Основным предметом изучения в данной статье является роль тьютора в адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе. Рассматриваются такие понятия, как «адаптация», «младший школьный возраст», «тьюторское сопровождение». Для успешной адаптации к обучению в школе, как незнакомой для детей жизненной ситуации, необходима поддержка, как со стороны учителя и родителей, так и помощь тьютора.
Ключевые слова: адаптация, ограниченные возможности здоровья, тьютор, младший школьный возраст.
С самого начала школьного периода у младших школьников начинается формирование их нового личностного и социального развития, связанного с практически полным изменением их привычного образа жизни. В этот период ребята привыкают к одноклассникам, к новым задачам и требованиям школы. Важная роль этого периода вхождения детей в непривычную для них жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью младшим школьников, но и комфортность дальнейшего пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению [5].
Этап младшего школьного возраста соотносится с активным развитием психики у детей, где следует упомянуть о развитии таких психических процессов, как память и мышление (в младшем школьном возрасте преобладает словесно-логический тип мышления). В этом возрасте у детей всё ещё доминирует непроизвольность реакций, но ребята уже начинают учиться сознательно управлять поведением и выполнять требования, обозначенные в обучении, то есть происходит развитие произвольности [1].
Низкий уровень готовности к школьному обучению — одна из характеристик отличающая детей с ограниченными возможностями здоровья от нормотипичных детей. Поэтому познавательная сфера данной категории младших школьников имеет отличительные особенности, влияющие на процесс их адаптации к обучению в школе.
При обращении к различным психолого-педагогическим источникам и к анализу педагогического опыта можно заметить, что у младших школьников данной категории часто отмечается пониженная работоспособность, выражающаяся в неустойчивости их внимания. Детям с ограниченными возможностями здоровья в первую очередь свойственна недостаточность и фрагментарность знаний об окружающем мире из-за трудностей процесса переработки информации, которая поступает через органы чувств [3]. Недостатки пространственного восприятия затрудняют обучение чтению и письму. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Такое взаимодействие у детей с ограниченными возможностями здоровья часто складывается неполноценным, поэтому на этапе адаптации к обучению в школе идёт эффективная и регулярная работа тьютора по сопровождению ученика в новую образовательную и социальную жизнь, в которой присутствуют разные учебные и внеучебные ситуации.
Приспособление человека к новым условиям жизни, деятельности, к новым социальным ролям называется адаптацией. Время на адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья школе зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка. Гораздо быстрее адаптация происходит у тех детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения: ДОУ, центры психокоррекционной поддержки.
Основная задача тьютора по адаптации к обучению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья увидеть ресурсы и дефициты, чтобы уже вместе с самим ребёнком найти пути решения возникающих в процессе учёбы проблем. Несмотря на большое количество существующих диагностических методик для оценивания тех или иных критериев адаптации можно сказать, что в работе тьютора главным методом будет являться наблюдение за ребёнком, которое должно быть дополнено медицинскими сведениями, личными данными о ребёнке и результатами диагностик. В своей работе по сопровождению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья тьютор будет оценивать параметры — моторные навыки, общение, речь, уровень развития когнитивной деятельности, особенности поведения и навыки самообслуживания. Критерием успешности работы будет являться постепенное снижение участия тьютора в жизни ребёнка по мере развития его самостоятельности, где большее место уже будет занимать общение со сверстниками и взаимодействие с педагогами. Содержание деятельности тьютора по сопровождению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья обуславливается многими факторами, в том числе:
1) классификацией нарушений развития,
2) активности ребёнка,
3) уровня готовности школы к развитию инклюзивной практики,
4) степени подготовки специалистов и педагогического коллектива,
5) заинтересованности и участием родителей в коррекционном процессе.
Тьютор занимается проработкой и поиском решений тех задач, которые стоят перед ребёнком с ограниченным возможностями здоровья в школе. Для этого специалисту нужно уметь определять позитивные и негативные факторы, которые влияют на ребёнка и правильно организовывать вокруг него предметно-развивающую среду. Поэтому во время адаптации проводится индивидуальная работа с ребёнком по формированию его мотивации к обучению. Во время адаптации нужно уделять особое внимание вхождению ребёнка с ограниченными возможностями в коллектив одноклассников. Часто у детей с нарушениями наблюдается незрелость форм межличностного взаимодействия и навыков налаживания контакта с другими ребятами [2]. В этом случае задача тьютора наблюдать за тем, как ребёнок общается и контактирует с другими детьми, например, во время прогулок, на переменах, в играх и в столовой. Ведь один из ведущих факторов успешной адаптации ребёнка в школе это общество сверстников, не отвергающее «особого» ребёнка.
Уже постепенно освоившись в новой среде, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья переходит на новый этап адаптации, где задачей будет являться снижение тревожности и напряжения у младшего школьника в процессе обучения. Работа тьютора на данном этапе заключается в поддержании мотивации ребёнка и возможности дать почувствовать ему свои успехи. Формирование эмоционально-положительного отношения к учёбе заключается в такой организации образовательного развития ребёнка, где большое значение придаётся саморефлексии и самостоятельной оценки ребёнком той деятельности, которая соотносится с его интересами и устремлениями [4].
В ходе тьюторского сопровождения у ребёнка должна увеличиваться доля самостоятельности при выполнении той или иной деятельности, а кроме того, постепенно налаживаться его способность взаимодействовать с другими взрослыми, в первую очередь с учителем, и с школьным коллективом. Стоит сказать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности. Нельзя допускать того, чтобы ребёнок привыкал к излишней помощи, иначе это спровоцирует нежелание достигать конечный и успешный результат в учёбе.
В ходе основных этапов тьюторского сопровождения проводится диагностика в процессе обучения ученика с ограниченными возможностями здоровья, даётся анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребёнка, при необходимости вносятся корректировки в ИОП (индивидуальная образовательная программа).
На каждом этапе тьюторского сопровождения специалист информирует родителей и всех участников образовательного процесса об успехах и неудачах в обучении и социализации ребенка с ограниченными возможностями, проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов сопровождения, а при необходимости тьютор организует консультации ребенка у ведущих специалистов: логопедов, дефектологов, психологов.
Подводя итог, главным критерием успешности и эффективности тьюторского сопровождения в адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе, если это возможно при определенном статусе ребенка, является выход тьютора из системы или уменьшение его влияния при работе с ребёнком.
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: АК Проект, 2001.
- Ахметзянова А. И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья. — Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2017.
- Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики. Под ред. В. А. Сластенина. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр Академия, 2008.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 2012.
- Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Знание, 2016.