В связи с тем, что понятие инклюзивного образования приобрело широкое распространение, те учащиеся, которые раньше были переданы на обеспечение специализированных школ, теперь могут быть включены в общий образовательный поток. Однако достаточно часто обсуждается проблема недостатка необходимых знаний и навыков у учителей, работающих в инклюзивной среде. Данная статья представляет результаты подготовки будущих педагогов к работе в инклюзивной среде на примере дисциплин психологического цикла.
Ключевые слова: инклюзивное образование;обучение педагогов; знания; навыки; обучение; педагогика.
Реформы в сфере образования в нашей стране имеют все более гуманистическую направленность. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что для каждого ребенка необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Таким образом, речь идет об устранении барьеров между коррекционными и обычными классами в массовой школе, а также между специальными учреждениями и массовой школой, куда доступ некоторым категориям детей-инвалидов прежде был закрыт. Инклюзивное образование — более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.
Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт. В западных странах система инклюзивного образования на гораздо более высоком уровне и теоретически лучше разработана. Можно отметить такие труды, как «Совершенствование образования» (Improving Education. The Promise of Inclusive Schools) Национального Института совершенствования городского образования США, «Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах» (Sue Stubbs. Inclusive Education Where There are few resources, 2002) и др.
Вопросами инклюзивного образования занимались D. L. Ferguson, G. Meyer, L.Jeanchild, L. Juniper, И. И. Лошакова, Е. Р. Ярская-Смирнова, Д. В. Зайцев, В. Р. Шмидт.
Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья исследовались Л. И. Акатовым, В. В. Лебединским, Е. М. Мастюковой, М. С. Певзнер и др.
Вопросы готовности будущего педагога разрабатывали ученые Л. А. Кандыбович, М. И. Дьяченко и др.
Специфика готовности к педагогическому труду отражена в исследованиях Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Е. Г. Шаина и др.
Профессиональная педагогическая подготовка студентов — процессирезультат освоения субъектами обучения системы профессиональных знаний; развития методологической культуры, формирования основных общепедагогических умений (аналитико-диагностических, проектировочных, прогностических, конструктивно-организационных, коммуникативных, рефлексивных), развития важнейших профессионально-личностных качеств (любви к детям, эмпатии, толерантности, рефлексии, эмоциональной устойчивости и др.), становления на этой основе профессиональных ценностных ориентаций и личного педагогического кредо.
Результатомпрофессиональной подготовки является готовность специалиста, владеющего системой профессиональных знаний, основными общепедагогическими умениями, развившего во время обучении в вузе свои профессионально-личностные качества, профессионально ценностные ориентации и имеющего личное педагогическое кредо.
На основании выше сказанного мы определяем готовность будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования, как совокупность знаний и представлений об особенностях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, владение способами и приемами работы с этими учениками в условиях инклюзивного образования, а также сформированность определенных личностных качеств, обеспечивающих устойчивую мотивацию к данной деятельности.
Мы выделяем следующие компоненты готовности будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования:
- мотивационный — это совокупность стойких мотивов к работе в условиях инклюзивного образования, направленность к осуществлению эффективного процесса обучения, признание каждого ученика субъектом учебной деятельности, формирование внутренней готовности к позитивному восприятию учеников с ограниченными возможностями здоровья;
- когнитивный — система знаний и представлений о проблеме инвалидности, особенностях психического и физического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенностях построения педагогического процесса с такими учащимися;
- креативный — отражает творческую активность и личностные особенности педагога, позволяющие создавать новые материальные и духовные ценности, а так же развивать творческий потенциал учащихся с ограниченными возможностями, руководствуясь их возможностями;
- деятельностный — состоит из способов и приемов реализации профессионально-педагогических знаний в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и предполагает формирование у будущих учителей соответствующих профессиональных компетенций.
Однако многие учителя не имеют специальной подготовки к работе с детьми с различными отклонениями. Более того, наши исследования показали, что проблема подготовки педагогов к работе с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования в вузах недостаточно разработана.
Для достижения этой цели была разработана модель подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, которая включает в себя три взаимосвязанных блока.
- Учебные дисциплины «Возрастная и педагогическая психология», «Основы специальной педагогики и психологии»;
- курсы по выбору «Психодиагностика», «Конфликтология»;
- прохождение психолого-педагогической и непрерывной производственной практики в средних образовательных учреждениях комбинированного типа, где имеются классы коррекции, компенсации и выравнивания.
Учебная дисциплина «Возрастная и педагогическая психология» знакомит студентов с понятиями «норма», «возрастная норма», формирует способность прогнозировать, проектировать, конструировать, планировать, организовывать, рефлексировать педагогическую деятельность, обеспечивающую развитие личности ребенка с особыми образовательными потребностями, формирует готовность к психолого-педагогическому сопровождению процессов формирования общей культуры личности, социализации и профессионального самоопределения лиц с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования; готовит к взаимодействию с другими специалистами в рамках создания единого коррекционного психолого-педагогического пространства, обеспечивающего образование и социализацию лиц с отклонениями в развитии; создает способность проводить систематическую работу с родителями путем вовлечения их в решение реабилитационных и коррекционно-педагогических задач обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Основной целью учебной дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» является подготовка будущих педагогов к осуществлению психологической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующую систему задач:
- изучить проблемы нарушений в психофизическом развитии детей дошкольного и школьного возраста и инклюзивного образования в целом;
- ознакомить со схемой диагностического обследования детей с проблемами в развитии различных категорий;
- овладеть методами психологической коррекции отклонений в развитии детей различного возраста;
- разработать программы работы для педагогов по изучаемой проблеме;
- закрепить полученные теоретические знания и применять их на практике.
Курс охватывает достаточно широкий диапазон тем, начиная с основ работы с детьми с проблемами в развитии, их диагностики и заканчивая рассмотрением особенностей коррекционно-развивающей, профилактической и реабилитационной работы с данной категорией детей. Особое внимание уделяется практическим аспектам работы с детьми с различными видами отклонений: нарушением зрения, слуха, интеллекта, задержкой психического развития и ранним детским аутизмом, а также нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Цель курсов по выбору «Психодиагностика», «Конфликтология» заключается в формировании следующих умений:
1. способность проводить комплексное психолого-педагогическое изучение ребенка, имеющего отклонения в развитии, ориентированное на определение целей, задач и направлений коррекционной работы;
2. способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;
3. готовность применять рекомендованные методы диагностики;
4. способность конструктивно решать конфликты между детьми, имеющими отклонения в развитии, и другими учащимися.
Практическим применением полученных знаний, умений и навыков стало прохождение психолого-педагогической и непрерывной производственной практики в массовых средних общеобразовательных учреждениях комбинированного типа, предусмотренной ГОС ВПО II и III поколения.
Таким образом, решение проблемы подготовки будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволит интенсивно вводить инклюзивное обучение в стране; повысит уровень профессиональной компетентности выпускников, т. е. удовлетворит запросы всех потребителей образовательных услуг — личности, общества, государства.
Литература:
1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л. И. Акатов. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
2. Зайцев, Д. В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Д. В. Зайцев // Педагогика. 2003. — № 1. — С. 21–30.
3. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие/ В. В. Лебединский –– М.: Издательство Московского университета, 1985
4. Лошакова, И. И. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов/ И. И. Лошакова, Е. Р. Ярская-Смирнова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. —— Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. ——С. 15–21
5. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция: Учебное пособие / Е. М. Мастюкова. –– М..: Просвещение, 1992. — 95 с.:
6. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития/ М. С. Певзнер // Дефектология. -1972. — № 3. — С. 3–9. Шмидт, В. Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учебно-методическое пособие / В. Р. Шмидт. —— М., 2006.
7. Ferguson, D. L. Improving Education: The Promise of Inclusive Schooling.Education/ D. L. Ferguson, A. Desjarlais, G. Meyer.- Newton: Development Center, MA. National Inst. For Urban School Improvement.,2000.- 96 p.
8. Ferguson, D.L., (1992) Figuring out what to do with groupings: How teachers make inclusion «work» for students with disabilities/ D. L. Ferguson, G. Meyer, L.Jeanchild, L. Juniper, J. Zingo // Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps. ——No 17. —— 1992. ——P. 218–226.
9. Stubbs, S. Inclusive Education. Where there are few resources. / S. Stubbs /- Oslo:The atlas alliance. 2008. — 155 p.