Условия развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детском церебральном параличе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 09.04.2022

Статья просмотрена: 161 раз

Библиографическое описание:

Говорова, Н. В. Условия развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детском церебральном параличе / Н. В. Говорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 254-258. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90127/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье охарактеризованы проблемы подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в школе. Определены целевые ориентиры и направления в деятельности тьютора. Проанализированы нормативно-правовые особенности организации образовательной деятельности на современном этапе. Рассмотрена специфика построения инклюзивного образования в условиях дошкольного учреждения. Проведен теоретический анализ роли тьюторского сопровождения в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка с детским церебральным параличом на этапе дошкольного детства.

Ключевые слова : детский церебральный паралич, тьюторское сопровождение, инклюзивная среда, эмоциональное развитие, компоненты воспитательно-образовательной среды, тьютор, психолого-педагогическое сопровождение.

Начальный этап школьного обучения представляет собой один из наиболее важных этапов в личностном развитии. Его характеризуют преобразования особенностей социальной ситуации, определяющей детское развитие, изменение режима дня ребенка и организации детской деятельности в целом, окружения и социальных ролей, реализуемых ребенком в системе межличностного взаимодействия. Также характерно изменение системы требований, предъявляемых к ребенку и особенностям его поведения в общественных отношениях и в рамках образовательной деятельности. В ситуации нарушенного детского развития, значимость проблемы готовности ребенка к обучению в школе значительно повышается [3, с.245]. Это обусловлено тем, что дефекты в детском развитии повышают сложность адаптации ребенка к новым для него условиям жизнедеятельности, требуя создания доступной для него образовательной среды, разработанной в соответствии с особенностями детского развития и системы индивидуальных детских потребностей, а также с учетом выраженных у ребенка нарушений [7, с.98].

На современном этапе характерной для общества является тенденция к снижению показателей уровня здоровья населения в целом, и подрастающего поколения в частности. Так, при анализе статистических данных можно выделить выраженное снижение показателей здоровья российского населения, с ежегодным снижением количества детей, рожденных без нарушений в развитии [8].

К наиболее часто встречающимся заболеваниям относятся различные нарушения в деятельности центральной нервной системы, формирующие предпосылки для развития у ребенка более тяжелых «отягощенных» нарушений. Значительную группу среди детей с нарушениями в развитии составляют дети, которые имеют врожденные и приобретенные на ранних этапах детства заболевания, с различными повреждениями и нарушениями деятельности опорно-двигательного аппарата. Большая часть данной категории детей, представлена детьми с церебральным параличом.

Детский церебральный паралич, представляет собой заболевание, которое возникает на основе формирования и развития поражений в различных отделах головного мозга, на этапе перинатального детского развития, или при аномальном детском развитии на этапе новорожденности и раннего детства. Детский церебральный паралич характеризует выраженность расстройств, наблюдаемых в реализации двигательных и статокинетических функций, сопровождаемых психоречевыми, эмоциональными, познавательными, пространственными и сенсорными нарушениями [15, с.317].

Существенной проблемой детей с детским церебральным параличом, также как и всех других категорий детей с нарушениями, определяется нарушение эмоционального компонента, что в совокупности с первичным дефектом способствует нарушению адаптационного потенциала ребенка в социуме и снижает показатели его развития в целом. Отличительной особенностью детей с церебральным параличом является то, что при систематическом и комплексном психолого-педагогическом сопровождении, нарушения в развитии большинства сфер кроме двигательной, поддаются частичной коррекции и компенсируется [1, с.254].

Сложностью является то, что родители, не обладающие достаточной информацией об аспектах организации эффективного воспитания и образования своего «особого» ребенка, с низкой компетентностью в данной области, приоритетным рассматривают направление своей деятельности на коррекцию и компенсацию нарушений физического развития, которые у ребенка с детским церебральным параличом выражены в большей степени. При этом коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы достаточно внимания не уделяется.

Проблемой также является то, что сложность работы с данной категорией детей, с необходимостью создания для них доступной «безбарьерной» развивающей образовательной среды и разработки индивидуального программно-методического и методологического обеспечения процесса образовательной деятельности, снижает готовность образовательных учреждений уже на дошкольном этапе к их принятию на обучение. В результате, создаются предпосылки для отказа родителями от получения образования в дошкольном учреждении.

Следствием является ограничение межличностных контактов ребенка, со значительным сужением круга его общения. Окружение при этом представлено преимущественно членами семьи ребенка и близкими людьми. Также в данной ситуации усугубляются эмоционально-волевые нарушения. При эффективной организации работы по их коррекции, повышается уровень эффективности коррекционной деятельности в целом, увеличивается успешность детского развития, повышается готовность ребенка к обучению в школе, а также интеграции ребенка с детским церебральным параличом в общество [14, с.260].

Сензитивным этапом для эмоционального детского развития исследователи определяют период дошкольного детства. В аспекте формирования готовности ребенка с церебральным параличом к обучению в школе, проблема организации его воспитания и образования на этапе дошкольного детства приобретает особенную важность, наряду с выделением условий, обеспечивающих эффективное развитие эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детским церебральном параличе [1, с.254].

Следует отметить, что в соответствии с положениями Конституции РФ [5], а также Федерального закона «Об образовании в РФ» [12], норм закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» [13], Федеральных государственных стандартов [10], [11], Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [4], и других нормативных документов раскрывающих ориентиры организации образовательной деятельности и требования к ее результатам, определяются равные возможности в получении образования для всех категорий детей, вне зависимости от их индивидуально-личностных и физических особенностей. Соответственно, вне зависимости от сложности организации воспитательно- образовательного процесса все дети с нарушениями в развитии имеют гарантированное законом право на образование. В данном аспекте повышается актуальность создания условий для осуществления их обучения и воспитания в образовательных учреждениях.

В качестве одного из приоритетных направлений в организации работы с детьми при детском церебральном параличе, определяется реализация в рамках образовательно-воспитательной деятельности качественного инклюзивного образования, которое способствует их включению в среду социального общения. Особую значимость при этом имеет построение деятельности специалистов, с ее направлением на повышение качественных характеристик, увеличивающих эффективность жизнедеятельности ребенка с детским церебральным параличом и его семьи. Приоритетно при этом создание таких условий, которые будут исключать риск возникновения фактов нарушения, а также снижения эффективности жизнедеятельности других участников, которые включены в образовательную деятельность [9, с.142].

Перечисленными факторами определяется также значимость решения кадровой проблемы в дошкольных учреждениях, так как процесс формирования эффективной и результативной инклюзивной образовательной среды требуют включения в ее структуру дополнительных специалистов, в частности, тьютора, организующего тьюторское сопровождение.

Система тьюторского сопровождения, организованная в дошкольной образовательной организации, предполагает осуществление квалифицированным специалистом- тьютором — целенаправленной педагогической деятельности в области индивидуализации процесса образования ребенка с нарушениями в развитии с учетом его особенностей.

Главным ориентиром деятельности тьютора рассматривается организация работы по выявлению особенностей детского развития, с определением круга интересов ребенка и его мотивации и осуществлением при этом поиска наиболее эффективных образовательных технологий и ресурсов для коррекции выявленных нарушений. По результатам тьютор разрабатывает индивидуальную образовательную программу с описанием целевых ориентиров, задач и направлений деятельности в области сопровождения и развития ребенка. Непосредственно приоритетной целью при этом определяется создание условий, способствующих более успешному включению ребенка в пространственную среду с обеспечением наиболее полной поддержки и созданием системы организованного психолого-педагогического сопровождения [2, с.31].

В рамках тьюторского сопровождения специалистом решаются следующие задачи:

1) разрабатываются, формируются и реализуются в практической деятельности условия, повышающие эффективность воспитательно- образовательной деятельности и успешность детской социализации в инклюзивной среде;

2) создаются условия для раскрытия внутреннего потенциала детской личности;

3) реализуется индивидуальная программа развития ребенка, с учетом рекомендаций ПМПК и специфики построения работы с ребенком при детском церебральном параличе, с контролем динамики изменений;

4) разрабатываются, формируются и реализуются в практической деятельности условия по повышению инклюзивной культуры, с обеспечением соответствия образовательной развивающей среды детским особенностям;

5) разрабатывается, формируется и реализуется в практической деятельности методическое сопровождение коррекционной деятельности, с координированием деятельности участников инклюзивной среды (педагоги, узкие специалисты, родители, ребенок) [6, с.228]. То есть, в рамках тьюторской деятельности формируются условия для наиболее эффективного сочетания и применения специалистами различных приемов, методов, технологий и форм организации деятельности.

Также тьюторское сопровождение создает предпосылки для стимулирования полезной поведенческой активности ребенка с детским церебральным параличом в рамках системы межличностного взаимодействия и общения с окружающими, формируя и развивая при этом конструктивные коммуникативные навыки и повышая речевую детскую активность.

Следует отметить, что в деятельности тьютора важность имеет осуществление не только организованной психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка, с привлечением различных узких специалистов, но и организованное сопровождение его семьи, с просвещением родителей по проблемным вопросам, организацией практико-ориентированных занятий для родителей, с целью формирования у них комплекса практических навыков, повышающих эффективность их взаимодействия с ребенком [2, с.32].

Положительным аспектом деятельности тьютора определяется то, что в процессе ее реализации при создании оптимальных условий для детского развития, с учетом особенностей ребенка и специфики их проявления, успешно коррегируются нарушения эмоционального компонента детского развития. Это обусловлено тем, что тьютор, при осуществлении координирования всех компонентов системы организованного психолого-педагогического сопровождения ребенка, выполняет также функцию своеобразного связующего звена между ними [15, с.320].

Таким образом, при включении в кадровую структуру дошкольного учреждения тьютора, с созданием системы тьюторского сопровождения формируются условия для организации комплексного и системного построения воспитательно-образовательной деятельности, с эффективной реализацией комплекса различных условий (включая психологические, педагогические, социальные, коррекционные и пространственные), способствующих созданию инклюзивной среды, с успешным развитием и реабилитацией ребенка с детским церебральным параличом в условиях дошкольного учреждения.

При анализе специфики деятельности тьютора по сопровождению ребенка с детским церебральным параличом можно выделить, что он адаптирует среду дошкольного учреждения, выстраивая ее в соответствии с индивидуально-личностными особенностями детского развития, устраняя барьеры между ребенком и другими участниками образовательной системы. То есть тьютор способствует интеграции ребенка с детским церебральным параличом в социальную среду и гармоничному детскому развитию, с повышением результатов воспитательно-образовательной деятельности в целом. Перечисленными факторами определяется высокая значимость деятельности тьютора в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста при детским церебральном параличе. Соответственно, тьюторское сопровождение может рассматриваться в качестве одного из ключевых компонентов способствующих коррекции эмоциональных нарушений, формирующих предпосылки для повышения психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Литература:

  1. Атарщикова А. С. Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом. // В сборнике: Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией И. В. Белашевой, А. С. Лукьянова. Ставрополь, — 2021. — С.253–256.
  2. Баранова Г. А. Тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом. // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. — 2020. — № 1. — С.30–33.
  3. Говорова Н. В. Специфика подготовки к школе ребенка с детским церебральным параличом. // Вопросы устойчивого развития общества. — 2021. — № 9. — С.235–245.
  4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. / Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/71848426/#block_1000 (дата обращения: 26.03.2022).
  5. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 28.03.2022).
  6. Раарр-Ларгсс Л. О. Общие приёмы работы тьютора в разных образовательных ситуациях. // В сборнике: Научная парадигма — 2021. / Сборник научных трудов по материалам XXIX Международной научно-практической конференции. Анапа, — 2021. — С.227–234.
  7. Рудак И. В. Создание комфортной образовательной среды при инклюзивном обучении младших школьников с заболеванием ДЦП. // В сборнике: Научное и образовательное пространство в условиях вызовов современности. / Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, — 2021. — С.98–100.
  8. Семья. Материнство и детство. Заболеваемость детей по основным классам болезней. [Электронный ресурс] / URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (Дата обращения:04.04.2022).
  9. Сунцова А. С. К проблеме определения понятия инклюзивной образовательной среды. / А. С. Сунцова// В сборнике: Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве. материалы VI Международного интернет-симпозиума. Ставрополь, — 2020. — С.141–144.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]./ Режим доступа: URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения: 25.03.2022).
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]./ Режим доступа: URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo (дата обращения: 28.03.2022).
  12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]./ Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 28.03.2022).
  13. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. / Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/179146/ (дата обращения: 28.03.2022).
  14. Федотова М. А. Тьюторское сопровождение детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом. // В сборнике: Тьюторское сопровождение в системе общего, дополнительного и профессионального образования. / III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. — 2021. — С.259–263.
  15. Щербакова Н. А., Пустовалова Ю. А. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей с детским церебральным параличом. // В сборнике: Современная коррекционная педагогика и специальная психология в условиях общего, специального и инклюзивного образования: проблемы и решения. / Сборник научных статей I Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, — 2020. — С.317–321.
Основные термины (генерируются автоматически): детский церебральный паралич, детское развитие, образовательная деятельность, ребенок, дошкольное учреждение, нарушение, церебральный паралич, инклюзивная среда, категория детей, дошкольное детство.


Похожие статьи

Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей соблюдение требований ФГОС ДОО

В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера дошкольника и проблемы ее недоразвития. Предлагаются способы преодоления проблем недоразвития с применением психолого-педагогического инструментария. Дается описание мероприятий, направленных ...

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Экспериментальное исследование развития пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом в раннем возрасте

В статье рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с ДЦП в раннем возрасте. Обосновывается необходимость коррекционного обучения детей раннего возраста с ДЦП. Выявляются основные закономерности становления сенсорных,...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ

В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...

Музыкальная деятельность как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования в условиях инклюзии

В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.

Похожие статьи

Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей соблюдение требований ФГОС ДОО

В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера дошкольника и проблемы ее недоразвития. Предлагаются способы преодоления проблем недоразвития с применением психолого-педагогического инструментария. Дается описание мероприятий, направленных ...

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Экспериментальное исследование развития пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом в раннем возрасте

В статье рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с ДЦП в раннем возрасте. Обосновывается необходимость коррекционного обучения детей раннего возраста с ДЦП. Выявляются основные закономерности становления сенсорных,...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ

В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...

Музыкальная деятельность как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования в условиях инклюзии

В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.

Задать вопрос