К вопросу формирования инклюзивной компетентности преподавателя высшей школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 18.10.2023

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Шафранская, А. И. К вопросу формирования инклюзивной компетентности преподавателя высшей школы / А. И. Шафранская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106730/ (дата обращения: 24.12.2024).



В статье через призму компетентностного подхода рассмотрены вопросы, связанные с актуальностью профессионального самосовершенствования преподавателя высшей школы, основанной на учете потребностей студентов с нарушениями зрения, а также вызовов и основных трендов времени.

Ключевые слова: высшая школа, инклюзивное образование, нарушение зрения, высшее образование, инклюзивная компетентность, процесс обучения, ограниченные возможности здоровья.

Запросы современного рынка труда в конкурентоспособных специалистах, необходимость адаптации человека к часто меняющимся в производстве технологиям привели к выходу на первый план компетентностного подхода в образовании, который включает в себя общие принципы определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Общий смысл всех этих принципов сводится к тому, чтобы представить содержание образования в виде дидактически адаптированного социального опыта решения познавательных, мировоззренческих, нравственных и иных проблем, а оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых на определённом этапе обучения.

Компетентность в данном подходе представляет собой многоплановую интегративную характеристику личности, которая, по мнению доктора педагогических наук К. М. Левитана, является комплексным личностным ресурсом, приобретаемым человеком в процессе практической деятельности, и обусловленным интериоризацией теоритического и практического опыта. Компетентность — это системная интеграция различных компетенций и личностных качеств.

Компетентность и связанное с ней понятие «компетенция» — совокупность знаний, умений, навыков в той или иной сфере — достаточно сложные многоплановые явления, на базе которых формируются новые термины, среди них — «профессиональная компетентность». Она предполагает на основе знаний и умений, практического опыта возможность конкурентоспособной личности успешно действовать в заданной профессиональной области. Одной из составляющих профессиональной компетентности является инклюзивная компетентность. Данная компетентность обуславливает способность преподавателя осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование затрагивает различные уровни образования, в том числе и высшую школу.

Лица с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования имеют право на определенные условия, в частности, на индивидуальный учебный план и адаптированную образовательную программу. Инклюзивное высшее образование, по мнению О. А. Денисовой и О. Л. Лехановой, требует соблюдения ряда условий:

  1. Обеспечение благоприятного микроклимата (архитектурная доступность, материально-техническое оснащение, возможность участия в общих внеурочных мероприятиях, привлечение волонтеров и аниматоров).
  2. Коррекция поведения учащихся в условиях вуза (приучение учащихся к самостоятельности).
  3. Развитие компенсаторных способностей человека с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Формирование интеграционной среды (общие внеучебные мероприятия, в том числе творческие, оздоровительно-туристские, культурно-экскурсионные, создают оптимальные условия для интенсивной адаптации и интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) в среду сверстников с нормальным психофизическим развитием).
  5. Комплексное сопровождение лиц с ОВЗ (основными направлениями комплексного сопровождения образования студентов — лиц с ОВЗ являются: социально-психолого-педагогическое сопровождение в процессе обучения; психолого-педагогическое обеспечение работы преподавателей со студентом с ОВЗ; взаимодействие с родителями студента с ОВЗ).
  6. Шестое условие — разработка и внедрение алгоритмов включения и сопровождения лиц с ОВЗ в образовательном процессе вуза, предусматривающий ряд этапов: профориентационная работа на довузовском этапе, сбор данных для поступления в университет, подача документов, поступление в университет, адаптация к университету, сопровождение в процессе обучения, прохождение практик, профессиональная ориентация и трудоустройство.
  7. Дополнительные занятия и факультативы.

Таким образом, для успешного включения лиц с ОВЗ в образовательную среду вуза важны не только приспособленность учебной базы, но и социально-психологический аспект. Нехватка инклюзивных компетенций у преподавательского состава высшей школы, технического персонала и обычных студентов является причиной того, что в вузах учится гораздо меньше лиц с ОВЗ, чем могло быть, а многие абитуриенты осваивают программу до конца и покидают учебное заведение раньше положенного срока.

Исходя из этого, можно с уверенностью говорить, что исключительное значение здесь приобретает инклюзивная компетентность как компонент профессиональной компетентности преподавателя. Это достигнутый уровень сформированности социально-психологической составляющей (совокупность психологических качеств, способностей, социальных знаний и умений, способствующих активному взаимодействию с социумом, налаживанию контактов с различными группами и индивидами, активной социальной роли) и специальной составляющей, включающий мотивацию к работе в инклюзивном образовании и владения специальными навыками профессиональной деятельности.

К специальным навыкам профессиональной деятельности можно отнести:

— информационную готовность;

— применение и знание современных педагогических технологий;

— знание основ психологии и коррекционной педагогики;

— вариативность в процессе обучения;

— знание индивидуальных особенностей лиц с ОВЗ;

— осуществление профессионального взаимодействия, обучения и самообучения.

Говоря о содержании и структуре инклюзивной компетентности преподавателя высшей школы, можно выделить в ее структуре три компонента:

— мотивационно-ценностный (предполагает глубокую личностную заинтересованность, положительную направленность на осуществление педагогической деятельности);

— когнитивно-операционный (предусматривает самообразование, личностный и профессиональный рост);

— рефлексивно-оценочный.

В рамках вопроса формирования инклюзивной компетентности преподавателя высшей школы хотелось бы кратко на проблеме формирования данной компетентности специалиста, работающего с лицами, имеющими нарушения зрения. Готовность к осуществлению вузовского образования обучающихся предполагает знание основных положений, касающихся учебно-методического обеспечения высшего образования лиц с нарушениями зрения. С широким введением инклюзии и наличием соответствующих федеральных образовательных стандартов вуз должен уметь подготовить высококвалифицированного выпускника с инвалидностью по зрению, обладающего высоким уровнем компетенций, позволяющих ему быть конкурентоспособным в условиях современного рынка труда.

Учебно-методическое обеспечение образования учащихся с ОВЗ по зрению предполагает сочетание множества различных компонентов. Выделить главные и сделать другие второстепенными в данном вопросе не представляется возможным, так как только комплексный подход обеспечит эффективность образовательного процесса. Помимо учебно-методического обеспечения образования лиц с нарушениями зрения, нельзя не уделить внимания физической доступности образовательных организаций высшего образования. Физическая доступность зданий образовательных организаций и прилегающей территории для обучающихся достигается путем оснащения этих объектов системой тактильных, звуковых и цветовых ориентиров (направляющие поручни; таблички, выполненные рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля; тактильная плитка; ограничители контрастного цвета и др.).

Учебно-методическое обеспечение в свою очередь предполагает информационную доступность, которая может быть достигнута путем создания следующих условий:

— включения в адаптированную основную профессиональную образовательную программу разделов и пунктов, таких как: «Особые социально-образовательные потребности студента — инвалида по зрению», «Специальные условия осуществления образовательной деятельности по адаптированной основной профессиональной образовательной программе для инвалидов по зрению».

— обеспечения библиотек образовательных организаций высшего образования литературой, изданной в специальных форматах для лиц с нарушениями функций зрительного анализатора (крупным шрифтом или рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля и др.), из фондов специальных библиотек для инвалидов по зрению, запись аудиоучебников.

— создания в библиотеках вузов мест, оборудованных компьютерной тифлотехникой (брайлевский дисплей, брайлевский принтер и др.), а также компьютером со специальным программным обеспечением (Jaws, Nide, Lookout и др.);

— предоставления услуг ассистента (тьютора), оказывающего обучающимся с глубокими нарушениями зрения необходимую техническую помощь при работе с учебной литературой и в процессе литературно-технического оформления печатных работ (рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ и др.);

— использования преподавателями при проведении аудиторных занятий в учебных группах, в которых обучаются студенты с глубокими нарушениями зрения, только аудиальных методов обучения, т. е. полного отказа от использования мультимедийных презентаций;

— разработки и включения преподавателями в учебно-методические комплексы по читаемым учебным дисциплинам перечня заданий и учебных материалов, доступных для работы с ними при зрительных нарушениях;

— адаптации учебных порталов и официальных сайтов вузов и т. д.;

— работа над принятием внутривузовских нормативно-правовых актов для лиц с ОВЗ по зрению.

Отталкиваясь от определения современного общества, можно с уверенностью говорить о том, что ведущую роль в нем играют техника, наука и знания. Общественный прогресс естественным образом затрагивает и людей, имеющих нарушение зрения. Инклюзия в высшей школе уже не кажется чем-то неосуществимым. Однако успех включения лиц с ОВЗ в образовательную среду вуза зависит в первую очередь от специалистов, поэтому необходима разработка и апробация общих образовательных программ переподготовки профессорско-преподавательского состава вузов для обучения людей с ОВЗ, формирование их инклюзивной компетентности, основанной на учете реальных нужд студентов с нарушениями зрения, а также вызовов и основных трендов времени.

Литература:

  1. Денисова О. А., Леханова О. Л. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью в региональном многопрофильном вузе на примере Череповецкого государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 119–129.
  2. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник. — М.: Норма, 2008. -432 с.
Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, нарушение зрения, инклюзивное образование, инклюзивная компетентность, ограниченная возможность здоровья, процесс обучения, высшее образование, адаптированная основная профессиональная образовательная программа, образовательный процесс, практический опыт.


Похожие статьи

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Профессиональное самосовершенствование начинающего преподавателя высшей школы в рамках реализации компетентностного подхода в образовании

В статье через призму компетентностного подхода рассмотрены вопросы, связанные с актуальностью профессионального самосовершенствования преподавателя высшей школы на современном этапе развития образования. Раскрываются сущность и основные этапы самосо...

Проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования

В статье рассмотрено инклюзивное образование, как инновация, входящая в систему современного образования; проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, основные подходы ученых к интерпретации готовности, а также компонен...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся

В данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения, как необходимое и обязательное условие их будущей профессиональной деяте...

Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника

В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...

Похожие статьи

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Профессиональное самосовершенствование начинающего преподавателя высшей школы в рамках реализации компетентностного подхода в образовании

В статье через призму компетентностного подхода рассмотрены вопросы, связанные с актуальностью профессионального самосовершенствования преподавателя высшей школы на современном этапе развития образования. Раскрываются сущность и основные этапы самосо...

Проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования

В статье рассмотрено инклюзивное образование, как инновация, входящая в систему современного образования; проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, основные подходы ученых к интерпретации готовности, а также компонен...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся

В данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения, как необходимое и обязательное условие их будущей профессиональной деяте...

Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника

В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...

Задать вопрос