Общее у людей только одно: они все разные.
Роберт Зенд
Конституция РФ предоставляет равное для каждого гражданина нашей страны право на образование и обязательное для всех основное общее. Так оно и было всегда. Но долгие годы образование так или иначе делило детей нашей страны на две группы. Одни дети обучались в обычной школе, другие были приписаны к специализированным школам закрытого типа. Совместное обучение детей с инвалидностью и обычных детей, названное инклюзией, отставало от мировой практики. Такие дети не были включены в разнообразные жизненные ситуации, они не могли приобретать необходимых практических навыков. Социальное развитие ребенка в таких условиях препятствовало подготовке их к независимому, самостоятельному образу жизни.
Положительный мировой опыт инклюзивного образования заставил сдвинуть с мертвой точки российскую модель развития образования в этом вопросе. Энтузиасты совместного обучения детей с ОВЗ и обычных детей победили. Наше законодательство изменилось. Изменилось с 2012 года. Пришло понимание, что все дети должны обучаться вместе, должны общаться друг с другом, что права должны быть у всех равны. Инклюзивное образование законодательно теперь закреплено и становится государственной гарантией на всех ступенях образования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» предписывает «создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»... [1] Теперь родители и дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право выбирать то образовательное заведение, которое будет наиболее эффективным для них. Они могут выбирать не только школу. Такой опыт был перенесён и на систему профессионального образования. Процесс интегрированного обучения сложен и долог. Каждому ребенку необходимо обеспечить личностное развитие и интеграцию в обществе. Многое уже было сделано в школе. Но системе профессионального образования также необходимо адаптироваться к современным реалиям, включиться в процесс совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, объединить новые информационные и коммуникационные технологии и обеспечить качественную подготовку будущих специалистов в Российской Федерации. Для обеспечения этой задачи, «профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». [1]
Вот уже 3 года, как в нашем колледже появились первые дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. В 2017–2018 таких детей было 12. В следующем 2018–2019 учебном году — 17.
В 2019–2020 учебном году в инклюзивных группах колледжа обучаются 23 студента с инвалидностью. Виды нозологий очень разные. С нарушением слуха — 4 человека, с нарушением зрения — 2 человека, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 7 человек, с соматическими заболеваниями — 10 обучающихся. В последней группе есть дети и с врожденным пороком сердца, врожденным иммунодефицитом, целиакией, эпилепсией. Эти дети учатся в разных группах по различным профессиям: художник по костюму, операционная деятельность в логистике, парикмахер, дизайнер. Особых трудностей в адаптации к коллективу обучающихся дети с инвалидностью не испытывают. Да и обычные наши студенты, к счастью, очень толерантно относятся к «необычным детям». Нельзя сказать, что социализация и коррекция развития таких детей проходят гладко и без проблем. Каждый ребёнок индивидуален. Но ни разу за 3 года работы с такими детьми в нашем колледже не было ни одного случая, чтобы такого ребенка обидели, унизили, напомнили ему о его особенностях. Возможно, сказывается общий настрой педагогического коллектива. Дети с особенностями здоровья рассматриваются нами как полноценные члены общества. Общественное мнение о неполноценности детей с особенностями уходит в прошлое. Мы учимся не выпячивать личностные, физические особенности детей с инвалидностью. И пытаемся объяснить это всем обучающимся у нас студентам.
У детей с ограниченными возможностями здоровья много проблем. Специалисты утверждают, что главными из них являются: неуверенность в собственных силах, неумение планировать собственную жизнь, неумение сделать осмысленный выбор дальнейшего пути. Кто должен помочь таким детям учиться, адаптироваться в обществе, жить полноценной жизнью? Конечно, родители. Но большую часть времени дети с особенностями здоровья проводят в учебном заведении. Поэтому, можно смело утверждать, что без грамотного и думающего педагога в условиях перехода к инклюзивному образованию не обойтись. Но педагоги остались прежними. Нас самих надо перестраивать. Мы сами испытываем психологические трудности.
Мы — педагоги часто бываем не уверены в наших действиях. Иногда меня гложет чувство вины. Порой кажется, что мы слишком мало уделяем внимания таким детям на уроках. «Учитель — золотое сечение инклюзии». [2, 6.] В этой связи, повышаются требования к устоявшейся системе профессиональных компетенций преподавателей. «Учитель должен вернуться к пониманию своей профессиональной миссии — миссии посредника в культуре, человека, который «выращивает» будущее». [2, 11с.] Возникает острая необходимость в новых знаниях. Каждый год педагоги колледжа обучаются на курсах повышения квалификации. Нам читают лекции по всему спектру вопросов, с целью обеспечения качественного обучения и воспитания, полноценного развития детей с разнообразными образовательными потребностями и возможностями. Обмен опытом — ещё один из видов работы. К нам приезжают на совместные конференции коррекционные педагоги из учебных заведений области. Кроме того, мы активно сотрудничаем со школами, где учились наши сегодняшние студенты.
Педагогам инклюзивного образования необходимо быть гибкими и толерантными, уважать индивидуальные различия «особых» детей, но в то же время, принимать ребенка с инвалидностью как обычного, уметь слушать и применять рекомендации специалистов, стараться работать в одной команде с другими педагогами, пробовать решать возникающие проблемы нестандартными методами. Нас учат постоянно «мониторить» образовательный процесс, выявлять и задействовать сильные стороны личности обучающегося. Возникает необходимость использовать индивидуальные формы учебной и воспитательной работы с учащимися в сочетании с коллективными, широко использовать активные формы и методы работы, разрабатывать и использовать по каждому учебному предмету разной степени сложности учебно-социальные задания. Хотя, по опыту работы, мы приходим к убеждению, что не всегда детям с инвалидностью нужны особые условия, особые методы обучения и дифференцированные задания. Главная задача педагога — организовать учебный процесс таким образом, чтобы материал урока был усвоен всеми учащимися без исключения. Это касается и слабых, и сильных учащихся, и конечно же детей с ограниченными возможностями здоровья. Важными моментами на уроках должны быть доброжелательность и тёплая атмосфера. Спокойный голос учителя, сопереживание, готовность прийти на помощь в случае возникновения трудностей при освоении материала урока — обязательные условия в инклюзивном образовании.
Инклюзивное образование — прогрессивный способ обучения. Длительный и достаточно противоречивый процесс преобразований. Он прочно вошел в образовательный процесс всех стран мира. Этот процесс уже не остановить и в нашей стране. Дети с ограниченными возможностями здоровья наконец-то становятся полноценными гражданами государства, которым доступно получение качественного образования. И мы учителя, должны помочь таким детям найти своё место в жизни. Позитив, который излучает учитель, передаётся и всем детям. Особенно детям с ограниченными возможностями. Это придаёт им уверенности и даёт возможность стремиться к дальнейшим победам. Инклюзия — это динамично развивающийся процесс. Он положительно влияет на систему социальных отношений, укрепляет нравственное здоровье общества. «Инклюзивное образование — результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь, каким бы ни было её физической состояние». [2, 14 c.]
Литература:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Алёхина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. Педагогический университет. «Первое сентября», 2013. — 14 c.
- Шульмин, М. П. Проблемное решение социального и психологического сопровождения студентов-инвалидов в процессе их профессионального образования / М. П. Шульмин // Дефектология, 2010. — № 3. — С. 88–92.
- Валицкая А. П. Инклюзивное образование — образование для всех / Валицкая А. П., Рабош В. А.// Социальная педагогика. — 2009. — № 1. — С. 18–22.