Тьюторское сопровождение в адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (401) февраль 2022 г.

Дата публикации: 15.02.2022

Статья просмотрена: 627 раз

Библиографическое описание:

Борозинец, Д. В. Тьюторское сопровождение в адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе / Д. В. Борозинец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/401/88643/ (дата обращения: 16.12.2024).



Основным предметом изучения в данной статье является роль тьютора в адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе. Рассматриваются такие понятия, как «адаптация», «младший школьный возраст», «тьюторское сопровождение». Для успешной адаптации к обучению в школе, как незнакомой для детей жизненной ситуации, необходима поддержка, как со стороны учителя и родителей, так и помощь тьютора.

Ключевые слова: адаптация, ограниченные возможности здоровья, тьютор, младший школьный возраст.

С самого начала школьного периода у младших школьников начинается формирование их нового личностного и социального развития, связанного с практически полным изменением их привычного образа жизни. В этот период ребята привыкают к одноклассникам, к новым задачам и требованиям школы. Важная роль этого периода вхождения детей в непривычную для них жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью младшим школьников, но и комфортность дальнейшего пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению [5].

Этап младшего школьного возраста соотносится с активным развитием психики у детей, где следует упомянуть о развитии таких психических процессов, как память и мышление (в младшем школьном возрасте преобладает словесно-логический тип мышления). В этом возрасте у детей всё ещё доминирует непроизвольность реакций, но ребята уже начинают учиться сознательно управлять поведением и выполнять требования, обозначенные в обучении, то есть происходит развитие произвольности [1].

Низкий уровень готовности к школьному обучению — одна из характеристик отличающая детей с ограниченными возможностями здоровья от нормотипичных детей. Поэтому познавательная сфера данной категории младших школьников имеет отличительные особенности, влияющие на процесс их адаптации к обучению в школе.

При обращении к различным психолого-педагогическим источникам и к анализу педагогического опыта можно заметить, что у младших школьников данной категории часто отмечается пониженная работоспособность, выражающаяся в неустойчивости их внимания. Детям с ограниченными возможностями здоровья в первую очередь свойственна недостаточность и фрагментарность знаний об окружающем мире из-за трудностей процесса переработки информации, которая поступает через органы чувств [3]. Недостатки пространственного восприятия затрудняют обучение чтению и письму. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Такое взаимодействие у детей с ограниченными возможностями здоровья часто складывается неполноценным, поэтому на этапе адаптации к обучению в школе идёт эффективная и регулярная работа тьютора по сопровождению ученика в новую образовательную и социальную жизнь, в которой присутствуют разные учебные и внеучебные ситуации.

Приспособление человека к новым условиям жизни, деятельности, к новым социальным ролям называется адаптацией. Время на адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья школе зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка. Гораздо быстрее адаптация происходит у тех детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения: ДОУ, центры психокоррекционной поддержки.

Основная задача тьютора по адаптации к обучению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья увидеть ресурсы и дефициты, чтобы уже вместе с самим ребёнком найти пути решения возникающих в процессе учёбы проблем. Несмотря на большое количество существующих диагностических методик для оценивания тех или иных критериев адаптации можно сказать, что в работе тьютора главным методом будет являться наблюдение за ребёнком, которое должно быть дополнено медицинскими сведениями, личными данными о ребёнке и результатами диагностик. В своей работе по сопровождению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья тьютор будет оценивать параметры — моторные навыки, общение, речь, уровень развития когнитивной деятельности, особенности поведения и навыки самообслуживания. Критерием успешности работы будет являться постепенное снижение участия тьютора в жизни ребёнка по мере развития его самостоятельности, где большее место уже будет занимать общение со сверстниками и взаимодействие с педагогами. Содержание деятельности тьютора по сопровождению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья обуславливается многими факторами, в том числе:

1) классификацией нарушений развития,

2) активности ребёнка,

3) уровня готовности школы к развитию инклюзивной практики,

4) степени подготовки специалистов и педагогического коллектива,

5) заинтересованности и участием родителей в коррекционном процессе.

Тьютор занимается проработкой и поиском решений тех задач, которые стоят перед ребёнком с ограниченным возможностями здоровья в школе. Для этого специалисту нужно уметь определять позитивные и негативные факторы, которые влияют на ребёнка и правильно организовывать вокруг него предметно-развивающую среду. Поэтому во время адаптации проводится индивидуальная работа с ребёнком по формированию его мотивации к обучению. Во время адаптации нужно уделять особое внимание вхождению ребёнка с ограниченными возможностями в коллектив одноклассников. Часто у детей с нарушениями наблюдается незрелость форм межличностного взаимодействия и навыков налаживания контакта с другими ребятами [2]. В этом случае задача тьютора наблюдать за тем, как ребёнок общается и контактирует с другими детьми, например, во время прогулок, на переменах, в играх и в столовой. Ведь один из ведущих факторов успешной адаптации ребёнка в школе это общество сверстников, не отвергающее «особого» ребёнка.

Уже постепенно освоившись в новой среде, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья переходит на новый этап адаптации, где задачей будет являться снижение тревожности и напряжения у младшего школьника в процессе обучения. Работа тьютора на данном этапе заключается в поддержании мотивации ребёнка и возможности дать почувствовать ему свои успехи. Формирование эмоционально-положительного отношения к учёбе заключается в такой организации образовательного развития ребёнка, где большое значение придаётся саморефлексии и самостоятельной оценки ребёнком той деятельности, которая соотносится с его интересами и устремлениями [4].

В ходе тьюторского сопровождения у ребёнка должна увеличиваться доля самостоятельности при выполнении той или иной деятельности, а кроме того, постепенно налаживаться его способность взаимодействовать с другими взрослыми, в первую очередь с учителем, и с школьным коллективом. Стоит сказать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности. Нельзя допускать того, чтобы ребёнок привыкал к излишней помощи, иначе это спровоцирует нежелание достигать конечный и успешный результат в учёбе.

В ходе основных этапов тьюторского сопровождения проводится диагностика в процессе обучения ученика с ограниченными возможностями здоровья, даётся анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребёнка, при необходимости вносятся корректировки в ИОП (индивидуальная образовательная программа).

На каждом этапе тьюторского сопровождения специалист информирует родителей и всех участников образовательного процесса об успехах и неудачах в обучении и социализации ребенка с ограниченными возможностями, проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов сопровождения, а при необходимости тьютор организует консультации ребенка у ведущих специалистов: логопедов, дефектологов, психологов.

Подводя итог, главным критерием успешности и эффективности тьюторского сопровождения в адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе, если это возможно при определенном статусе ребенка, является выход тьютора из системы или уменьшение его влияния при работе с ребёнком.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: АК Проект, 2001.
  2. Ахметзянова А. И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья. — Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2017.
  3. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики. Под ред. В. А. Сластенина. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр Академия, 2008.
  4. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 2012.
  5. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Знание, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, младший школьный возраст, обучение, школа, время адаптации, жизненная ситуация, младший школьник, пространственное восприятие, этап адаптации.


Похожие статьи

Тьютор как связующее звено во взаимодействии специалистов различного профиля в процессе обучения детей с ОВЗ

В данной статье рассматривается вопрос тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, роль, функции и цели в работе тьютера, как связующего звена между специалистами различного профиля в организации их совместной педагогической деятельности. Данная проблема ...

Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на примере дисциплин психологического цикла

В связи с тем, что понятие инклюзивного образования приобрело широкое распространение, те учащиеся, которые раньше были переданы на обеспечение специализированных школ, теперь могут быть включены в общий образовательный поток. Однако достаточно часто...

Непрерывное образование детей из неполных семей: важность мониторинга в образовательном процессе

В статье рассматривается понятие неполной семьи и оценивается влияние мониторинга на образовательный процесс детей, воспитывающихся в неполных семьях. Мониторинг определяется как систематический процесс сбора, анализа и применения информации для адап...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Использование игровых технологий в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена применению игровых технологий в процессе становления навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Коммуникативные навыки у таких детей развиты плохо, необходима специальная работа, направленна...

Адаптация игр в домашней среде для ребенка раннего возраста с особыми потребностями

Адаптация домашней среды — неотъемлемая часть воспитания любого ребёнка. Каждый родитель, готовясь к рождению ребёнка так или иначе подготавливает для него домашнюю среду. Но, когда в семье рождается ребёнок с нарушенным развитием, появляется необход...

Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается тьюторское сопровождение дошкольников с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации. Тьюторское сопровождение представлено как механизм эффективного функционирования системы «дошкольник с РАС...

Профилактика школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматривается актуальная проблема профилактики школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития. В настоящее время у выпускников детского сада нередко возникают трудности в период обучения в начальной школе, связанные...

Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы

Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...

Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде

В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...

Похожие статьи

Тьютор как связующее звено во взаимодействии специалистов различного профиля в процессе обучения детей с ОВЗ

В данной статье рассматривается вопрос тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, роль, функции и цели в работе тьютера, как связующего звена между специалистами различного профиля в организации их совместной педагогической деятельности. Данная проблема ...

Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на примере дисциплин психологического цикла

В связи с тем, что понятие инклюзивного образования приобрело широкое распространение, те учащиеся, которые раньше были переданы на обеспечение специализированных школ, теперь могут быть включены в общий образовательный поток. Однако достаточно часто...

Непрерывное образование детей из неполных семей: важность мониторинга в образовательном процессе

В статье рассматривается понятие неполной семьи и оценивается влияние мониторинга на образовательный процесс детей, воспитывающихся в неполных семьях. Мониторинг определяется как систематический процесс сбора, анализа и применения информации для адап...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Использование игровых технологий в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена применению игровых технологий в процессе становления навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Коммуникативные навыки у таких детей развиты плохо, необходима специальная работа, направленна...

Адаптация игр в домашней среде для ребенка раннего возраста с особыми потребностями

Адаптация домашней среды — неотъемлемая часть воспитания любого ребёнка. Каждый родитель, готовясь к рождению ребёнка так или иначе подготавливает для него домашнюю среду. Но, когда в семье рождается ребёнок с нарушенным развитием, появляется необход...

Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается тьюторское сопровождение дошкольников с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации. Тьюторское сопровождение представлено как механизм эффективного функционирования системы «дошкольник с РАС...

Профилактика школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматривается актуальная проблема профилактики школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития. В настоящее время у выпускников детского сада нередко возникают трудности в период обучения в начальной школе, связанные...

Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы

Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...

Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде

В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...

Задать вопрос