Сравнительный анализ уровня готовности студентов — будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.06.2022

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Скотникова, Т. И. Сравнительный анализ уровня готовности студентов — будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / Т. И. Скотникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 526-527. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92405/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: инклюзивная готовность будущих педагогов, система образования, высшее образование.

Преобразования и интенсификация — именно этим характеризуется Российского образования в современных реалиях. Можно наблюдать значительную тенденцию к формированию инновационных процессов, реформирующих систему образования Российской Федерации.

В настоящее время на систему образования значительное влияние оказывают внешние факторы, предъявляются новые требования, увеличение количества которых вызвано рядом факторов мирового развития. К ним прежде всего можно отнести форсирование темпов развития самого общества в целом, что требует готовить учащихся к жизни в быстро меняющихся условиях. Кроме того, в этих условиях активно расширяется межкультурное взаимодействие, что диктует требование сфокусироваться на таких качествах выпускника, как коммуникабельность и толерантность. [2]

Глобальные проблемы требуют от молодежи современного мышления в условиях динамичного развития экономики и глубоких структурных изменений в сфере занятости, жизненно важной становится потребность в самообразовании, повышении собственной профессиональной квалификации и переподготовке для наиболее эффективного становления в текущих условиях. Данный фактор обусловливает необходимость формирования у выпускников школ высокого уровня мотивации, а также способности к обучению на протяжении всей жизни.

Широкий спектр возможностей в социальной и политической сфере, демократизация и гуманизация социальных отношений ставят школу перед необходимостью формировать готовность граждан к такому выбору, в частности подписание и необходимость ратификации Конвенции о правах инвалидов отражается на изменении принципиальных подходов к содержанию, организационным формам и методической составляющей в системе образования Российской Федерации. [1]

Становление категории «готовность к работе» или «компетентность» имеет сравнительно недолгую научную проработку.

В 1960–1970 гг. начинается первый этап становления категории «компетентность» (согласно работам И. А. Зимней). Этот этап характеризуется введением в научный мир понятия «компетенция» как отдельной категории, созданием предпосылок для разграничения понятий «компетенция» и «компетентность».

Следующий (второй) этап (1970–1990 гг.) характеризуется введением и широким использованием категорий «компетенция», «компетентность» в теоретических и практических работах. Также на этом этапе разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности».

Третий этап становления категории «компетентность» начинается с 1990 гг. Он характеризуется появлением работ А. К. Марковой, в которых профессиональная компетентность становится предметом научного рассмотрения. В этот же период Л. М. Митиной было рассмотрено понятие «педагогическая готовность». Согласно ее исследованиям, педагогическая готовность включает в себя «знания, умения, навыки, а также способы и прием их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности». [3]

Данное определение дает возможность представить в структуре педагогической (психолого-педагогической) компетентности три подструктуры:

— деятельностную (знания, умения, навыки и индивидуальные способы самостоятельного и ответственного осуществления педагогической деятельности);

— коммуникативную (знания, умения, навыки и способы творческого осуществления педагогического общения);

— личностную (потребность в саморазвитии, а также знания, умения, навыки самосовершенствования).

В современной системе образования понятие «педагогическая готовность» не сформулировано в полной мере. Одни специалисты понимают под этим понятием группы знаний, умений и навыков, представленных в определенной системе, другие — как одну из ступеней профессионализма.

Кроме того, в научном обществе недостаточно разработан аппарат подготовки студентов к работе в условиях инклюзивного образования, в следствие чего возникает противоречие между социальной и профессиональной необходимостью формирования инклюзивной готовности будущих педагогов в учреждении высшего образования и неразработанностью педагогических условий и методических подходов реализации этого процесса, его научно-методического обеспечения. [1]

Для исследования уровня готовности студентов-педагогов к работе в условиях инклюзии нами была разработана анкета. Анкета состоит из 12 вопросов, из них: 3 — на проверку деятельностной подструктуры; 3 — на проверку коммуникативной подструктуры; 3 — на проверку личностной подструктуры и 3 вводных вопроса.

В исследовании принимали участие студенты-бакалавры факультета русской филологии и культуры со 2 по 4 курсы заочной формы обучения, студенты-бакалавры факультета социального управления (в структуре института педагогики и психологии) со 2 по 4 курсы заочной формы обучения, студенты-бакалавры дефектологического факультета со 2 по 4 курсы очной формы обучения.

Всего в исследование приняли участие 60 человек.

Как показало исследование, наибольший уровень сформированности деятельностной компетенции показывают студенты дефектологического факультета. Мы предполагаем, что это связано с особенностями профильного обучения студентов. При этом студенты факультета социального управления (в структуре института педагогики и психологии) показывают сравнительно высокие результаты по развитию коммуникативной компетенции.

Исходя из данных, можно сделать вывод, что личностная компетенция значительно снижена у студентов всех трех факультетов.

На основе результатов, полученных в исследовании, мы считаем, что дидактическая модель формирования инклюзивной готовности будущих педагогов в учреждении высшего образования, органически встроенная в образовательный процесс и реализуемая посредством педагогической метапредметной компетентностно-контекстной технологии предполагает содержательное преобразование учебных дисциплин (органичное включение материала, ориентированного на позиционирование ценностей и принципов инклюзивного образования, в содержание и структуру различных учебных дисциплин, наполнение инклюзивным содержанием всего арсенала используемых в образовательном процессе методов обучения; использование внеаудиторных форм учебной деятельности будущих педагогов и их методическое обеспечение.

Целевым компонентом модели формирования инклюзивной готовности будущих педагогов является формирование комплекса академических, профессиональных и социально-личностных компетенций, определяющих содержательное наполнение компонентов инклюзивной готовности педагогов.

Дидактическая модель формирования инклюзивной готовности будущих педагогов должна обеспечивать условия перехода знаний в сформированное профессиональное намерение принимать всех участников инклюзивного образовательного пространства, организовывать их общение и взаимодействие, проводить анализ образовательной ситуации через призму их позиций и интересов.

Литература:

  1. Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л. М. Митина. — Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Нестор-История», 2014. — 376 с c. — Текст: непосредственный.
  2. Хитрюк, В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов: результативность дидактической модели / В. В. Хитрюк. — Текст: электронный // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология.: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-inklyuzivnoy-gotovnosti-buduschih-pedagogov-rezultativnost-didakticheskoy-modeli (дата обращения: 30.05.2022).
  3. Печеркина, А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2011. — 233 c. — Текст: монография.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивная готовность будущих педагогов, система образования, высшее образование, дефектологический факультет, дидактическая модель формирования, заочная форма обучения, инклюзивное образование, Российская Федерация, социальное управление, структура института педагогики.


Ключевые слова

высшее образование, система образования, инклюзивная готовность будущих педагогов

Похожие статьи

От теории до практики: изучение психолого-педагогической готовности учителя к педагогической деятельности в условиях инклюзии

В статье представлено краткий обзор изучения психолого-педагогической готовности учителя в условиях инклюзивного образования.

Организация подготовки учителей иностранного языка для работы в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается вопрос формирования инклюзивной компетентности учителя иностранного языка, чтобы организовать их работу в условиях инклюзивного образования.

Готовность современной школы к реализации инклюзивного подхода в образовании

В статье представлен опыт исследования круга проблем, с которыми сталкивается современное образовательное учреждение, реализующее инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Развитие компенсаторной компетенции в системе платных дополнительных образовательных услуг

В данной статье проводится исследование уровня сформированности компенсаторных умений среди обучающихся на платных языковых курсах.

Готовность педагогов к работе с учащимися с ОВЗ как фактор эффективности инклюзивного образования

Статья содержит результаты исследования готовности педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ и ее взаимосвязи с показателями деятельности учителя в условиях инклюзивного образования.

К вопросу о подготовке педагогов к организации инклюзивного образовательного процесса

В статье раскрываются существующие в России теоретические подходы к определению специфики деятельности педагога инклюзивного образования, выявляются проблемы подготовки педагогических кадров к этому виду профессиональной деятельности и определяются о...

Инновационный подход к профессиональной подготовке педагогов дошкольных образовательных организаций

В данной статье рассматриваются теоретические вопросы создания модели непрерывного профессионального развития педагогов дошкольного образования.

Развитие дистанционного образования в системе повышения квалификации как инновации образовательной среды

Рассматривается дистанционное образование как инновация в образовательной среде. Раскрывается специфика организации дистанционного образования в современных условиях.

Компетентностный подход в подготовке конкурентоспособного специалиста

В статье актуализируются основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей.

Компетентностный подход в реализации идеи непрерывного образования в системе повышения квалификации учителей музыки

Рассматриваются вопросы совершенствования системы повышения квалификации учителей музыки в контексте современных требований к профессиональной подготовке компетентных специалистов. Одним из условий эффективности системы повышения квалификации являетс...

Похожие статьи

От теории до практики: изучение психолого-педагогической готовности учителя к педагогической деятельности в условиях инклюзии

В статье представлено краткий обзор изучения психолого-педагогической готовности учителя в условиях инклюзивного образования.

Организация подготовки учителей иностранного языка для работы в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается вопрос формирования инклюзивной компетентности учителя иностранного языка, чтобы организовать их работу в условиях инклюзивного образования.

Готовность современной школы к реализации инклюзивного подхода в образовании

В статье представлен опыт исследования круга проблем, с которыми сталкивается современное образовательное учреждение, реализующее инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Развитие компенсаторной компетенции в системе платных дополнительных образовательных услуг

В данной статье проводится исследование уровня сформированности компенсаторных умений среди обучающихся на платных языковых курсах.

Готовность педагогов к работе с учащимися с ОВЗ как фактор эффективности инклюзивного образования

Статья содержит результаты исследования готовности педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ и ее взаимосвязи с показателями деятельности учителя в условиях инклюзивного образования.

К вопросу о подготовке педагогов к организации инклюзивного образовательного процесса

В статье раскрываются существующие в России теоретические подходы к определению специфики деятельности педагога инклюзивного образования, выявляются проблемы подготовки педагогических кадров к этому виду профессиональной деятельности и определяются о...

Инновационный подход к профессиональной подготовке педагогов дошкольных образовательных организаций

В данной статье рассматриваются теоретические вопросы создания модели непрерывного профессионального развития педагогов дошкольного образования.

Развитие дистанционного образования в системе повышения квалификации как инновации образовательной среды

Рассматривается дистанционное образование как инновация в образовательной среде. Раскрывается специфика организации дистанционного образования в современных условиях.

Компетентностный подход в подготовке конкурентоспособного специалиста

В статье актуализируются основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей.

Компетентностный подход в реализации идеи непрерывного образования в системе повышения квалификации учителей музыки

Рассматриваются вопросы совершенствования системы повышения квалификации учителей музыки в контексте современных требований к профессиональной подготовке компетентных специалистов. Одним из условий эффективности системы повышения квалификации являетс...

Задать вопрос