Обучение слепых и слабовидящих детей совместно со зрячими детьми. Инклюзия в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 17.02.2023

Статья просмотрена: 415 раз

Библиографическое описание:

Савченко, Е. Н. Обучение слепых и слабовидящих детей совместно со зрячими детьми. Инклюзия в образовании / Е. Н. Савченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100123/ (дата обращения: 19.11.2024).



В настоящее время в нашей стране возникла острая необходимость в создании условий для получения детьми с нарушенным зрением общего воспитания и образования в условиях массовых учреждений.

Желательно, чтобы в классе, где находится ребенок с нарушением зрения, было не более 15 учеников с тем, чтобы обеспечить индивидуальный подход к ребенку . Учителю важно учитывать, где посадить такого ученика . Если ребенок сохранил частичное зрение или он слабовидящий̆, т. е. острота зрения более 0,05, и он не имеет выраженной светобоязни, его следует посадить в центре класса, на первой-второй парте. Тотально слепой ребенок или ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В случае, если у ребенка нет светобоязни и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.

Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15–20 минут непрерывной работы. Для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10–20 минут. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400–500 люкс. Если слабовидящий ребенок работает с опорой на зрение, то при использовании доски записи должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными. При записи школьник должен использовать цветные маркеры для наиболее важных моментов в записываемом материале, тогда не придется дополнительно напрягать зрение для прочтения всей записи в тетради.

Важно создавать психологический настрой слепого и слабовидящего учащегося на преодоление трудностей. Для этого можно использовать рекомендации по профилактике и преодолению школьной неуспешности ребенка с нарушением зрения Л. Н. Гладилиной. Учитывая свой профессиональный опыт, автор предлагает педагогам вначале ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения школьника , испытывающего трудности в обучении. Не всем детям рекомендовано постоянно носить очки, а те ученики, которые должны носить очки, могут испытывать чувство стеснения и не надевать их в окружении сверстников. Если ребенок должен носить очки, надо следить, чтобы он неукоснительно выполнял предписание врача. Важно, чтобы очки были удобны, чтобы дужки плотно цеплялись за уши и не соскальзывали. Когда очки сняты, необходимо следить, чтобы они не лежали стеклами вниз, так как они легко могут поцарапаться и испортиться. Также необходимо помнить, что грязные стекла вызывают напряжение зрения, поэтому стекла должны быть чистыми.

Педагогу, работающему с учеником с нарушением зрения, рекомендуется стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу лучше использовать яркие цвета, которые хорошо воспринимаются таким ребенком.

В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Рекомендуются дополнительные занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз. Необходимо использовать в наглядном материале яркие цвета, обводить черным цветом контуры изображений.

Педагогу следует ближе подходить к ученику, чтобы он не только слышал его голос, но и видел мимику и артикуляцию произносимых звуков. Учитывая, что многие объекты слепые и слабовидящие дети никогда не держали в руках или видели лишь смутно, и потому непонятны им, необходимо использовать реальные объекты, направляя на них руки и взгляд детей.

  1. Детям с нарушением зрения надо оказывать непосредственную помощь в самообслуживании и пространственной ориентировке. Такие ученики нуждаются в большей помощи, чем другие дети. Этих детей надо учить делать такие вещи, которые нормально развивающиеся сверстники просто перенимают, глядя на родителей. Важно учить слабовидящих и слепых пользоваться руками, слухом, чувствами вкуса и обоняния.
  2. Необходимо разговаривать с детьми с нарушениями зрения, потому что ребятам надо знать, кто с ними рядом. Прежде чем дотронуться или сделать что-то неожиданное, важно предупреждать, так как дети не могут видеть, как двигаются руки собеседника.
  3. Педагогу важно быть наблюдательным, уметь поставить себя в положение ученика, понять его психическое состояние. Лучше быть правдивым и честным с учениками с нарушениями зрения, так как дети должны доверять тем, кто им помогает.
  4. Детям с нарушениями зрения важно понимать, что происходит вокруг них. Для этого надо вербализовать свои действия, объяснять, что делаете вы, что окружающие, что должно случиться. Необходимо объяснять значение пугающих шумов, звуков, лучше при этом взять за руку слепого или слабовидящего ребенка, чтобы он чувствовал поддержку и большую уверенность.
  5. Данная категория детей часто не может видеть невербальные проявления, поэтому необходимо их озвучивать. Например, нужно, чтобы ребенок слышал смех, так как он не видит улыбки.
  6. При обучении необходимо производить действия, держа слабовидящего или слепого ребенка за руки, так как у таких детей нет возможности обучаться, глядя на педагога.
  7. Важно показывать таким детям, что находится вокруг них в комнате: полки, потолок, дверь, мебель и т. п. При перестановке мебели заранее предупреждайте ребят об этом.
  8. Педагогу важно иметь высокий уровень культуры речи (содержательность, правильность и образность речи, простота изложения, эмоциональность), уметь организовывать детский коллектив, владеть коммуникативными навыками.

Таким образом, для успешного инклюзивного обучения педагогу необходимо использовать специальные техники, методики и приемы обучения, разработанные специально для детей с нарушениями зрения. Кроме того, важно учитывать, что у этих детей медленный темп работы, необходимо использовать офтальмо-гигиенические требования к организации урока. Также следует формировать толерантное отношение к детям с нарушениями зрения у нормально развивающихся сверстников.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, ребенок, педагог, ученик, рабочее место, слабовидящий ребенок, слепой ребенок.


Похожие статьи

Использование пиктограмм и визуального расписания при работе с детьми с особенностями развития

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях специального образовательного учреждения

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений

Детский фитнес как активная форма физического развития детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного дошкольного образования

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе

Похожие статьи

Использование пиктограмм и визуального расписания при работе с детьми с особенностями развития

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях специального образовательного учреждения

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений

Детский фитнес как активная форма физического развития детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного дошкольного образования

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе

Задать вопрос