития
Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Создание условий для формирования пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития
В статье представлен опыт работы дефектологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития по выявлению и коррекции нарушений формирования пространственной ориентировки.
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции
Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...
Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации
Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.
Социализация детей с расстройством аутистического спектра в пространстве дошкольной образовательной организации
Анализируются теоретические основы, воспитания, образования и социализации дошкольников с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации. Описаны методы с детьми с РАС. Анализируется эффективность используемых способов д...
Формирование познавательной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика предупреждения проблем в обучении у детей с задержкой психического развития
Статья посвящена изучению состояния познавательной сферы детей с задержкой психического развития, а также её изменений у выборки испытуемых посредством проектной деятельности.
Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи
В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.