В статье рассмотрена проблема подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной неполноценностью. Проанализировано состояние этой проблемы в психолого-педагогической литературе, раскрыты различные теоретические подходы к подготовке будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной неполноценностью.
Ключевые слова: подготовка будущих педагогов-психологов, дети с интеллектуальной недостаточностью, компетенции, педагогическая ситуация.
The article considers the problem of training future teachers-psychologists to work with children with intellectual disability. Analyzed the state of this problem in psychological and pedagogical literature, discloses various theoretical approaches to the training of future teachers-psychologists to work with children with intellectual disability.
Keywords: the preparation of future teachers-psychologists, children with intellectual disabilities, competence, pedagogical situation.
Теоретический анализ российских и зарубежных источников, посвященных изучению проблемы профессиональной подготовки специалистов, работающих с детьми с интеллектуальной недостаточностью, показал наличие изменений в политике государства в области обучения и воспитания таких детей. В последнее десятилетие возросла потребность в специалистах, профессионально подготовленных к обеспечению гармоничного развития личности детей с интеллектуальной недостаточностью, повысилась значимость психолого-педагогического сопровождения таких детей в процессе обучения в образовательных учреждениях.
Вместе с тем современные ученые (А. Р. Маллер, И. М. Яковлева, Т. А. Стеганцева и др.) указывают на то, что подготовка специалистов в ВУЗе, в том числе педагогов-психологов, к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью сегодня не полностью отвечает потребностям реальной педагогической практики [2]. В частности, И. М. Яковлева отмечает, что около 75 % студентов, закончивших вуз по педагогическим и психологическим специальностям, сталкиваясь в своей профессиональной деятельности с вопросами психолого-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью, не обладают достаточным количеством знаний, необходимых для работы с такой категорией детей. Отсутствие этих знаний, по мнению И. М. Яковлевой, может привести к неправильному выстраиванию направлений психолого-педагогической помощи таким детям, использованию технологий, не всегда соответствующих уровню интеллектуального дефекта в развитии детей [7]. Это подтверждает необходимость особого внимания к вузовскому этапу подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
В психолого-педагогической литературе представлено несколько подходов к изучению проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. В работах Е. В. Бондаревской, И. А. Колесниковой, Н. В. Кузьминой подготовка специалистов в ВУЗе, в том числе будущих педагогов-психологов, рассматривается через понятие компетентность. Под компетентностью понимается сложное личностное качество, интегрирующее представление о цели и качестве профессиональной деятельности, профессиональном мастерстве субъекта ее осуществляющего. Раскрывая структуру и иерархию компетентностей, исследователи (О. А. Акулова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына, С. В. Кульневич) выделяют:
- ключевые компетентности, связанные с успехом личности в быстро меняющемся мире;
- базовые компетентности, отражающие специфику профессиональной деятельности;
- специальные компетентности, отражающие специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности [2].
Ключевые компетентности, считает С. В. Кульневич, это личные цели студента, личные смыслы его образования и профессиональной деятельности, это субъективный опыт человека, имеющий личностный смысл. Базовые компетентности позволяют специалисту решать типовые профессиональные задачи в стандартной ситуации. Специальные (профессионально-ориентированные) компетентности формируют начала специализации и навыки научно-исследовательской деятельности специалиста [2].
К ключевым компетентностям специалистов в области психолого-педагогической работы С. В. Кульневич относит систему научных знаний, умений и навыков, позволяющих решать сложные профессиональные задачи на основе гуманистических ценностей личности. Базовая компетентность специалиста в области психолого-педагогической работы определяется как видение проблем клиента в контексте психологических, социальных и коммуникативных связей личности с обществом и культурой [2]. Специальные компетентности будущих педагогов-психологов определены С. В. Кульневич как осуществление профессионального взаимодействия с приоритетом педагогических целей развития личности, с учетом индивидуальности клиента, на основе принципов превентивного подхода, максимизации социальных ресурсов, активизации клиента.
Другой подход к подготовке будущих педагогов-психологов предлагает А. М. Митяеева. Важным условием подготовки педагогов-психологов к будущей профессиональной деятельности исследователь называет педагогическую ситуацию, которая создается для активного проявления качеств, необходимых для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Педагогическая ситуация, согласно взглядам А. М. Митяеевой, должна носить практико-ориентированный характер и конструироваться на основе особенностей будущей профессиональной деятельности, с одной стороны, и, «контекстом» жизни студентов с другой. Митяеева обращает внимание на то, что использование этого педагогического приема способствует развитию у будущих педагогов-психологов гуманистической направленности профессиональной деятельности, а также умения общаться, взаимодействовать, выделять главное, осуществлять выбор на основе имеющейся информации и нести ответственность за качественный результат проведенной работы [3].
И. А. Руднева, описывая собственный опыт профессиональной подготовки специалистов социального и специального образования, значительную роль отводит использованию видеоматериалов, фрагментов документальных и художественных фильмов, иллюстрирующих проблемы детей с интеллектуальной недостаточностью, презентаций и опорных конспектов различных акций, проектов и программ, посвященных методам и технологиям работы педагога-психолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Подобные материалы, по мнению И. А. Рудневой, помогают будущим специалистам осознать необходимость профессиональной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью и повысить уровень своих знаний о методах и технологиях преодоления проблем в развитии детей с интеллектуальной неполноценностью [4].
Подводя итог рассмотрению проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, подчеркнем, что эта проблема привлекает многих современных исследователей, разрабатываются новые подходы к организации профессиональной подготовки специалистов психолого-педагогических специальностей и направлений. Однако комплексная модель подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, которая бы включала различные компоненты профессиональной подготовки таких специалистов, в настоящее время только начинает разрабатываться, представляя собой актуальную задачу теории и методики профессионального образования.
Литература:
1. Гура В. В. Компетентностная парадигма подготовки социальных педагогов // Социальная педагогика: традиции и инновации: материалы Всерос. конгр. соц. педагогов с междунар. участием / под ред. М. А. Галагузовой. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. — Ч. 2. — С. 61–66.
2. Маллер А. Р. Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: программа курсов повышения квалификации / А. Р. Маллер. — М.: АПК и ППРО, 2005. — 28 с.
3. Митяева А. М. Подготовка компетентного специалиста в многоуровневом высшем гуманитарном образовании // Гуманитарные науки и образование: материалы конф. / науч. ред. Ю. Н. Столяров. — Орел: Орлов. гос. ин-т искусств и культуры, 2008. — С. 10–16.
4. Руднева И. А. К проблеме профессиональной подготовки специалистов социального и специального образования // Специальное и интегрированное образование: организация, содержание, технологии. Материалы I международного научно-методического семинара. Волгоград, 27–28 октября 2011 года / сост. е.А. Лапп, Е. В. Шипилова, М. А. Дворецкая. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. — С. 23–29.
5. Щелина Т. Т. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов сельских школ, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.// Современная психология в экономике, политике социальной сфере: Материалы IV Международной научно-практической конференции 25 ноября 2008. — Н. Новгород: НФ ИБП, 2009. — С. 85–88.
6. Щелина Т. Т., Самойленко Е. В. Проблемы инклюзивного образования в контексте подготовки учителей к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной среде. // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Состояние и перспектива развития коррекционной педагогики и психологии в образовании России: современные тенденции, опыт развития». — Чебоксары: Научно-издательский центр «Articulus-инфо», 2013. — С. 631–634.
7. Яковлева И. М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / И. М. Яковлева // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. — 2009. — № 4. — С. 114–118.
8. Яковлева И. М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога в системе непрерывного педагогического образования: автореф…дис. канд. пед. наук. — М.: 2010. — 45 с.