Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 28.10.2019

Статья просмотрена: 1477 раз

Библиографическое описание:

Панова, В. Н. Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного образования / В. Н. Панова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63409/ (дата обращения: 16.11.2024).



Общее у людей только одно: они все разные.

Роберт Зенд

Конституция РФ предоставляет равное для каждого гражданина нашей страны право на образование и обязательное для всех основное общее. Так оно и было всегда. Но долгие годы образование так или иначе делило детей нашей страны на две группы. Одни дети обучались в обычной школе, другие были приписаны к специализированным школам закрытого типа. Совместное обучение детей с инвалидностью и обычных детей, названное инклюзией, отставало от мировой практики. Такие дети не были включены в разнообразные жизненные ситуации, они не могли приобретать необходимых практических навыков. Социальное развитие ребенка в таких условиях препятствовало подготовке их к независимому, самостоятельному образу жизни.

Положительный мировой опыт инклюзивного образования заставил сдвинуть с мертвой точки российскую модель развития образования в этом вопросе. Энтузиасты совместного обучения детей с ОВЗ и обычных детей победили. Наше законодательство изменилось. Изменилось с 2012 года. Пришло понимание, что все дети должны обучаться вместе, должны общаться друг с другом, что права должны быть у всех равны. Инклюзивное образование законодательно теперь закреплено и становится государственной гарантией на всех ступенях образования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» предписывает «создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»... [1] Теперь родители и дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право выбирать то образовательное заведение, которое будет наиболее эффективным для них. Они могут выбирать не только школу. Такой опыт был перенесён и на систему профессионального образования. Процесс интегрированного обучения сложен и долог. Каждому ребенку необходимо обеспечить личностное развитие и интеграцию в обществе. Многое уже было сделано в школе. Но системе профессионального образования также необходимо адаптироваться к современным реалиям, включиться в процесс совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, объединить новые информационные и коммуникационные технологии и обеспечить качественную подготовку будущих специалистов в Российской Федерации. Для обеспечения этой задачи, «профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». [1]

Вот уже 3 года, как в нашем колледже появились первые дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. В 2017–2018 таких детей было 12. В следующем 2018–2019 учебном году — 17.

В 2019–2020 учебном году в инклюзивных группах колледжа обучаются 23 студента с инвалидностью. Виды нозологий очень разные. С нарушением слуха — 4 человека, с нарушением зрения — 2 человека, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 7 человек, с соматическими заболеваниями — 10 обучающихся. В последней группе есть дети и с врожденным пороком сердца, врожденным иммунодефицитом, целиакией, эпилепсией. Эти дети учатся в разных группах по различным профессиям: художник по костюму, операционная деятельность в логистике, парикмахер, дизайнер. Особых трудностей в адаптации к коллективу обучающихся дети с инвалидностью не испытывают. Да и обычные наши студенты, к счастью, очень толерантно относятся к «необычным детям». Нельзя сказать, что социализация и коррекция развития таких детей проходят гладко и без проблем. Каждый ребёнок индивидуален. Но ни разу за 3 года работы с такими детьми в нашем колледже не было ни одного случая, чтобы такого ребенка обидели, унизили, напомнили ему о его особенностях. Возможно, сказывается общий настрой педагогического коллектива. Дети с особенностями здоровья рассматриваются нами как полноценные члены общества. Общественное мнение о неполноценности детей с особенностями уходит в прошлое. Мы учимся не выпячивать личностные, физические особенности детей с инвалидностью. И пытаемся объяснить это всем обучающимся у нас студентам.

У детей с ограниченными возможностями здоровья много проблем. Специалисты утверждают, что главными из них являются: неуверенность в собственных силах, неумение планировать собственную жизнь, неумение сделать осмысленный выбор дальнейшего пути. Кто должен помочь таким детям учиться, адаптироваться в обществе, жить полноценной жизнью? Конечно, родители. Но большую часть времени дети с особенностями здоровья проводят в учебном заведении. Поэтому, можно смело утверждать, что без грамотного и думающего педагога в условиях перехода к инклюзивному образованию не обойтись. Но педагоги остались прежними. Нас самих надо перестраивать. Мы сами испытываем психологические трудности.

Мы — педагоги часто бываем не уверены в наших действиях. Иногда меня гложет чувство вины. Порой кажется, что мы слишком мало уделяем внимания таким детям на уроках. «Учитель — золотое сечение инклюзии». [2, 6.] В этой связи, повышаются требования к устоявшейся системе профессиональных компетенций преподавателей. «Учитель должен вернуться к пониманию своей профессиональной миссии — миссии посредника в культуре, человека, который «выращивает» будущее». [2, 11с.] Возникает острая необходимость в новых знаниях. Каждый год педагоги колледжа обучаются на курсах повышения квалификации. Нам читают лекции по всему спектру вопросов, с целью обеспечения качественного обучения и воспитания, полноценного развития детей с разнообразными образовательными потребностями и возможностями. Обмен опытом — ещё один из видов работы. К нам приезжают на совместные конференции коррекционные педагоги из учебных заведений области. Кроме того, мы активно сотрудничаем со школами, где учились наши сегодняшние студенты.

Педагогам инклюзивного образования необходимо быть гибкими и толерантными, уважать индивидуальные различия «особых» детей, но в то же время, принимать ребенка с инвалидностью как обычного, уметь слушать и применять рекомендации специалистов, стараться работать в одной команде с другими педагогами, пробовать решать возникающие проблемы нестандартными методами. Нас учат постоянно «мониторить» образовательный процесс, выявлять и задействовать сильные стороны личности обучающегося. Возникает необходимость использовать индивидуальные формы учебной и воспитательной работы с учащимися в сочетании с коллективными, широко использовать активные формы и методы работы, разрабатывать и использовать по каждому учебному предмету разной степени сложности учебно-социальные задания. Хотя, по опыту работы, мы приходим к убеждению, что не всегда детям с инвалидностью нужны особые условия, особые методы обучения и дифференцированные задания. Главная задача педагога — организовать учебный процесс таким образом, чтобы материал урока был усвоен всеми учащимися без исключения. Это касается и слабых, и сильных учащихся, и конечно же детей с ограниченными возможностями здоровья. Важными моментами на уроках должны быть доброжелательность и тёплая атмосфера. Спокойный голос учителя, сопереживание, готовность прийти на помощь в случае возникновения трудностей при освоении материала урока — обязательные условия в инклюзивном образовании.

Инклюзивное образование — прогрессивный способ обучения. Длительный и достаточно противоречивый процесс преобразований. Он прочно вошел в образовательный процесс всех стран мира. Этот процесс уже не остановить и в нашей стране. Дети с ограниченными возможностями здоровья наконец-то становятся полноценными гражданами государства, которым доступно получение качественного образования. И мы учителя, должны помочь таким детям найти своё место в жизни. Позитив, который излучает учитель, передаётся и всем детям. Особенно детям с ограниченными возможностями. Это придаёт им уверенности и даёт возможность стремиться к дальнейшим победам. Инклюзия — это динамично развивающийся процесс. Он положительно влияет на систему социальных отношений, укрепляет нравственное здоровье общества. «Инклюзивное образование — результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь, каким бы ни было её физической состояние». [2, 14 c.]

Литература:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Алёхина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. Педагогический университет. «Первое сентября», 2013. — 14 c.
  3. Шульмин, М. П. Проблемное решение социального и психологического сопровождения студентов-инвалидов в процессе их профессионального образования / М. П. Шульмин // Дефектология, 2010. — № 3. — С. 88–92.
  4. Валицкая А. П. Инклюзивное образование — образование для всех / Валицкая А. П., Рабош В. А.// Социальная педагогика. — 2009. — № 1. — С. 18–22.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, инвалидность, качественное образование, образовательный процесс, особенность здоровья, получение образования, профессиональное образование, совместное обучение детей.


Похожие статьи

Толерантность как ценностная основа инклюзивного профессионального образования

Актуальность инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы

Роль тимбилдинга в профессиональном становлении и совершенствовании педагогов дошкольного образования

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Роль иностранного языка в развитии интеркультурного потенциала студента

Роль преподавателя в стимулировании коммуникативной компетентности будущего специалиста

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Похожие статьи

Толерантность как ценностная основа инклюзивного профессионального образования

Актуальность инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы

Роль тимбилдинга в профессиональном становлении и совершенствовании педагогов дошкольного образования

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Роль иностранного языка в развитии интеркультурного потенциала студента

Роль преподавателя в стимулировании коммуникативной компетентности будущего специалиста

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Задать вопрос